Найти в Дзене
ЭраАвто

Что такое система старт-стоп. Для чего она нужна

Оглавление

Чтобы улучшить экологические показатели автомобилей с ДВС, конструкторы добавили в них системы старт-стоп. Что это за системы?

Фото: Muanpare Wanpen / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Muanpare Wanpen / Shutterstock / FOTODOM

Что такое система старт-стоп

Старт-стоп — это система, которая автоматически отключает и повторно запускает двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Она позволяет сократить расход топлива, уменьшить вредные выбросы и уровень шума в условиях городского движения.

Впервые такая система появилась в середине 1970-х на автомобиле Toyota Crown с 6-цилиндровым двигателем. Но широкое распространение старт-стоп получила только в XXI веке из-за ужесточения экологического законодательства.

В зависимости от метода расчёта, эти системы помогают сэкономить от 3 до 10 % топлива за счёт сокращения времени работы ДВС на холостом ходу. В больших городах с плотным трафиком двигатели проводят в таком режиме почти треть всего времени работы.

При этом на холостом ходу падает давление масла и растёт температура. Это может привести к масляному голоданию и, как следствие, к уменьшению срока службы ДВС.

Как работает система старт-стоп

Система старт-стоп выключает двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в том числе до полной остановки автомобиля, опираясь на данные от различных датчиков.

Если автомобиль оснащён механической коробкой передач, то для срабатывания системы рычаг трансмиссии должен стоять в нейтральном положении. Если автомобиль оснащён автоматической коробкой передач любой конструкции, то должна быть нажата педаль тормоза.

Сигналом к повторному запуску ДВС в первом случае служит выжим сцепления, а во втором — отпускание педали тормоза. Если же в автомобиле есть система Auto-Hold (автоматическое удержание машины на месте при остановке), то ДВС перезапустится после нажатия на педаль газа.

Чтобы система старт-стоп сработала, должны быть соблюдены следующие условия:

  • ДВС должен быть прогрет до рабочей температуры
  • Температура воздуха должна быть в пределах от +4 °C до +35 °C
  • Скорость автомобиля должна превышать 4 км/ч
  • Водительская дверь должна быть закрыта;должно быть включено небольшое количество энергопотребителей
  • Заряд аккумулятора должен быть не ниже определённого уровня. Иначе не будет обеспечено электропитание различных устройств и не хватит энергии для перезапуска ДВС
  • Не должны быть активированы специальные внедорожные режимы (если они есть) силового агрегата
Фото: Zivica Kerkez / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Zivica Kerkez / Shutterstock / FOTODOM

В системах старт-стоп используются следующие основные компоненты:

  • Электронный блок управления двигателем с программой старт-стоп
  • Датчик частоты вращения коленчатого вала ДВС
  • Датчик вращения колёс
  • Датчик нейтральной передачи в МКП
  • Датчик положения педали тормоза или сцепления
  • Датчик заряда аккумуляторной батареи
  • Аккумулятор, который выдерживает большое количество циклов разряда и заряда
  • Усиленный генератор или стартер-генератор, который обеспечивает частые перезапуски ДВС

Плюсы и минусы системы старт-стоп

Основное преимущество систем старт-стоп заключается в возможности сэкономить 0,5–0,8 л топлива на 100 км пробега при движении с частыми остановками на светофорах или в пробках.

Однако у таких систем есть существенные недостатки:

  • Эффективность системы заметно снижается даже при медленном движении, а в свободном режиме она перестаёт работать
  • При частом отключении ДВС нарушается смазка его компонентов, что приводит к повышенному износу
  • Чтобы минимизировать «сухое» трение, подшипники коленвала требуют специального полимерного покрытия, что увеличивает стоимость производства и цену автомобиля
  • Электрические помпы системы охлаждения, дополнительные датчики, усиленные аккумуляторы и стартеры также повышают стоимость автомобиля
  • При включённой системе старт-стоп автомобиль начинает движение с заметной задержкой
  • Обслуживание автомобиля с системой старт-стоп обходится дороже

Как отключить систему старт-стоп

Фото: Nenad Cavoski / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Nenad Cavoski / Shutterstock / FOTODOM

Многие обеспокоены не только быстрым износом двигателя, но и недовольны постоянными перезапусками ДВС при включении системы старт-стоп. Эту систему можно отключить двумя способами:

  • Нажать соответствующую кнопку на передней панели/центральной консоли или в меню бортового компьютера. Недостаток этого способа в том, что процедуру придётся повторять после каждого нового запуска двигателя.
  • Обратиться в технический центр, где с помощью специального оборудования функцию старт-стоп можно полностью отключить на программном уровне.

Ошибки системы старт-стоп

Когда датчики, информирующие электронный блок управления двигателем о состоянии систем, выходят из строя, это приводит к некорректной работе системы старт-стоп.

Например, если датчик частоты вращения коленчатого вала неисправен, переключение питания энергопотребителей на аккумулятор может не произойти. В таком случае при отключении ДВС системы останутся без электропитания.

Некорректная работа датчика контроля уровня заряда батареи может привести к её полному разряду, что повлечёт за собой определённые последствия.

Эти проблемы решаются заменой вышедших из строя датчиков.

Авто
5,66 млн интересуются