Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Неаполитанские Бурбоны, Испания и партия карлистов

Как известно, в общем итоге после Испанской революции, кратковременного правления Амадея Савойского (любопытно, что и в Испании Савойский дом чуть с концами не оттяпал корону у Бурбонов) на трон вернулся сын королевы печального образа Изабеллы II, энергичный, бесстрашный и решительный Альфонсо XII, который окончательно разгромил карлистскую партию (позже военных столкновений уже не было, карлисты перешли к вялой политической борьбе).

Небольшая вставка касательно порядкового номера этого короля: назвавшись Двенадцатым он подчеркнул связь с королями Кастилии и Леона, хотя по мнению некоторых подданных, он должен был зваться Альфонсо I, так как королей этого имени в объединенной Испании еще не было. С другой стороны, всё логично - Фердинанд-Католик, так и остался Пятым, а не Первым, (отчет королей этого имени спокойно отсчитывался с Фернандо I Великого (1016-1065), Хименеса, короля Леона и графа Кастилии.

Альфонсо XII
Альфонсо XII

И вот с Альфонсо Обеих Сицилий, графом Казерта, связана одна важная деталь дальнейшего противостояния карлистов и Испанского королевского дома, ведь это противостояние, что удивительно, продолжается и поныне. Быть принципиальным, это, конечно правильно, но… Что делать принцу-изгнаннику? На одних только принципах и дочерей замуж не распихаешь, и сыновей не женишь. Точнее при особом старании можно, королевскую кровь в отличии от короны никто не отнимет, но намечался один крайне интересный вариант.

В 1888 году, Альфонсо делает крутой поворот – он признает официальную испанскую монархию в лице короля-ребенка Альфонсо XIII, приезжает к регенту Испании королеве-матери Марии Кристине Габсбург и просить принять на испанскую службу своих старших сыновей – Фердинанда и Карло. Разумеется, партия карлистов и сам ее лидер, герцог Мадридский Карл Бурбон, были до глубины души возмущены таким «свинством». Во-первых, вероломным, а во-вторых – просто нелогичным. Разве Альфонсо Неаполитанский сам не является первым наследником династии, которая также была противоправно лишена короны? То есть, по мнению карлистов, принципиального отличия случай отрешения от власти инфанта Карлоса Марии Исидро от свержения неаполитанца Франциска II, не имел, и там, и тут корона считалась узурпированной.

Вот тут я наконец, добрался до неочевидного решения странной для меня загадки – почему после смерти последнего из потомков инфанта Карлоса, Альфонсо Карлоса Бурбона в 1936 году (этот инфант и лидер карлистов дожил до 87-ми, и, вероятно, протянул бы еще как минимум десяток лет, если бы его случайно не сбил грузовик), дело карлистов продолжало жить? Ведь основная идея карлизма: не отчуждаемость короны и почти салическое право, в варианте завещанным Филиппом V, первым испанским Бурбоном – женщины и их потомство наследуют только после двоюродных братьев по мужской линии, при условии, что потомство инфанты-претендентки появилось на свет в Испании.

Герб Испании 1883-1931
Герб Испании 1883-1931

Но проследим за этим рассыпающимся карточным домиком: если линия отца-основателя карлизма, инфанта Карлоса Мирии Исидро пресеклась в 1936 году, то старшим в линии испанских Бурбонов по мужской именно линии оказывается… свергнутый король Испании Альфонсо XIII, так как ведет свой род по мужскому колену от инфанта Франсиско де Паула (являясь его правнуком), младшего брата короля инфанта Карлоса и короля Фердинанда VII.

Этот аргумент карлисты парировали «играючи» - отец свергнутого монарха, Альфонсо XIII, якобы не был законнорожденным сыном Франсиско-де-Асиса, герцога Кадисского (мужа королевы Изабеллы II) и, следовательно, внуком Франсиско де Паула. И надо сказать, основания для подобных утверждений имеются серьезные. Кстати, на сегодняшний день, если я правильно понимаю, нет ни малейшей информации о желании правящего дома Испании как-то опровергнуть этих слухи.

Ни один из старшей ветви Испанских Бурбонов не участвовал в генетических исследованиях (ведущихся с 2013 года), касательно дома Бурбонов. Напомню, что для этих исследований свои данные предоставили, трое ныне живущих принца Бурбона: один «орлеанец» и два «пармца». Так вот, было неопровержимо (подтверждалось несколькими перекрестными проверками) доказано, что у этих троих есть общий предок по мужской линии. Более того, «пармцы» потомки человека, который является родным братом предка испытуемого «орлеанца». Что полностью соответствует и юридическо-исторической связке: Людовик XIV, и его младший брат Филипп Орлеанский. А вот «испанцев» от подобных смелых экспериментов с генетиками что-то удерживает.

Аугусто Феррара-Дальмау. Карлисты в Первой Карлистской войне
Аугусто Феррара-Дальмау. Карлисты в Первой Карлистской войне

Впрочем, в любом случае, единая партия карлистов распалась на фракции, одна из которых пошла по самому простому пути: признала своим королем изгнанника Альфонсо XIII, как старшего и по мужской линии тоже.

Это к вопросу о законнорожденности короля Альфонсо XII – однако, даже если принять на веру мнение самой упрямой фракций карлистов, то следующими (после смерти Альфонсо Карлоса) в очереди должны быть именно Неаполитанские Бурбоны. То есть, исходя из норм чистого салического права (не слишком применимых и к «старым» Испанским Бурбонам), партия карлистов должна была бы самоликвидироваться: «неаполитанцы» дружны с линией потомков Альфонсо XII и просто снимают претензии – всё, финита ля комедия.

Но сам Альфонсо Карлос взял и назначил своим преемником… Франсиско Хавьера (1889-1977), главу дома Пармских Бурбонов – следующей ветви Капетингов по чисто мужской линии. Всё потому, что еще в 1888 году, старший брат Альфонсо Карлоса, он же титулярный Карл VII, в возмущении исключил Неаполитанских Бурбонов в лице Альфонсо, графа Казерта (и всего его потомства) от наследования за «предательство» и поворот к «узурпаторам».

Карлистский претендент, дон Карлос Младший, он же Карл VII
Карлистский претендент, дон Карлос Младший, он же Карл VII

Тут у современных карлистов всё на редкость перепутано. Ведь строгого салического права не было даже при Филиппе V и Карле III, в XVIII веке. Испанские кортесы, напомню, не позволили своему первому Бурбону установить «золотой французский стандарт» и передавать трон по женской линии можно, то есть, дама могла получит корону и передать ее своему сыну, если угаснут все ветви младших братьев ее отца. Следовательно, согласно такой логике – при чем здесь Неаполитанцы и Пармцы? Они ведь даже не троюродные Альфонсо Карлосу по мужской линии, а отстоят от него значительно дальше. Очевидно, что надо искать инфанту – ближайшую родственницу Альфонсо Карлоса, и рассматривать в качестве новых претендентов уже ее потомство, и часть карлистов ее, эту инфанту, тут же «нашла», это дочь «Карла VII», герцога Мадридского, Бланка Бурбон (1868-1949) и у нее, во вполне статусном браке есть сыновья.

Вот эта фракция карлистов и пригласила на получение титулярной короны Испании сыновей Бланки. Трое старших отказались, а младший – Карл Габсбург-Лотарингский, заинтересовался. Да, Габсбург, он сын Бланки Бурбон и ее мужа Карла Сальвадора Габсбурга из Тосканской линии. Вроде бы всё так, но самое смешное корнями уходит опять в XVIII век. Первый испанский Бурбон Филипп V свои новые законы престолонаследия придумывал в первую очередь для того, чтобы исключить восшествие на испанский трон… каких-нибудь Габсбургов. И сын Бланки не соответствовал одному принципиальному и обязательному условию – ему надо было родиться в Испании, а он появился на свет в Вене. Во всей этой путанице непросто разобраться, нужного кандидата надо искать среди других женских ветвей настоящих карлистских претендентов или… мы опять выходим на Неаполитанских Бурбонов.

Так что, к ним и возвращаемся в продолжении:

*****

Поддержать автора подпиской на Boosty: https://boosty.to/nigmechta

Прямая поддержка автора: 2202 2053 7037 8017