Медики выделяют разные степени умственной отсталости. При выраженном недоразвитии способности размышлять абстрактно и обобщать понятия доктор предположительно выносит заключение «дебильность».
При этой патологии сохраняется нормальная моторика, индивид мыслит образами, не способен выстраивать сложные умозаключения, ему трудно улавливать взаимосвязь между объектами, у него наблюдается недостаточное развитие моральных и волевых личностных качеств, отсутствие стремления к проявлению инициативы. Подробнее об этом расскажут наши эксперты.
Общая информация
Легкая стадия умственной отсталости довольно распространена у несовершеннолетних. По-другому дебильность в медицинской практике называется легкой олигофренией или интеллектуальной субнормальностью.
Также существует классификация по преобладающим симптомам. В этом случае выделяют атонический, астенический, дисфорический и стенический виды.
Причины
Дебильность чаще всего возникает из-за генетической предрасположенности. Если женщина в период гестации страдала от недостатка определенных ферментов, эндокринных патологий, риск развития умственной отсталости у будущего ребенка увеличивается.
Также существует ряд неблагоприятных факторов, которые негативно воздействуют на плод во время беременности. К ним относятся:
- инфекционные недуги, перенесенные будущей матерью, например, краснуха, корь;
- употребление беременной психоактивных веществ, распитие спиртного, табакокурение, прием некоторых медикаментозных препаратов;
- осложненные роды(родовая травма, гипоксия, асфиксия);
- перенесенные в детском возрасте серьезные нейроинфекционные патологии или черепно-мозговые травмы.
Обнаружить патологические проявления может невролог еще на первом году жизни малыша.
Клиническая картина
Для дебильности свойственна неспособность создавать многоаспектные понятия, обобщать характеристики, мыслить абстрактно. Дети с таким диагнозом могут понимать только внешние качества обстоятельств, не осознавая при этом ситуацию полностью.
Они затрудняются находить скрытые связи, нередко у них недостаточно хорошо развита речь. Специалисты отмечают бедность лексикона, неправильное построение грамматических конструкций, медлительность в разговоре, косноязычие. При легкой стадии патологии сохраняется хорошая ориентировка в событиях окружающей действительности.
Школьники с дебильностью испытывают значительные трудности в процессе обучения и освоения новых навыков. Им тяжело дается усвоение орфографических и пунктуационных правил, сложно пересказывать прочитанные тексты, они не всегда с первого раза понимают, как требуется действовать, чтобы выполнить задание.
Наиболее трудной учебной дисциплиной для детей с дебильностью является математика. У некоторых индивидов отмечается частичная одаренность, например, наличие прекрасного музыкального слуха, хорошая память, талант рисовать, способность в уме складывать большие цифры.
При дебильности познавательные потребности снижены, чаще всего наблюдается недостаточное развитие эстетических, моральных и волевых качеств личности. Характерным признаком является неспособность ребенка формировать свои суждения об окружающем мире.
Чаще всего такие индивиды подражают другим, они легко внушаемы, поэтому окружающие члены социума могут запросто использовать их в корыстных целях. Люди с дебильностью зачастую не осознают, какими могут быть последствия их действий, поэтому некоторые из них совершают противозаконные или асоциальные поступки.
Диагностика
Чаще всего диагноз дебильность ставится еще в детстве, когда несовершеннолетний начинает посещать образовательное учреждение. Учителя тревожатся, что школьник не усваивает учебный материал, направляют его на ПМПК, где с ним работают невролог, психолог, логопед, психиатр.
Применение специальных тестов помогает вынести точное заключение. Медики задействуют психологические опросники, проводят эксперименты, в ходе которых индивидам требуется классифицировать картинки. Уровень IQ у пациентов с дебильностью варьируется в диапазоне от 40 до 69.
Невролог при осмотре чаще всего не выявляет значительных отклонений в неврологическом статусе. Чтобы полностью оценить работоспособность ЦНС, назначают инструментальные диагностические методики, например, магнитно-резонансную томографию головного мозга, ЭЭГ.
В ходе дифференциальной диагностики специалист должен исключать у пациента наличие других форм умственной отсталости, шизофрению, эпилептический синдром. После масштабного обследования и установления стадии дебильности доктор в индивидуальном порядке разрабатывает терапевтическую схему.
Лечение
Детям с дебильностью показана терапия у невролога и психиатра. Если нарушения развиваются на фоне гормонального сбоя, обязательно нужно посетить эндокринолога, который установит, в чем причина, подберет оптимальную заместительную гормонотерапию. При выявлении токсоплазмоза или других врожденных инфекционных заболеваний прописывается этиотропная терапия.
Для устранения патологических симптомов врачи зачастую назначают следующие лекарственные средства:
- ноотропы;
- нейропротекторы;
- психотропы;
- витаминно-минеральные комплексы.
Если у больного наблюдается выраженная астения и сниженная работоспособность, задействуются препараты, обладающие психостимулирующим действием. В дополнение к фармакотерапии назначается психотерапевтическая коррекция. Наиболее оптимальная методика подбирается индивидуально. Также ребенку показана работа с логопедом, дефектологом, психологом.
Грамотные врачебные действия позволяют снизить выраженность патологической симптоматики и улучшить адаптационные способности пациента. В старшем возрасте курс терапии направлен на приобретение полезных знаний и навыков, которые нужны для повышения уровня самостоятельности.
Важное значение имеет адаптация умственно отсталого человека в обществе. Над этим аспектом трудятся педиатры совместно с психологами, социальными работниками педагогами, детскими неврологами и психиатрами. Их цель — повысить адаптационные способности больных и предотвратить их вовлечение в неформальные группы, где их выбирают в качестве исполнителей противоправных действий.
Очень важно правильно организовать учебный процесс для таких детей, обучить их трудовым и бытовым навыкам, которые им действительно пригодятся в жизни. Не нужно ставить перед ними завышенные требования и требовать невозможного, желательно создавать ситуацию успеха.
При грамотном лечении и психокоррекции такие индивиды в дальнейшем способны работать, самостоятельно обслуживать себя в быту. Чаще всего их обучают профессиональным специальностям, в которых не требуется быстрое переключение внимания, проявление инициативы, выполнение многоступенчатых действий. По статистике, порядка 70% больных с дебильностью благополучно адаптируются в социуме и даже создают семьи.
Материал оказался полезен? Ставьте лайки, пишите комментарии по теме и подписывайтесь на наш канал.
Перед использованием услуги обязательна консультация специалиста.