Выдача личных медкнижек выполняется с 01.09.2023 в электронном формате. Имеющиеся бумажные варианты, оснащенные голографическими штампами, действуют, пока все странички не расходуются. Выясним, как руководителям предприятий надлежит относиться к ЭЛМК (электронным личным медицинским книжкам).
КОМУ И ПОЧЕМУ ТРЕБУЮТСЯ ЛИЧНЫЕ МЕДКАРТЫ
Российское законодательство предусматривает обязательное прохождение первичного медосмотра при трудоустройстве и периодического обследования. Основание тому – ст. 220 ТК России и приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021. По результатам медкомиссии дается заключение о профессиональной пригодности специалиста выполнять работу.
Необходимость ЛМК для отдельных категорий работников оговаривается приказом Минздрава от 18.02.2022 № 90н. Соответствующие записи в книжке служат подтверждением, что медобследование и вакцинация пройдены, тест на знание санитарных норм сдан.
Без оформления санкнижки не обойтись, если работа сотрудника влияет на безопасность и здоровье окружающих людей. Список охватывает:
- образовательные организации – школы и колледжи, лагеря отдыха и ДДУ;
- оказание коммунально-бытовых услуг, медобслуживание – больницы и поликлиники, массажные центры, салоны красоты;
- изготовление, хранение, доставку, торговлю пищевыми продуктами – продавцы, складской персонал, работники общепита и сельскохозяйственных организаций, пищевой промышленности;
- объекты водообеспечения, связанные с обслуживанием водопровода и очищением воды – операторы очистительных сооружений.
При отсутствии ЛМК специалист не допускается к выполнению должностных обязанностей. Устаревшая информация в документе – причина отстранить сотрудника от работы согласно ст. 23 ФЗ № 29-ФЗ и ст.76 ТК.
При приеме на работу по результатам предварительного медосмотра и прохождении гигиенической аттестации оформляется медицинская книжка, выдаваемая территориальным ЦГиЭ. Документ сопровождает своего владельца в течение его трудовой деятельности независимо от места службы.
ЧТО СОДЕРЖИТ ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДКНИЖКА
Существенные изменения отмечают с 01.09.2023 в ЛМК: переход на электронную версию с обновленной структурой (Приказ №90н, приложение 1).
В цифровой формат входит:
- двухмерный штрихкод;
- уникальный идентификатор ЛМК из ФГИС СЭС – подсистемы ЭЛМК;
- дату формирования документа;
- данные о владельце – Ф.И.О., адрес прописки или регистрации, дата рождения, название специальности (должности);
- информация о нанимателе – выполнение обновления при смене рабочего места;
- сведения о прививках, инфекционных заболеваниях;
- результаты обследований и дату плановой медкомиссии из ЕГИСЗ;
- отметка о предупреждении при несоблюдении санитарных требований и норм;
- данные об очередном гигиеническом обучении и аттестации.
Когда формируется электронная медкнижка, документ подписывается ответственными специалистами ЦГиЭ с использованием усиленной квалифицированной ЭП.
КАК ВЫДАЮТ ЛИЧНУЮ САНКНИЖКУ
Задача работодателя – проконтролировать наличие книжки у претендента, ее действительность, зайдя в Единый реестр ЛМК Роспотребнадзора. При отсутствии медицинской книжки у кандидата она заводится автоматически в электронном формате, начиная с 01.09.2023.
Процедура включает следующие шаги:
1. Предварительный медосмотр. Наниматель направляет соискателя на прохождение медицинской комиссии. При обследовании работник соглашается на обрабатывание и передачу личной информации в подсистему ЭЛМК. Проходит осмотр, проверяет состояние здоровья, сдает анализы и выполняет инструментальные исследования.
Медучреждение создает электронные книжки с врачебными заключениями и результатами медицинских обследований, передаваемых в ЕГИЗС, позже – в подсистему ЭЛМК.
2. Заявка на получение ЛМК. Наниматель отправляет кандидата на вакансию с медицинским заключением по результатам осмотра в территориальный ЦГиЭ для оформления карты. Возможна подача заявления персонально либо через ЕГПУ (приказ № 90н в ред. приказа № 429н от 15.08.2023). В последнем варианте, чтобы сформировать медкнижку, потребуется электронная подпись. Заявителю важно иметь на платформе Госуслуг подтвержденную учетную запись.
Для получения сообщений о готовности электронной ЛМК пользуются личным кабинетом. Для контактов с центром санэпиднадзора используется также почта, электронка, телефон.
Завершая работу, ЦГиЭ готовит электронную ЛМК, содержащую сведения из ЕГИЗС о пройденном медосмотре. Заявитель получает уведомление, что ЭЛМК готова, в пределах рабочего дня.
3. Сертификация санминимума. Получив электронную медкнижку, работник обязан пройти гигиеническое обучение и аттестацию. Прохождение санитарного минимума проводится очно либо онлайн. Аттестационное испытание выполняется в ЦСЭН после гигиенической подготовки, включающей 12 учебных часов.
Специалисты проходят санминимум при приеме на работу, а затем –периодически. Процедура обязательна каждый год для сотрудников, которые занимаются производством, доставкой, хранением или продажей пищевых продуктов. Для других категорий работников – каждые два года.
Итоги сертификации вносятся в медицинскую книжку. Расходы на ее прохождение зависят от региона. Руководитель организации покрывает затраты либо выплачивает денежную компенсацию специалисту.
ЦСЭН проводит регистрацию положительных результатов сертификации в электронной книжке и информирует заявителя.
КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ И ИХ ХРАНЕНИЕ
Работодатель либо назначенный работник отслеживает прохождение медосмотров в точно указанный срок, координирует график выполнения регулярных процедур, осуществляет контроль наличия, учета, а также условий хранения медсправок. Иногда эти обязанности возлагаются на специалиста по ОТ приказом по учреждению и прописываются в должностной инструкции.
На заметку. Проверка санкнижек распространяется, помимо работников фирмы, на штат подрядчиков. К примеру, при заключении соглашения оптовой продовольственной базой с клининговой компанией заказчик в ответе за наличие ЛМК у персонала подрядной компании.
Медкнижки хранятся, пока специалисты трудятся на предприятии. Продавцы, занятые на ярмарках, рынках, должны брать с собой документ. Инспектор вправе потребовать показать медкарту.
МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БУМАЖНЫМ ВАРИАНТОМ САНИТАРНОЙ КНИЖКИ
Переходный период завершается 01.09.2024. До этого времени возможно оформление на старых бланках бумажной санкнижки в центрах санэпиднадзора включающих голографические штампы, с занесением сведений в Единый реестр ЛМК.
Придется с 01.09.2024 обращаться напрямую в центры, чтобы получить бумажный вариант. На книжках будут отсутствовать голограммы, они будут представлять простые распечатки, отражающие информационное наполнение электронного документа и завизированные печатями и подписями ЦСЭН.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Оформление личных медкнижек – обязанность специалистов, если выполняемая работа может отражаться на здоровье населения. В этот список входят учителя, работники пищевых производств, персонал медучреждений, продавцы, косметологи и не только – перечень прописан в приказе 29н.
Выдача медицинского документа осуществлялась до 01.09.2023 ЦСЭН на бумажном носителе с голографическими штампами, внесение записей проводилось в Единый реестр.
ЭЛМК пришли на замену бумажного варианта. Электронные медкнижки включают данные о работниках, в том числе информацию о переходе на новое место работы, сертификаты санитарного минимума, а также результаты медобследований. Каждый электронный документ отличается уникальным идентификатором вместе с двухмерным штрихкодом.
Заведение электронной книжки при трудоустройстве происходит в ЦГиЭ. Подача заявления на оформление электронной ЛМК возможно на сайте Госуслуг. Наниматель направляет работника на предварительный медосмотр. Передача результатов выполняется в электронном формате в подсистему ЭЛМК из ЕГИСЗ. Процедура избавляет от необходимости оформлять на бумажном носителе санитарную книжку.
Для руководителя организации доступен запрос копии электронной медкнижки на бумажном бланке. В данной ситуации центр санэпиднадзора выдает печатную копию электронной медкнижки, заверенную печатью.
При желании до 01.09.2024 можно оформить вместо электронного документа медкнижку старого образца с голографическими штампами. Бумажный вариант используется, пока не закончатся страницы.
При обращении в нашу компанию RG-Soft мы обеспечим автоматизированный учет кадров на вашем предприятии. Гарантируем эффективную подборку программного обеспечения, установку, настройку. Обучим персонал, как работать с программным продуктом. Для уточнения деталей оформите заявку, мы подсчитаем, сколько стоит внедрение.