Найти в Дзене
ЭраАвто

Перегрев двигателя: что делать

Оглавление

Любой автомобиль может столкнуться с перегревом двигателя. Рассмотрим причины этого явления, методы решения проблемы и возможные последствия.

Фото: Chebakalex7 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Chebakalex7 / Shutterstock / FOTODOM

Признаки перегрева двигателя

Перегрев двигателя — это ситуация, когда температура охлаждающей жидкости в двигателе выше допустимой нормы. Для разных моделей рабочая температура обычно находится в диапазоне от 80 до 105 °C. Если датчик показывает значение выше этого диапазона, значит, двигатель перегрелся. О проблеме сигнализирует индикатор на приборной панели, который загорается, когда критические значения превышены.

Есть и другие признаки того, что двигатель скоро перегреется:

  • Изменение звука работы двигателя. При перегреве двигатель может начать работать громче или издавать необычные шумы. Это связано с изменением вязкости масла и его способности смазывать детали двигателя.
  • Пар из-под капота. Чаще всего это происходит из-за того, что охлаждающая жидкость закипела и начала выплёскиваться через клапан в расширительном бачке. Нужно как можно быстрее заглушить автомобиль, чтобы избежать заклинивания поршней в цилиндрах двигателя.
  • Пониженная мощность. Перегрев может вызвать временную потерю мощности двигателя, что особенно заметно при попытке ускориться. Дальнейшая эксплуатация автомобиля в таком состоянии может навредить двигателю.
  • Запах гари. Неприятный запах возникает, когда масло и другие компоненты двигателя начинают перегреваться. Перегретое масло теряет свои смазывающие свойства, что приводит к перегреву деталей двигателя и вызывает запах гари.
  • Запах антифриза. Появление запаха антифриза в салоне говорит об утечке в системе охлаждения. Такое может случиться из-за повреждения радиатора, шлангов или других компонентов системы охлаждения. Запах антифриза становится особенно интенсивным при включении печки.

Почему греется двигатель

Летом вероятность перегрева двигателя выше, чем в другие времена года. Это связано не только с жарой, из-за которой охлаждение моторного отсека и радиатора становится менее эффективным, но и с использованием кондиционера. Он увеличивает нагрузку на двигатель и снижает эффективность системы охлаждения, поскольку радиаторы этих систем расположены друг за другом.

Вот распространённые причины перегрева двигателя:

  • Низкий уровень охлаждающей жидкости. Она может вытечь из-за повреждения шлангов, радиатора, насоса или прокладок. Также это может произойти из-за высокой температуры или неправильного состава жидкости (например, вода вместо антифриза). В некоторых случаях в системе охлаждения появляется воздушная пробка.
  • Сломанный термостат. Термостат регулирует поток охлаждающей жидкости через двигатель. При его поломке охлаждающая жидкость перестаёт циркулировать должным образом, что приводит к перегреву. Причины поломки могут быть разными: от механического износа до загрязнений в системе охлаждения.
Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM
  • Поломка вентилятора охлаждения. Вентилятор охлаждения отвечает за подачу воздуха на радиатор и помогает охладить охлаждающую жидкость. Если он не работает должным образом или вообще не работает, радиатор хуже охлаждается, особенно при медленном движении или в пробках.
  • Загрязнение радиатора. Радиатор, забитый грязью, накипью или остатками охлаждающей жидкости, не может эффективно рассеивать тепло. Это приводит к перегреву двигателя.
  • Перегрузка двигателя. Летом нагрузка на двигатель увеличивается из-за использования кондиционера. Перегрев также может быть вызван перевозкой тяжёлых грузов или движением по гористой местности.
  • Поломка водяного насоса. Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор. Если насос не работает должным образом, охлаждающая жидкость циркулирует неправильно, что приводит к перегреву.

Перегрев двигателя: что делать

Если мотор закипел, важно действовать быстро, чтобы избежать серьёзных повреждений двигателя.

Включите печку на максимальную мощность. Это безопасный и быстрый способ охладить двигатель. Печка — часть системы охлаждения, она помогает отвести тепло. Установите максимальную температуру на климат-контроле, включите режим обдува и откройте окна. Кондиционер не включайте, потому что он создаёт дополнительную нагрузку на двигатель.

Если после всех этих действий подул горячий воздух, значит, охлаждающая жидкость в системе есть и она успешно отводит тепло. Благодаря водяному насосу охлаждающая жидкость циркулирует по системе и плавно охлаждает двигатель, поэтому автомобиль может продолжать движение даже при повышенной температуре.

Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM

Можно продолжить движение при минимальных оборотах. Воздух охлаждает антифриз в радиаторе. Если есть возможность, лучше всего двигаться без нагрузки. Если дорога идёт в гору, нужно остановиться, не глуша двигатель, открыть капот и подождать, пока температура не вернётся к норме.

Если из печки идёт прохладный воздух, это означает, что в бачке недостаточно охлаждающей жидкости. В таком случае необходимо выключить двигатель и дать ему остыть. После этого следует долить охлаждающую жидкость в бачок (если нет антифриза, можно использовать воду) и отправиться в сервисный центр.

Вот список ошибочных действий, которые не помогут при перегреве двигателя и могут усугубить ситуацию:

  • Продолжать движение с перегретым двигателем. Это может привести к серьёзным повреждениям цилиндров, поршней, клапанов и других деталей.
  • Открывать крышку радиатора или расширительного бачка. Это очень опасно, так как можно получить серьёзные ожоги. Кроме того, при снижении давления антифриз закипит в самых горячих местах двигателя, и это ухудшит его способность к охлаждению.
  • Добавлять холодную воду в горячий радиатор. Это может вызвать термический шок и трещины в радиаторе или других частях системы охлаждения. Внутренние напряжения могут расколоть блок двигателя.

Последствия перегрева двигателя

Если не принять меры вовремя, перегрев может нанести серьёзный ущерб различным компонентам двигателя и системам автомобиля:

  • Поршни и цилиндры. При перегреве они могут расшириться, деформироваться, заклинить или треснуть. Есть риск оплавления поршней. Это приводит к снижению компрессии, ухудшению работы двигателя, увеличению расхода топлива и масла, появлению дыма из выхлопной трубы и полному выходу двигателя из строя.
  • Головка блока цилиндров. При перегреве двигателя головка блока цилиндров деформируется из-за высокой температуры. Это может привести к повреждению клапанов, сёдел, распределительного вала, гидрокомпенсаторов или прокладки ГБЦ. Может произойти утечка охлаждающей жидкости или масла в камеры сгорания или наружу, смешивание этих жидкостей, нарушение работы системы газораспределения, а также появление шумов и вибраций в двигателе.
  • Система охлаждения. Если двигатель закипит, охлаждающая жидкость начнёт испаряться, что приведёт к снижению её уровня и падению эффективности охлаждения. Также может повыситься давление в системе охлаждения, из-за чего возможны разрывы шлангов, прокладок или радиатора.
  • Система смазки. При высокой температуре масло теряет свои смазывающие и защитные свойства, становится жидким и пенится. Это приводит к повышенному трению, появлению шумов и вибраций в двигателе или к его поломке.

Как избежать перегрева двигателя

Фото: Bjoern Wylezich / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Bjoern Wylezich / Shutterstock / FOTODOM

Чтобы предотвратить перегрев двигателя и поддерживать его в рабочем состоянии, рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности:

  • Следить за уровнем и качеством охлаждающей жидкости. Уровень жидкости должен быть между минимальной и максимальной отметками на бачке. Рекомендуется менять её каждые два года или через каждые 40–60 тысяч километров пробега.
  • Контролировать работу термостата. Необходимо проверять работоспособность термостата и своевременно заменять его при необходимости. Он должен открываться и закрываться при определённой температуре (обычно 80–90 градусов Цельсия).
  • Очищать радиатор. Загрязнённый радиатор ухудшает теплоотдачу и снижает эффективность охлаждения. Следует следить за чистотой и пропускной способностью радиатора и регулярно промывать его от грязи.Проверять водяной насос. Нужно следить за состоянием водяного насоса и при необходимости заменять его. Это поможет предотвратить проблемы с циркуляцией охлаждающей жидкости.
  • Контролировать работу вентилятора. Важно, чтобы вентилятор охлаждения работал исправно, особенно в жаркую погоду или в пробках. Он обеспечит дополнительное охлаждение двигателя при низких скоростях.
  • Следить за нагрузкой на двигатель. Следует отключать кондиционер при появлении признаков перегрева и выбирать оптимальный режим работы двигателя. Нагрузка на двигатель может увеличиваться при езде по горам, перевозке тяжёлого груза, при высокой скорости и при движении на низкой передаче.
Авто
5,66 млн интересуются