Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Китобойное судно «Эссекс»: ужасающая история, вдохновившая «Моби Дика»

Оглавление

Трагедия китобойного судна «Эссекс» оставила ужасающие шрамы в умах и телах людей, которые выжили. И эту историю увековечили в литературе - в произведении Моби Дик.

В погоне за китом

Кашалот, по данным Национальной ассоциации океанических и атмосферных исследований
Кашалот, по данным Национальной ассоциации океанических и атмосферных исследований

Когда Эссекс отправился в плавание в 1819 году, в Америке процветала китобойная промышленность. Коренные жители веками охотились на китов, и переселенцы вскоре после прибытия тоже присоединились к промыслу, однако они не учитывали ни какие факторы и их влияние на среду. Вскоре из-за активного истребления китов переселенцами в Атлантическом океане истощилась их популяция, и корабли начали плавать на большие расстояния в Тихий и Северный Ледовитый океаны в поисках дичи.

Киты пользовались большим спросом во всем мире, включая масло, которое вываривалось из китового жира, известного как ворвань; китовый ус, который использовался для женских корсетов, кринолинов и даже китовые кости. Это сделало данную отрасль очень прибыльной, особенно для судовладельцев, которые получали наибольшую долю, но этим занимались люди из всех слоев общества.

Охота на китов была очень сложным промыслом, с плаваниями, длившимися несколько лет подряд, и множеством сопутствующих рисков. Лодки покидали основное судно, запускали гарпуны и преследовали китов, а затем возвращались на судно для переработки улова.

Новая Англия - историческая область на северо-востоке США, включающая в себя следующие штаты: Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт.

Массачусетс был пристанищем для многих общин китобоев, где большинство мужчин зарабатывали на жизнь этим видом промысла в той или иной степени. Одно из таких сообществ, Нантакет, было портом приписки китобойного судна «Эссекса».

Способная команда и корабль

Художественное изображение китобойного судна «Эссекс» (American Heritage)
Художественное изображение китобойного судна «Эссекс» (American Heritage)

Путешествие 1819 года было не первым, которое совершил «Эссекс». Его строительство было завершено в 1799 году, и он к тому моменту совершил 6 прибыльных рейсов. Корабль был меньше, чем было принято в то время, но имел некоторые обновления, включая медную обшивку корпуса, который был сделан из толстых дубовых досок. Корабль был 238 тонн, 26,8 м в длину и 7,6 м в ширину.

Как и другие китобойные суда того времени, «Эссекс» по сути был плавучей фабрикой по переработке. После того, как киты были пойманы, из-за длительности плавания и удаленности местоположения судна, морских млекопитающих нужно было немедленно перерабатывать, чтобы максимизировать прибыль и предотвратить порчу товара. Для этого требовалась многофункциональная команда с различными навыками, включая плотницкое дело, мясное дело, кулинарию, кузнечное дело и, конечно же, охотники.

Когда судно отплыло 2 августа, на нем был экипаж из 21 человека. В журналах отмечен смешанный экипаж из 14 белых мужчин и 7 чернокожих. Хотя рабство все еще действовало в Соединенных Штатах, в Массачусетсе в то время оно не было законным, и команды китобоев часто были расово разнообразными.

Капитаном судна был Джордж Поллард-младший, а 21-летний Оуэн Чейз был по правую руку от него в качестве первого помощника. Мэтью Джой был вторым помощником. Хотя некоторые члены экипажа имели многолетний опыт, 14-летний Томас Никерсон и 16-летний Оуэн Коффин, двоюродный брат капитана, были новичками в жизни на море.

Ненормальная атака

Остров Флореана сегодня, Adventure Life
Остров Флореана сегодня, Adventure Life

Команда направилась на юг, и только через 2 месяца они поймали свой первый улов у берегов Бразилии. Когда они обогнули мыс Горн и направились в южную часть Тихого океана в январе, китов было видно мало, так как отрасль процветала. Некоторый успех был достигнут у берегов Перу; затем Поллард принял решение направиться на запад в более отдаленные воды, которые оказались весьма прибыльными для недавних искателей приключений.

Экипаж остановился в Эквадоре, прежде чем отправиться в путь, где один из мужчин дезертировал. Когда на борту осталось 20 человек, «Эссекс» снова остановился на Галапагосских островах для краткого ремонта, и команда поймала около 200 черепах для мяса. На другом небольшом острове Флореана (остров Чарльза) мужчины остановились, чтобы поймать еще черепах.

Атака на Эссекс, через Magzter
Атака на Эссекс, через Magzter

Примерно через месяц команда прошла 2800 километров от Галапагосских островов до обширной пустоты западной части Тихого океана, района, известного как Оффшорные земли. Утром 20 ноября они заметили китов, и с корабля были спущены на воду 3 вельбота. В ходе преследования, лодка, возглавляемая Чейзом, была повреждена, и они вернули ее на судно для ремонта. Пока они возвращались, Чейз случайно заметил, что большой самец кашалота плавал недалеко от корабля. Это был исключительно крупный экземпляр, оцениваемый примерно в 26 м в длину, в то время как большинство самцов кашалотов в среднем имеют длину 19-20 м.

Внезапно кит начал ускоряться в сторону их корабля, протаранив левую сторону носа. У кашалотов большая, выпуклая голова, и, по оценкам, особь весила примерно 80 тонн. Он проплыл под лодкой, остановился, затем вернулся и снова ударил судно, прежде чем исчезнуть. Чейз и члены экипажа на борту были в ужасе. Китобойный промысел, безусловно, был опасен, но полноразмерное судно никогда раньше не подвергалось нападению китов.

Чейз понял, что ущерб был катастрофическим. Вскоре вернулись 2 других небольших вельбота, и капитан Поллард не знал, что делать со сценой развернувшейся вокруг него. Увидев своего ошеломленного первого помощника, он спросил: «Боже мой, мистер Чейз, в чем дело?» На что Чейз торжественно ответил: «Нас пробил кит».

Борьба за выживание

Корабль, каким он был в 9:30 утра в день атаки, нарисован членом экипажа Томасом Никерсоном см. Историческую ассоциацию Нантакета.
Корабль, каким он был в 9:30 утра в день атаки, нарисован членом экипажа Томасом Никерсоном см. Историческую ассоциацию Нантакета.

В течение часа лодка накренилась на 45 градусов, и началась безумная гонка по спасению того, что можно было спасти. Команда работала 2 дня, чтобы как можно лучше подготовиться к выживанию, пока их основной корабль тонул у них на глазах. Вельботы были укреплены дополнительными кедровыми досками по бокам, были добавлены паруса из парусины. Некоторые навигационные приборы и провизия были спасены.

Сначала они разделились на 3 команды, распределенные между 3 вельботами. Лодки возглавляли 3 самых высокопоставленных члена экипажа, причем Поллард, Чейз и Джой каждый командовали мини-судном. Все спутники Джой были не из Нантакета, большинство из них были чернокожими. Разделили провизию. Каждая команда получила 246-250 литров воды, немного еды и огнестрельное оружие, хотя лодка Джой не получила навигационных приборов.

Затем нужно было решить, куда плыть. Капитан Поллард считал, что наилучшим вариантом будет плыть к Островам Общества, которые, по его оценкам, находились примерно в 3200 км к западу, с преобладающими ветрами. Однако Чейз и Джой оба выступили против этого, опасаясь, что острова населены каннибалами. Ирония их иррационального страха перед каннибалами достигла апогея всего через несколько недель. Вместо этого они выступили с кампанией, чтобы направиться на юг, затем на восток, обратно в Южную Америку, примерно на 1600 км дальше и против ветра. У Полларда не было выбора, кроме как подчиниться желаниям своей команды.

Оуэн Чейз, в зрелом возрасте, Историческое общество Нантакета
Оуэн Чейз, в зрелом возрасте, Историческое общество Нантакета

Корабли плыли вместе и прошли около 1600 км, потребляя около половины пинты воды и 500 калорий в день на человека. 20 декабря они высадились на необитаемом острове, который они считали островом Дюси. На самом деле это был остров Хендерсон, самый большой из 4 островов Питкэрн. Мужчины нашли на острове морских птиц, рыбу и небольшое количество пресной воды, поэтому они решили остаться и отдохнуть в течение 6 0дней. Однако не было никакой надежды на долгосрочное выживание на острове, поэтому с несколькими птицами и наполненными водой бочками на буксире они вернулись в свое плавание. Трое из нантакетцев решили остаться и попытать счастья на острове, а не отправляться в путь.

В течение 2 недель после отплытия из Хендерсона людям пришлось значительно сократить свои пайки. Простые задачи, такие как поддержание огня и ремонт, стали невероятно обременительными, и моряки начали умирать. Мэтью Джой, второй помощник, у которого были проблемы со здоровьем, умер первым 10 января 1821 года. Всего через несколько дней после его смерти возникло еще больше проблем, когда лодка Оуэна Чейза отделилась от остальных. Чейз и его люди были предоставлены сами себе.

Морской обычай

Без управления Джоя люди в его лодке перестали ограничивать свои пайки, и в течение нескольких дней их запасы значительно сократились. 20 января скончался еще один человек в лодке Джоя, Лоусон Томас. Вместо того чтобы предать его тело морю, как они сделали с Джоем, люди решили обратиться к каннибализму.

«Морской обычай» не был новой традицией, согласно данным Международного института исследований морского права
«Морской обычай» не был новой традицией, согласно данным Международного института исследований морского права

Поскольку люди продолжали умирать в лодке Джой, их последовательно съедали, как и первого человека, умершего в лодке капитана Полларда. Пока Чейз и его товарищи бесцельно дрейфовали в течение 27 дней, они похоронили первого умершего человека, Ричарда Петерсона, в море. Однако, когда Айзек Коул умер 3 недели спустя, его плоть была съедена. 3 человека остались в лодке Чейза, 4 в лодке Полларда. Однако третья лодка отплыла от лодки Полларда, и ее больше никто не видел.

На 74-й день люди в лодке капитана решили тянуть жребий и определить, чья жизнь будет отдана ради спасения оставшейся группы. Двоюродный брат Полларда, 16-летний Оуэн Коффин, вытянул короткий жребий. Поллард обещал своей тете заботиться о мальчике и сказал ему, что он не обязан этого делать. Однако Коффин смирился со своей судьбой, и один из его друзей убил его из корабельного огнестрельного оружия, а группа съела его.

Спасенные и воссоединенные

Спаситель Дофин, изображение 1823 года, Seewesterly
Спаситель Дофин, изображение 1823 года, Seewesterly

18 февраля 1821 года, через 91 день после того, как они отплыли от затонувшего «Эссекса», Чейз и 2 других, которые все еще выжили в его лодке, были наконец спасены. Их подобрал британский корабль «Индиан», примерно в дне плавания от побережья Чили. 23 февраля лодка капитана была поднята примерно в 480 км. Только капитан и еще 1 человек были все еще живы, их доставили на борт китобойного судна «Дофин». Вскоре после этого 5 членов команды воссоединились в Чили. Они рассказали о 3 мужчинах, оставшихся на острове, и для их спасения был отправлен корабль. Их нашли живыми 9 апреля.

Из первоначальной группы из 20 человек, оставшихся на судне после того, как оно покинуло Южную Америку, выжило 8 человек. 7 человек были съедены своими товарищами по команде.

Классика

Дом Джорджа Полларда в Нантакете сегодня, через Atlas Obscura
Дом Джорджа Полларда в Нантакете сегодня, через Atlas Obscura

Они вернулись домой в Нантакет и были встречены с распростертыми объятиями. Их община, казалось, понимала «морской обычай» и то, через что пришлось пройти мужчинам. Исключением был Поллард, чья тетя не могла вынести нахождения с таким мерзким человеком в одной комнате, позволившего убить своего двоюродного брата, ее сына, и ставшего каннибалом.

Следует отметить, что хотя китобойные суда допускали разнообразие среди команды, это не означало, что результаты всегда были справедливыми. Ни один из афроамериканских моряков на судне не выжил, а первые четверо, которых съели, были чернокожими. Авторы и историки предполагают , что к этим людям относились наименее благосклонно при распределении ресурсов как до, так и после катастрофы, что увеличивало вероятность ранней смерти.

Изображение катастрофы Эссекса, предоставленное American Heritage
Изображение катастрофы Эссекса, предоставленное American Heritage

Шокирующая история Эссекса не только попала в заголовки, но и вдохновила одного из американских писателей, поэта и моряка, наиболее известного как автор классического романа «Моби Дик». Герман Мелвилл находился под сильным влиянием истории Эссекса, когда писал свой роман о гигантском морском чудовище «Моби Дик». Поллард, в частности, оказал влияние на Мелвилла. Они встретились на короткое время, когда Мелвилл посетил Нантакет, и он упоминается в «Моби Дике». Позже Мелвилл перешел от романов к поэзии, поскольку продажи его книг пошли на спад («Моби Дик» стал популярным только после смерти Мелвилла), и одно из его стихотворений было о том, как Поллард сам скатился в безвестность.

Поллард свою команду до конца своей жизни. Каждый год в годовщину атаки на Эссекс он запирался в своей комнате.