Пока среда кинокомиксов и индустрия развлечений из-под пера некогда прославленного бренда Marvel Studios медленно задыхается из-за безалаберности продюсеров и ленивого подхода к созданию новых интересных историй, в рукаве у Кевина Файги, руководителя компании, продолжает лежать огромный и еле заметный козырь, сущность которого явила себя свету лишь относительно недавно. Не в силах завлечь аудиторию разноплановыми проектами про приземлённых (и не очень) героев, руководитель Marvel вернулся туда, откуда пускает корни вся сегодняшняя супергероика: дебри классики кинокомиксов из самой сердцевины кинематографических нулевых. Так родилась третья часть "Человека-паука" с Томом Холландом, движимой силой в которой стало явление фан-сервиса, так родился второй "Доктор Стрэндж", эксплуатация ностальгии в котором, впрочем, послужила чуть ли не худшим звеном самого фильма. Но самый главный на сегодняшний день бэнгер стагнирующей MCU - это долгожданное возвращение сквернословного наёмника в обтягивающем красном трико. Всего за восемь лет Дэдпул превратился в новаторскую икону супергероики, вдохнув новую жизнь и в историю самого персонажа, и в структуру самого кино, как такового
Окончательно же поджёг фитиль зрительских ожиданий анонс Хью Джекмана, который вернулся к роли Росомахи спустя семь лет после драматургически сильного "прощания" со зрителями в "Логане" Джеймса Мэнголда. Таким образом "Дэдпул и Росомаха" образовал радостную дружескую коалицию: давно знакомые в реальной жизни Шон Леви (режиссёр триквела), Райан Рейнольдс и сам Хью принялись за активную разработку их главного проекта: вплоть до июля 2024-го чуть ли не ежедневно поступала информация о появлениях различного рода камео в картине и баснословные подробности абсурдного сюжета третьей части. Полноценная взаимосвязь киновселенной Marvel со вселенной фильмов о "Людях Икс" от Fox, многочисленные отсылки и упоминания знакомых фанатам персонажей, заряженный и энергичный дуэт неуязвимых мутантов: это то, чего зрители ждали долгие годы. А после череды многочисленных провалов отдельных проектов MCU, "Дэдпул и Росомаха" буквально превратились для Кевина Файги (и зрителей заодно) своеобразной "мессией", которая сможет триумфально вытянуть среду дорогих кинокомиксов с глубокого дна
Но в отличие от "Нет пути домой", история которого целиком базировалась на фан-сервисе и появлении разнообразных персонажей из старых фильмов о Человеке-пауке, третий "Дэдпул" никогда не планировал радовать зрителей исключительно возвращениями любимых нами актёров в их культовых супергеройских амплуа. Весь костяк истории триквела изначально строился на ультра-заряженном и взрывоопасном бромансе Райана и Хью: тим-ап когтистого мутанта и чересчур болтливого наёмника - то, что нужно буквально всем фанатам кинокомиксов, в особенности - MCU, находящейся в достаточно плачевном состоянии на сегодняшний день. И именно само плачевное состояние становится визитной карточкой юмора "Дэдпула и Росомахи": ведь, как и предполагалось, вся лента превратилась в мета-ироничную и абсурдную комедию, снятую за несколько сотен миллионов баксов
Юмор - неотъемлемая часть всей трилогии о Дэдпуле: слишком провокационные и грязные шутки часто сочетались с драйвовыми колкостями в сторону других супергеройских франшиз. Но если первая часть лишь прощупывала почву, закладывая определённый смысловой фундамент, а вторая старалась экспериментировать с комедийной подачей, уходя в иногда излишнюю претенциозность, то третья, кажется, нащупала идеальный баланс между сумасбродным гротеском и реалистичным абсурдом. Райан Рейнольдс проходится буквально по всем аспектам современной среды кинокомиксов, и достаётся тут буквально всем: от "классических" фильмов про Людей Икс и концовки "Логана", до качества проектов MCU после четвёртых "Мстителей" и сегодняшних проблем студии. Дэдпул никогда не видел граней между чёрным юмором и откровенным оскорблением: ведь именно за это большинство зрителей так сильно и любит данного персонажа
И образовав вкупе с Хью Джекманом неповторимый и уникальный броманс, Райан Рейнольдс отправился бороздить мультивселенские просторы, нанося увечья то статистам антагонистки, то самим продюсерам, часто проговаривая вслух те мысли, которые неоднократно возникали в голове у самых преданных фанатов кинокомиксов. В стороне не остаётся и когтистый мутант, выступающий некой противоположностью Уэйда: всегда нахмуренный и серьёзный Логан, по образу которого мы соскучились со времён фильма Мэнголда, смешно противопоставляется ёмкому и вызывающему образу Дэдпула, рот которого не закрывается вплоть до конца картины. Тим-ап мутантов здесь - это не сплошная фан-сервисная составляющая, какая, например, была в "Нет пути домой", а полноценный сюжетный двигатель, на основе которого строится буквально вся структура ленты
И вовсе не удивительно, что за ширмой гиперболизированного юмора и отвлекающего от недостатков броманса Райана Рейнольдса и Хью Джекмана теряется нить основной истории, которая в "Дэдпуле и Росомаха" является одной огромной фикцией. Поругать можно многое: и безликую злодейку, являющуюся карикатурно-нелепым болванчиком уровня проработки предыдущих спорных проектов MCU, и огромное количество сюжетных дыр (которые уже успели наплодить предыдущие фильмы про Людей Икс), и огромную проблему с темпом динамики, переключение от сумбурности до затянутости которого превращается чуть ли не в неотъемлемую сюжетную деталь. Сценарий, руку к которому приложили Леви с Рейнольдсом, явно не может похвастаться какой-либо драматургией или сильными конфликтами, отдавая всю пелену внимания чувству юмора актёров и их дуэту
Тем не менее, история "Дэдпула и Росомахи" старается укомплектовать в фанатский костяк истории, построенной на мета-иронии и отсылках, личные арки двух главных героев: Уэйд Уилсон страдает от кризиса среднего возраста и пытается быть настоящим героем, в то время, как Логан, являясь диаметральной противоположностью наёмника, и вовсе желает отбросить супергеройское амплуа на задний план, виня себя за гибели друзей в его вселенной. По большей степени Шон Леви и Райан Рейнольдс не стараются продвигать линии персонажей, фокусируясь лишь на абсурдном юморе, в связи с чем резкие перескоки от чёрной комедии к сентиментальной драме могут вызывать лёгкое недоумение. Нельзя сказать, что постановщикам удалось найти подходящий для чаши васов их проекта баланс: стоило ли при таком исходе в принципе вводить драматургические нити в сценарный фундамент?
А сам Шон Леви, как духовный "наследник" Дэвида Литча (он ставил вторую часть "Дэдпула") попытался уловить подход к выстраиванию экшена. Несмотря на заниженные ожидания некоторых зрителей, вызванные поздним окончанием съёмок фильма и малым количеством времени для "полировки" технической части", "Дэдпул и Росомаха" справляются с классической задачей дорогого, высокобюджетного блокбастера: экшен в картине присутствует в достаточном количестве, как и его вариации. От драйвового опенинга под "Bye Bye Bye" бой-бэнда NSYNC, до несколькоминутной однокадровой драки в лучшем духе "Олдбоя" Пака Чхан-ука. Может с точки зрения режиссуры и постановки Шон Леви проигрывает своим предшественникам, но ярко выделяется на фоне остальных ремесленников сегодняшней киновселенной Marvel
Всегда следует помнить, что "Дэдпул и Росомаха" - фильм, сделанный фанатами специально для фанатов. Чёрный гиперболизированный юмор отодвигает формальную историю на третьестепенный фон, давая Райану Рейнольдсу и Хью Джекману вволю нагуляться на мультивселенских улочках: огненный и харизматичный броманс уже культовых для супергероики образов образовал едкую и провокационную мета-комедию, высмеивающую, кажется, буквально всё и всех на этом свете. В этом и есть прелесть "Дэдпула", ставящего оболочку и язвительную форму превыше духовного содержания: и в контексте бадди-муви триквел производства Шона Леви идеально справляется с поставленной задачей. Но в случае отхода от сильных эмоций и абстрагирования от многочисленных фан-сервисных деталей, на поверхность всплывает множество недостатков, превращающие "Дэдпула и Росомаху" в типичного представителя современной супергеройской среды: весёлого и в меру дуболомного, но в то же время драматургически слабого и структурно посредственного. Впрочем, с одним фактом поспорить глупо: новый проект MCU - явно главный летний блокбастер этого года