20 января 1936 года умер король Георг V, внук королевы Виктории, и его старший сын Эдуард Альберт Кристиан Джордж Эндрю Патрик Дэвид в тот день стал королем Эдуардом VIII.
Когда принц Эдуард встретил и влюбился в разведенную женщину, Уоллис Симпсон, которая собиралась стать дважды разведенной женщиной и той, которая была не только простолюдинкой, но и американкой по происхождению, никто не был рад за него, и у всех было свое мнение. Уоллис Симпсон, казалось, имела власть над Эдуардом, которого наблюдатели описывали как «подкаблучника».
Она захватила сердце принца, и, несмотря на почти единодушное мнение внутри и вне его семьи, что она «не подходит» королевской семье, он все равно добивался своего. Они встретились в 1930 году, когда она еще была замужем, и между ними завязался роман, который в конечном итоге привел к браку. Брак продлился до смерти Эдуарда в 1972 году. Было много написано статей и снято много драм об этой паре. Одной из таких работ является мини-сериал, излагающий их историю, под названием «Эдуард и миссис Симпсон (мини–сериал 1978)».
Их отношения очень дорого обошлись Эдуарду. Хотя его родители, король Георг V и королева Мария, встретились с Уоллис Симпсон в Букингемском дворце в 1935 году, позже они отказались принять ее снова, и роман Эдуарда с ней еще больше усугубил и без того сложные отношения, которые у него были с отцом, королем.
Эдуард и его младший брат Альберт, росли очень дружными. Альберт, родившийся 14 декабря 1895 года, был вторым сыном короля Георга и королевы Марии, которые в то время все еще были известны под титулами герцога и герцогини Йоркских. Это была годовщина смерти его прадеда, принца Альберта. Не зная, как вдова принца Альберта, королева Виктория, воспримет известие о рождении своего правнука, родившегося в день годовщины смерти ее любимого мужа, было решено предложить ей назвать ребенка Альбертом в честь прадеда.
Услышав о предложенном имени ребенка, королева Виктория написала герцогине Йоркской: «Я с нетерпением жду возможности увидеть новорожденного, родившегося в такой печальный день, но гораздо более дорогого мне, тем более, что его будут называть этим дорогим именем, которое является синонимом всего великого и хорошего».
Итак, все было решено, и через 3 месяца ребенка окрестили «Альбертом Фредериком Артуром Джорджем». Как правнук королевы Виктории, он был официально известен как «Его Высочество принц Альберт Йоркский» с рождения. В семье его неофициально называли «Берти», в будущем он станет королем Георгом VI.
Хотя всего было 5 братьев, считается, что Эдуард и Берти были более близкими «союзниками», имея общего неприятеля — отца. Говорят, что король Георг V был холоден, отстранен и очень строг со своими детьми, заявляя другим, что хочет, чтобы его сыновья боялись его:
«Мой отец боялся своего отца, и я боялся своего отца, поэтому будет правильно, если мои сыновья будут бояться меня!»
Не совсем то, чего можно было бы ожидать от наследников королевы Виктории - английского символа домашнего очага того времени. Но, несмотря на их тесную связь в детстве, Берти, как и многие другие, не мог одобрить отношения между своим старшим братом Эдуардом и Уоллис Симпсон.
Эдуард правил как король Англии всего 11 месяцев. С 20 января по 11 декабря 1936 года. Понимая, что его отношения или предполагаемый брак с миссис Симпсон не будут приняты, Эдуард принял решение отречься от престола.
Его воспитывали с рождения как члена королевской семьи, что естественно, и он рос со знанием того, что когда-нибудь он станет королем. Отказ от престола был не просто отказом от работы, должности или титула, это был отказ от личности и предполагаемой судьбы. Тем не менее, для Эдуарда, если быть королем означало, что он не сможет жениться на женщине, в которую влюбился, то он был готов отринуть такую личность и судьбу. Ниже приводится его речь, которая транслировалась по британскому общественному радио после его отречения 11 декабря 1936 года:
«Наконец-то я могу сказать несколько слов от себя. Я никогда не хотел ничего утаивать, но до сих пор для меня не было конституционной возможности говорить.
Несколько часов назад я выполнил свой последний долг как король и император, и теперь, когда меня сменил мой брат, герцог Йоркский, моими первыми словами должно быть заявление о моей верности ему. Я делаю это от всего сердца.
Вы все знаете причины, побудившие меня отказаться от престола. Но я хочу, чтобы вы поняли, что, принимая решение, я не забыл страну или Империю, которой как принц Уэльский, а в последнее время и как король, я пытался служить в течение двадцати пяти лет. Но вы должны поверить мне, когда я говорю вам, что я обнаружил, что не могу нести тяжкое бремя ответственности и исполнять свои обязанности короля так, как я хотел бы, без помощи и поддержки женщины, которую я люблю.
И я хочу, чтобы вы знали, что решение, которое я принял, было моим и только моим. Это было то, что я должен был судить сам. Другой человек, которого это касалось больше всего, пытался до последнего убедить меня поступить по-другому. Я принял это, самое серьезное решение в своей жизни, только под влиянием одной мысли о том, что в конечном итоге будет лучше для всех.
Это решение стало для меня менее трудным благодаря уверенности в том, что мой брат, с его долгой подготовкой в государственных делах этой страны и с его прекрасными качествами, сможет занять мое место немедленно, без помех или ущерба для жизни и прогресса Империи. И у него есть одно несравненное благословение, которым наслаждаются многие из вас и которое не даровано мне, — счастливый дом с женой и детьми.
В эти тяжелые дни меня утешали Ее Величество моя мать и моя семья. Министры короны, и в особенности г-н Болдуин, премьер-министр, всегда относились ко мне с полным уважением. Между мной и ими, а также между мной и парламентом никогда не было никаких конституционных разногласий. Воспитанный в конституционных традициях моим отцом, я никогда не должен был допускать возникновения подобных проблем.
С тех пор, как я стал принцем Уэльским, и позже, когда я занял трон, я пользовался величайшей добротой со стороны всех слоев населения, где бы я ни жил или ни путешествовал по всей Империи. За это я очень благодарен.
Я теперь полностью оставляю общественные дела и слагаю с себя бремя. Может пройти некоторое время, прежде чем я вернусь на родину, но я всегда буду следить за судьбами британской расы и империи с глубоким интересом, и если когда-либо в будущем я смогу быть полезен Его Величеству в частной должности, я не подведу.
И теперь у нас у всех новый король. Я желаю ему и вам, его народу, счастья и процветания от всего сердца. Да благословит вас всех Бог. Боже, храни короля».
Когда Эдуард женился на Симпсон на частной церемонии 3 июня 1937 года, Берти, теперь уже новый король, которого звали Георг VI, запретил членам королевской семьи присутствовать на церемонии, и пропасть между ними стала еще больше.
Королева Мария, мать Эдуарда и Альберта, прокомментировала в отношении ухода Эдуарда с престола и женитьбы на Уоллис Симпсон, что она не могла поверить, что он «отказался от этого ради подобного».
Эдуард был озлоблен на свою мать, написав ей в 1939 году, относительно ее последнего письма, что она уничтожила «последний след чувства, который я оставил для тебя…» и что она «сделала дальнейшую нормальную переписку между нами невозможной».
В первые дни правления Георга VI Эдуард звонил ему ежедневно, прося денег и настаивая на том, чтобы его теперь уже жене Уоллис, герцогине Виндзорской, был предоставлен титул королевского высочества. Наконец, так измотанный, король приказал, чтобы звонки Эдуарда больше не передавались ему, без необходимости.
Отречение дорого обошлось не только Эдуарду, но и Альберту - королю Георгу VI. Насколько общительным и светским был Эдуард, настолько же спокойным, тихим и сдержанным был Альберт. Он не любил выступать публично, это было для него эмоционально разрушительно. Но у него было то, чего не было у Эдуарда... теплая и любящая семья, две прекрасные дочери, Элизабет (Лилибет) и Маргарет, и сильная и любящая жена Елизавета Боуз-Лайон, которая была рядом с ним и поддерживала его во время многочисленных испытаний, с которыми он столкнулся внезапно став королем.
Если когда-либо и был человек, который НЕ хотел быть королем, то это, безусловно, был Альберт. Но его чувство долга перед своим народом и своей семьей было намного сильнее, чем его страх публичных выступлений или его желание тихой семейной жизни. Его цитируют как человека, сказавшего: «Высшее отличие — это служение другим». Родина позвала мужчину, и он ответил, и история Англии изменилась.
#история #перекресток #перепутье #выбор #судьба #ответственность #безответственность #цель #любовь #эмоции #подкаблучник #король #отречение #служение #семья