Что же заставило Альфонсо, графа Казерта, предать карлистов? Ничто иное, как выгодный брак младшего сына с серьезной (но не очевидной) надеждой получить настоящую, а не призрачную корону.
Прежде всего нужно вспомнить о браке брата Альфонсо, неразумного и несчастного Гаэтано, графа Джидженто, с инфантой Изабеллой, старшей дочерью королевы Изабеллы II. Заключен этот брак был не просто так, если вопрос на ком в принципе мог жениться некий младший Бурбон, мало кого волновал, то вот инфанту не абы за кого нужно было замуж выдать.
Всё потому, что у королевы был только один выживший сын – Альфонсо, не отличавшийся и в детстве слишком крепким здоровьем. Так что, в случае преждевременной смерти и этого сына трон должен был перейти к старшей дочери – Изабелле, она уже по своему рождению носила титул принцессы Астурийской, позже передав его брату. А потом Изабелла опять (с воцарением брата) вновь станет принцессой Астурийской. Вот как раз этот титул и станет отчасти камнем преткновения и повлечет за собой раскол в доме уже Неаполитанских Бурбонов, тянущийся по сегодняшние дни, к веселью итальянской, испанской и иной досужей публики.
Но корона не должна была уйти в другую династию, трон Испании обязательно должен был принадлежать Бурбонам, поэтому Изабеллу и выдали за Гаэтано, одного из Неаполитанских Бурбонов. Так вот, брак старшей инфанты закончился ничем, и больше замуж она не выходила. Кстати, интересно, что Гаэтано никаких особых договоров не подписывал.
У короля Испании Альфонса XII с престолонаследием ситуация сложилась непросто. Женился он достаточно вовремя – в 21 год, в 1878 году, на внучке низложенного короля Франции Луи Филиппа, Марии де лас Мерседес Орлеанской, но она внезапно скончалась всего через полгода после брака. Надолго откладывать второй брак было нельзя и Альфонсо вступает в союз с Марией Кристиной Габсбург-Лотарингской (тешинская ветвь потомков императора Леопольда II).
Уже в этом браке родилось две девочки: Мария де лас Мерседес и Мария Тереза, и вот 25 ноября 1885 года, 28-летний король Испании скончался от туберкулеза, оставив свою жену беременной. Если бы у Марии Кристины родилась еще одна девочка, то новым монархом Испании стала бы старшая дочь – по факту дублировалась бы ситуация после смерти Фердинанда VII, только уже без военного конфликта, испанцам пока надоело воевать друг с другом, у карлистов вряд ли бы получилось заново раскачать своих сторонников до горячей фазы.
Но 17 мая 1886 года родился мальчик, который сразу с момента своего появления на свет стал королем Альфонсо XIII (Подобная ситуация уже случалась прежде: например, во Франции с Жаном I Посмертным, сыном Людовика X, вот только здесь король вырос и возмужал). В 1901 году королю Испании было еще только 15 лет и всё это время его наследницей и принцессой Астурийской была старшая сестра Мария де лас Мерседес. Учитывая все превратности судьбы (не только медицинского характера) шансы стать королевой у нее были достаточно высоки, так что ее будущий брак был делом более чем государственным. И ей в мужья опять нужен был Бурбон.
Неочевидный выбор был сделан в пользу второго сына бывшего карлиста Альфонсо, графа Казерта, Бурбона обеих Сицилий. К слову, Альфонсо в эти годы находился в не слишком завидной роли – той самой, которая так не нравилась Д’Артаньяну: «меня дурно приняли бы здесь, и на меня плохо посмотрели бы там».
Принца Карло, как подходящего жениха для Марии Мерседес подобрали еще в 1899 году, выбирали, конечно, королева-мать Мария Кристина и тетушка невесты – инфанта Изабелла. Габсбурги ничего не имели против Дома обеих Сицилий, а инфанта Изабелла сохранила самые теплые чувства к семье своего покойного мужа, так что тоже ничего удивительно, что она продвигала кандидатуру неродного племянника.
Мария де лас Мерседес, была скромной и не очень красивой девушкой, считалось, что она слишком уж похожа на Габсбургов; казалось бы, на то время это уже не критично, ведь Лотарингская кровь серьезно подправила имперской династии легендарную габсбургскую внешность. Хм, с другой стороны, как раз брат Марии Мерседес, король Альфонсо XIII, куда больше походил на Габсбургов, причем не на представителей обновленной Лотарингской династии, а на те самых, «настоящих».
Принцесса Астурийская, которую не баловали выходами в свет, сразу влюбилась в своего кузена, который был старше ее на десять лет: в 1899 году принцессе было 19 лет, а жениху уже 29. Да и Карло был по всем статьям (за одним очень неудобным исключением) был просто женихом-подарком. Королевское происхождение, скромен (не какой-нибудь светский повеса, подобный дядюшке Луиджи), но… Сразу возникла оппозиция этому брачному проекту – ведь отец жениха совсем недавно сражался за карлистов, да и сам «Карл VII» был крестным отцом Карло Бурбона.
Однако, не взирая на протесты общественности, королева-мать с инфантой Изабеллой отбили все нападки на избранного ими жениха, и свадьба состоялась 14 февраля 1901 года. Но еще прежде в 1900 году, принц-консорт Астурийский Карлос (будем теперь его так называть), подписал Каннский акт, касательно своего отречения от прав на корону Обеих Сицилий. И вот это его отречение аукается Дому Бурбонов-Сицилийских и более чем через сто лет.
Разберемся с этим Актом и отречением, всё же странным, не только с точки зрения современности, но и, пожалуй, на 1900 год. Как мы помним, Филипп V, первый испанский Бурбон, был вынужден согласиться с международным давлением и не объединять Испанскую корону с Неаполитанской и Сицилийской. Получив по наследству Испанию, его сын Карл III, оставил соответствующие правила престолонаследия, где в частности говорилось о том, что король Испании и его наследник принц Астурийский, при выходе на вакантные короны Неаполя и Сицилии, должны от них отказаться.
Вот на этой логике и строилось отречение Карлоса Бурбона Неаполитанского – если уж он становился принцем Астурийским (по праву жены, вот здесь «принц-консорт» был его официальным титулом») то пусть теперь отречется от своей родовой короны. Особенно этот вопрос беспокоил Италию и Савойский дом, царствующий в этом молодом государстве – прошло ведь всего 39 лет с момента падения Неаполитанских Бурбонов. И теперь легко могла возникнуть ситуация (в случае преждевременной смерти Альфонсо XIII), при которой король-консорт имел бы права и на корону обеих Сицилий – на это и упирала обеспокоенная итальянская сторона.
*****
Поддержать автора подпиской на Boosty: https://boosty.to/nigmechta
Прямая поддержка автора: 2202 2053 7037 8017