Найти в Дзене

Дезинтегративный психоз: что это и как лечить?

Оглавление

Когда у ребенка наблюдается внезапная утрата приобретенных навыков, это может сигнализировать о дезинтегративном психозе. Это психическое нарушение, при котором малыш перестает разговаривать, не способен решать умственные задачи, выполнять привычные бытовые действия. При этом он не использует невербальные коммуникативные средства, у него пропадает интерес к играм и взаимодействию со сверстниками.

При гиперактивности, повышенной тревожности, непослушании ребенка рекомендуется пройти обследование у психиатра или психотерапевта. Более подробно о дезинтегративном психозе расскажут наши эксперты.

Дезинтегративный психоз: что это и как лечить? (Источник изображения freepik.com)
Дезинтегративный психоз: что это и как лечить? (Источник изображения freepik.com)

Общая информация

Дезинтегративный психоз по-другому называется синдромом Геллера или детской деменцией. Свое название заболевание получило в честь австрийского педагога-психолога, который впервые описал и систематизировал патологические проявления. Это довольно редкое нарушение, чаще выявляющееся у мальчиков в возрасте от двух до десяти лет. Без врачебного вмешательства патология стремительно прогрессирует.

Причины дезинтегративного психоза

До сих пор точно не установлено, почему возникает синдром Геллера. В ходе научных исследований была выявлена связь деструктивного процесса с нейро-биологическими механизмами ЦНС. При проведении ЭЭГ врачи отмечают практически у 50% заболевших изменения электроактивности в мозговых структурах.

В настоящее время ученые пытаются обнаружить взаимосвязь психоза с эпилепсией и судорожными приступами, лейкодистрофией, лейкоэнцефалитом Шильдера.

Также существует гипотеза об инфекционной природе заболевания. Ряд медиков предполагают, что имеется патогенный микроорганизм насколько малых размеров, что его невозможно обнаружить даже при микроскопическом обследовании.

Установлено, что есть определенные закономерные особенности развития деструктивного процесса. Болезни предшествует не менее двух и не более десяти лет обычной жизни. Ребенок медленно приобретает речевые навыки, понимает высказывания взрослых, выполняет их просьбы, учится взаимодействовать с другими членами социума.

Резко появляются первые патологические признаки: гиперактивность, психоэмоциональные расстройства. После начала заболевания в течение одного года утрачивается большинство приобретенных умений, то есть из интеллектуально развитого индивида больной превращается в умственно отсталого. Он перестает контролировать процесс мочеиспускания и дефекации, не понимает обращенную к нему речь, не может разговаривать.

Описание дезинтегративного психоза

Ребенок становится своенравным (Источник изображения freepik.com)
Ребенок становится своенравным (Источник изображения freepik.com)

Установлено, что в продроме появляются психоэмоциональные сбои: ребенок становится своенравным, агрессивным, раздражительным, взволнованным. Постепенно он утрачивает способность выполнять действия, требующие концентрации внимания, усидчивости, пошаговой работы.

Родители могут заметить, что малыш перестал играть в конструктор, рисовать, раскрашивать, собирать пазлы. В его повседневной деятельности преобладает злость, непоседливость. Однако при данных симптомах невозможно поставить диагноз «синдром Геллера», к тому же многие взрослые не обращаются за медицинской помощью, списывая негативные проявления на особенности возрастного периода.

Специфические признаки дают о себе знать после нескольких месяцев гиперактивности и психоэмоциональных «качелей». Постепенно лексикон становится бедным, сложные предложения заменяются простыми, затем речь пропадает полностью.

Вместе с этим у больного утрачивается интерес к межличностной коммуникации, в поведении преобладает замкнутость. Дети, страдающие дезинтегративным психозом, не играют со сверстниками, не стремятся исследовать мир, их эмоции становятся бедными, внешне они похожи на абсолютно равнодушных личностей.

На смену сложным движениям приходят стереотипные действия. Дети, которые умели самостоятельно чистить зубы, кушать, одеваться, утрачивают эти способности. Также они перестают контролировать процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

Последствия

Стремительное прогрессирование психоза постепенно сменяется стабилизацией состояния. У больных отсутствуют соматические осложнения, однако они совершенно не адаптированы к жизни в социуме. Детям с синдромом Геллера показано обучение по индивидуальной программе. Они не способны учиться в обычной школе, получить профессию и создать семью.

Навыки развиваются очень медленно, поэтому им требуется систематический присмотр. Родителям приходится существенно менять свою жизнь, чтобы ухаживать за больным ребенком.

Диагностика

Когда взрослые начинают замечать негативные проявления в поведении малыша, они обращаются к педиатру или неврологу. Специалисты осматривают пациента и назначают разные виды диагностических исследований, направленные на выявление эпилептического синдрома, новообразований в головном мозге, признаков травматических повреждений. Если данные патологии отсутствуют, ребенка направляют к психиатру.

Доктор беседует с родителями больного, ему важно выяснить особенности течения недуга:

  • как развивался ребенок до появления патологической симптоматики;
  • насколько быстро произошел распад функций и навыков.
Диагностика (Источник изображения freepik.com)
Диагностика (Источник изображения freepik.com)

Если выявляется нарушение речевых, социально-бытовых и двигательных умений, выносится предварительное заключение о развитии дезинтегративного психоза. Также характерными признаками этого заболевания являются сочетание гиперактивности с проявлениями аутизма. В поведении больных преобладают стереотипные движения, они не используют жесты и мимику, у них отсутствует интерес к общению с окружающими.

Для оценки детских умственных способностей применяются специальные тесты и опросники. Важно провести дифференциальную диагностику с аутизмом, болезнью Ретта, шизофренией.

Лечение дезинтегративного психоза

Основой терапевтической схемы является психотерапия. Эффективность медикаментозных препаратов не доказана, они могут назначаться на начальном этапе лечения для устранения выраженных нарушений поведения.

Коррекционная программа составляется в индивидуальном порядке с учетом особенностей течения патологии. В нее включаются развивающие методики, направленные на восстановление речевых функций и интеллекта. Также проводятся групповые занятия, основная цель которых — формирование навыков межличностного общения, коррекция психоэмоциональных нарушений.

В ходе семейных психосеансов специалисты работают с родителями. Они обучают их правильно ухаживать за больным, рассказывают об особенностях синдрома, оказывают психологическую поддержку.

Важная роль отводится реабилитационному этапу, в который вовлекают психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога. Совместными усилиями специалисты помогают пациентам заново сформировать полезные практические умения. Они обучают их, как нужно одеваться, кушать, чистить зубы, посещать туалет, держать карандаш, обводить предметы, рисовать. В ходе занятий постепенно происходит развитие усидчивости и внимательности.

Чаще всего прогноз при дезинтегративном психозе неблагоприятный, утраченные навыки восстанавливаются очень медленно. Однако при ранней диагностике у больных сохраняются адаптационные способности, затем они поэтапно осваивают основные бытовые и трудовые умения.

Материал оказался полезным? Ставьте лайк, делитесь в комментариях историями по теме и подписывайтесь на наш канал.

Перед использованием услуги обязательна консультация специалиста.