Найти в Дзене

Что делает вас личностью

Оглавление

Что повлияло на формирование вашей личности больше: гены или воспитание? Популярный вопрос к обсуждению во все времена. Оба фактора безусловно являются фундаментальными.

Социализация и воспитание

Давайте предположим, что будет, если лишить человека человеческого воспитания. Первая ассоциация - это Маугли, главный герой сборника рассказов Киплинга “Книга джунглей”. Помните историю о мальчике воспитанном волчьей стаей, медведем, питоном и пантерой. В конце произведения мальчик возвращается к людям. Но было бы это возможно в реальной жизни?

В книге “Красная таблетка” Андрей Курпатов делится своим опытом работы психиатром в детском приюте в конце девяностых. Он приводит пример интересного случая городских “маугли”: трое детей, два мальчика (в возрасте около четырех и шести лет) и девочка (на вид лет десяти) жили запретыми в кладовке наркопритона. Описание детей приводит в ужас:

“Речь она освоила плохо - говорила отдельными словам, едва их выговаривая. С трудом понимала, а то и вовсе не понимала элементарные вопросы. Впрочем, братья не говорили вовсе... Передвигались мальчики на четвереньках. Старший мог встать на ноги, но, сделавпару шагов, тут же пригибался к младшему, и начиналась очередная потасовка. Если их разлучали, их охватывала самая настоящая паника.” (с.125, Курпатов. А. «Красная таблетка.» – Издательский Дом «Нева» – 352 с.)

А ведь их не воспитывали животные, их просто не воспитывали. Это не единственный случай известных науке. Карл фон Линней, шведский зоолог и медик, собирал данные о таких детях и предложил называть таких существ - Homo Ferus, “одичавший человек”.

Исследования показали, что, к сожалению, выросший среди животных или в отсутствии других людей человек, никогда уже не станет человеком в полном смысле этого слова, то есть с личностью, языком и человеческим мышлением.

“Да, жесткая правда состоит в том, что, если нас не воспитывать, как следует - не учить языку, общению, прочим социальным навыкам, мы не станем людьми в привычном понимании этого слова. Мы останемся животными, которыми в действительности и являемся. Только культура, которую мы усваиваем через общение, воспитание и обучение, делает человека человеком. Без других людей мы не были бы людьми.” (с. 126-127, Курпатов. А. «Красная таблетка.» – Издательский Дом «Нева» – 352 с.)

В процессе взросления человек сталкивается с различными “окнами возможностей”. То есть с определенными промежутками времени, когда мозг способен овладеть навыками. Если не воспользоваться ими во время, то незадействованные связи между нейронами отомрут и сформировать навык уже не получится. Это происходит потому, что процесс запечатления (импринтинг) имеет критический период.

Например, речью человек способен нормально овладеть только в раннем возрасте до шести лет. Если начать обучать его после шести, он будет способен взаимдействовать с окружающими на базовом уровне, но уже не сможет связно выражать сложные идеи. Если попробовать начать обучение после одиннадцати, то он вообще не будет способен к речевой коммуникации.

В течение первых шести лет жизни наш мозг увеличивается очень быстро, при рождении он составляет 23% от размера мозга взрослого индивида и уже к шести годам по размерам он достигает максимума, а качественная составляющая развития заканчивается свое формирование только к двадцать третьему году жизни. (Моррис Д. «Голая обезьяна, Людской зверинец.» – Азбука, Азбука- Аттикус, 2021. – 640 с.)

Семейные отношения, а именно родительский стиль воспитания, отношения между членами семьи, опыт раннего детства в значительной мере формируют основные черты характера и влияют на отношения человека к себе и другим.

Например, когда родители ведут себя непоследовательно и непредсказуемо, например, часто кричат без повода или не ругают, когда повод есть, велика вероятность формирования низкого эмоционального интеллекта у ребенка.

Если наоборот, родитель не проявляет никаких эмоций, не хвалит, не ругает и не оценивает ребенка в силу своей ярко выраженной внутренней референции, то ребенок скорее всего начнет искать эту оценку во вне, развивая внешнюю референцию.

В общем, то как вели себя значимые для ребенка взрослые непременно так или иначе отразится на его личности. Кроме родителей на формирование ребенка влияют и другие люди, не всегда родственники, ими могут стать учителя, тренеры или старшие друзья.

Говоря о самом воспитании, в первую очередь хочется отметить, что это тонкий и многогранный процесс, который не может поддаваться простым формулам. Тем не менее есть некоторые общие моменты, на которые можно обратить внимание для лучшего понимания взаимосвязи между воспитанием и личностью.

Например, это базовые потребности безопасности и стабильности, необходимые ребенку для формирования адекватной картины мира «я – благополучный, мир – благополучный».

Ребенок, ощущающий безопасность, любовь и заботу, с раннего возраста развивает доверие к миру и людям. Это и есть основа для формирования здоровой самооценки и уверенности в себе. Такая атмосфера в семье даёт ребенку чувство принадлежности, уверенности в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Существует много стилей воспитания, рассмотрим парочку:

  • При авторитарном стиле воспитания родители неоправданно требовательны к детям, они не готовы к диалогу и часто прибегают к наказаниям. Дети, выросшие в такой атмосфере, бывают неуверенными в себе и склонными к зависимости и конфликтам, и как правило, имеют низкую самооценку.
  • При попустительском стиле воспитания родители мало внимания уделяют ребенку и позволяют ему делать все, что он хочет. Такие дети бывают эгоцентричными, не хотят брать на себя ответственность и сталкиваются с трудностями в самоорганизации.
  • При демократическом стиле родители уважают мнение ребенка, устанавливают четкие границы, поощряют самостоятельность и ответственность и готовы к диалогу и объяснению своих требований. Так вырастают более уверенные в себе дети, которые имеют высокую самооценку, более высокий уровень самостоятельности и легче строят отношения с людьми.
Важно понимать, что во-первых, не существует "правильного" стиля воспитания. А во-вторых, воспитание не заканчивается с детством, а продолжается до куда более зрелого возраста.

А что же по генетике

Другой не менее популярный вопрос, волнующий многих людей, касается генетики. Насколько сильно ее влияние и откуда, если дети должны быть похожи на своих родителей, появился не менее популярный вопрос "отцов и детей", при котором ценности младшего поколения сильно разнятся с ценностями старшего.

Во всех языках мира есть идиомы, указывающие на то, что дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Это объяснимо, ведь формирование личности ребенка во многом зависит от фигур родителей. Основа личности и темперамента начинает формироваться еще в утробе матери. И хотя генетика не определяет человека полностью, она влияет на темперамент, особенности нервной системы, что может определять склонность к проявлению определенных черт характера.

Английский ученый Френсис Гальтон, автор выражения «природа и воспитание» пришел к выводу, что даже умственные способности передаются по наследству. Проведенные позже исследования также выявили взаимные закономерности между типами нервных систем родителей и детей, но не их характерами.

Хромосомная ДНК (ответственная за передачу физических признаков) составляет всего 2% от ДНК в целом. Остальные 98% представляют собой некодирующие ДНК, отвечающих за множество эмоциональных, поведенческих и личностных черт, которые мы наследуем.

Выявить точные неизменные закономерности и с точностью предсказать судьбу человека только лишь по его родителям, конечно, нельзя, но с большой вероятностью можно предположить векторы его развития.

Интересным будет отметить, что и процесс формирования нервной системы у человека начинается на очень ранних стадиях эмбрионального развития, и продолжается на протяжении всей жизни. Нервная система постоянно совершенствуется и адаптируется к окружающей среде и изменениям в организме.

Когда мы рождаемся в мозгу присутствует огромное количество нервных связей. В результате взаимодействия с окружающей средой часть этих связей между нейронами активируется, остальные отмирают, формируя уникальный набор взаимосвязей между нервными клетками.

Сами по себе нейроны не имеют прямого отношения к наследственности, но они чувствительны к внешним воздействиям.

Виктор Пономаренко пишет, что нейроны очень чувствительны к внешним воздействиям, особенно к недостатку питания – кислорода, глюкозы. В неблагоприятных условиях (например, при воздействии на плод через организм матери инфекций, интоксикаций, – алкоголя, наркотиков; при психических и физических травмах матери или ребенка – до, во время и сразу после рождения) нейроны существенно изменяются, повреждаются и восстановлению в прежнем виде не подлежат. При этом снижаются не только быстродействие, но и максимальные объемы оперативной и долговременной памяти.

В процессе взросления мозг человека способен усваивать и хранить огромный объем информации, оставаясь непревзойденным по части накопления опыта.

Моррис Д. разделил весь усваемый опыт на травмирующий и обычный. Их разница в том, что даже краткий травмирующий влияет на нас сильнее, чем обычный. А это значит, кратковременно полученный травмирующий опыт иногда перекрывает долговременный обычный.

Травматические события зачастую оказываются более значимыми, чем обычный опыт. Стрессовые ситуации, определенные кризисные моменты в жизни могут привести к значительным изменениям в психотипе, развитию компенсаторных механизмов, переоценке ценностей. Особенное влияние травматические события оказывают в детстве и подростковом возрасте, но и во взрослом многим бывает сложно справиться с реальностью собственной жизни.

Выводы

Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека и зависит от его генетического наследия, социальной среды, воспитания, образования и опыта. Хотя ранний возраст играет ключевую роль, определенные черты характера могут изменяться и развиваться в течение взросления под влиянием различных факторов. Становление личности – это процесс, а не результат.

В сборнике наиболее значимых работ выдающегося психолога, психотерапевта и мыслителя Карла Роджерса («Взгляд на психотерапию. Становление человека.» – М.: ИОИ, 2017 – 240с.) подробно описана концепция самоактуализации и самораскрытия личности.

Одной из ключевых мыслей является представление о том, что у каждого человека есть внутреннее стремление к саморазвитию и реализации своего потенциала. Чтобы достичь этой цели, человек должен быть открыт к самому себе, своим эмоциям и потребностям, быть подлинным и искренним. А это не так просто, как может показаться. Мало кто в реальности живет полной жизнью. Искусственно загоняя себя в рамки социально приемлемых норм, мы часто забываем о том, кто мы и что чувствуем по тому или иному поводу.

Самопознание является важным фактором при формировании личности. По мере взросления человек узнает себя лучше, сознательно стремится к самосовершенствованию, выбирает свой путь и меняет свое отношение к миру.

А чему в споре "гены или воспитание", вы отдали бы предпочтение?