"Охота к перемене мест"
Мудрецы давно обратили внимание, что люди - в целом - делятся на две группы. Некоторые предпочитают не отходить далеко от родных пенат; другие же подвержены охоте к перемене мест.
Было время, когда специфика жизни привела меня к печальному ощущению, что мне никогда не увидеть мира. Не то, чтобы, впрочем, я особо печалился - просто само собой было понятно, что обстоятельства никогда не выпустят меня «за границу». Как вдруг все изменилось и я как по мановению волшебной палочки всё изменилось…… и вот однажды мы с моими попутчиками спускаемся в лифте, чтобы ехать в аэропорт; и в лифт заходит пожилая женщина, жалостливо смотрит на нас и говорит: «Ну, что, опять вас невесть куда понесло?»; «в Прагу» - гордо говорит мой попутчик, типичный путешественник, для которого поездка в Прагу это тоже приключение; а она качает головой: «ох, не сидится вам дома; я вот за сорок лет дальше трёх кварталов от дома ни ногой»…
Невозможно сказать - какой из этих двух подходов лучше. Наверное, слово «лучше» даже и не подходит сюда. Просто одни люди такие, а другие… ну, другие. Но уже много тысяч лет человечество не перестаёт собирать доводы в пользу того или другого образа жизни.
В «Евгение Онегине» охота к перемене мест однозначно названа весьма мучительным свойством и немногих добровольным крестом. И правда - некоторые из величайших умов истории однозначно высказывались в пользу сидения дома. «Не выходя за порог своего двора, ты можешь познать все на свете. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь» - предупреждал Лао Цзы. «Ты можешь путешествовать по всем четырем четвертям земли и ничего не найти. То, что истинно есть, находится здесь» - вторил ему Рамакришна.
Но, если всмотреться поближе, оба этих высказывания требуют комментариев. Великий индийский святой XIX века, Рамакришна был настолько тонок в своем восприятии, что, бывало, падал в обморок от красоты пролетающих над ним птиц. Для него и шаг в сторону от храма, в котором он прожил большую часть своей жизни, был путешествием в тысячу стадий. А Лао Цзы - все мы знаем, что закончив общественно-полезный период своего существования, он погрузился на быка и отправился в путешествие, из которого не вернулся и до сих пор. Наверное, яснее всего то, что я хочу сказать, иллюстрирует моя - когда-то состоявшаяся - беседа с одним моим старшим другом. Узнав, что я вновь отправляюсь куда-то, он с улыбкой полного превосходства сказал «ну-ну; ну, я так к себе на дачку, в баню» - и тон его явственно показывал, как надлежит жить по-настоящему разбирающемуся в жизни человеку. Как же я был удивлен, когда спустя несколько лет, я встретил этого человека на улице одного из маленьких восточных святых городов - и энтузиазму его не было предела. Просто до этого он никогда не выезжал из своей деревни. Так что всякое бывает.
Свидельства в пользу путешествий значительно более многочисленны. Вот Cвятой Августин: «Мир - это книга, и те, кто не путешествуют, читали только одну её страницу». Или Леонардо да Винчи: «Познание стран мира - украшение и пища человеческого ума». Анатоль Франс: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». Даже у диких сингальцев есть поговорка: «Нога, которая умеет ходить, стоит тысячи других». И ехидный старик Уильям Барроуз афористично замечал: «Жить необязательно. Путешествовать - необходимо».
Так что же такого хорошего в путешествиях? И на это умные люди давно дали ответ. Сенека вещал: «Путешествия и перемена мест придают новую живость уму». Альбер Камю: «Путешествие как самая великая наука и серьёзная наука помогает нам вновь обрести себя». А друг лошади Николай Пржевальский добавил от себя: «Путешествия сохраняют молодость». И как не прислушаться к словам Дамы Агаты Кристи: «Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде».
Но важность путешествий совсем не исчерпывается временем проведенным в пути. Важно то, как странствия меняют точку зрения человека на окружающий мир. Драматург Генри Миллер (а драматургом он был настолько выдающимся, что даже Мэрлин Монро вышла за него замуж - а значит, он кое-что понимал в жизни) сказал: «Цель путешествия - не какое-то место, а новый метод увидеть окружающее». Изрядно поездивший по миру Марк Твен соглашался: «Путешествия смертельны для предрассудков, ханжества и узкомыслия». Знаток человеческих душ Гилберт Кит Честертон посвятил этой теме много времени, и вот, что он пишет: «Весь смысл путешествий не в том, чтобы ступить на чужую землю; суть в том, чтобы в конце путешествия ступить на родную землю, как будто на новую и неизведанную. Единственный путь, который приводит на Родину, это путь, который поначалу уводит от неё».
Жила-была одна девушка - культуро-антрополог Маргарет Мид. И однажды она сказала так: «Как путешественник, который однажды покинул дом, возвращается в него помудревшим, так и знание других культур должно обострить нашу способность яснее увидеть и с любовью оценить по достоинству свою собственную культуру».
Сэмьюэль Джонсон: «Польза путешествий в том, чтобы регулировать воображение соприкосновением с реальностью и - вместо того, чтобы думать, как все может обстоять, увидеть - как все обстоит на самом деле». Иногда хочется посоветовать многим выдающимся общественным и религиозным деятелям отправиться в долгое путешествия. Пожить годик в одной культуре, годик в другой, годик в третьей - и самому разобраться, правда ли, что правы только мы, а все остальные злостно заблуждаются и желают нам зла.
А то у страха глаза велики. На старинных географических картах в тех местах, где были белые пятна, картографы обычно писали «Здесь чудовища». Как правило, люди агрессивнее всего нападают на то, чего они совсем не знают: сумрак незнания немедленно населяется самыми страшными порождениями собственного воображения: когда инквизиторы сжигали ведьм, они приписывали этим несчастным все, что таилось в глубине их собственного подсознания.
Со мной-то все понятно. В детстве как-то само собой получилось так, что ветер странствий не давал покоя. Запах вокзального дыма казался мне слаще сирени, пролетающие над домом самолёты служили предметом пристального внимания, и при каждой возможности я отправлялся на поиски мест, где я ещё не был. Было мне тогда лет 10-12.
Я обязан путешествиям очень многим; а с другой стороны - похоже, что они изначально содержались во мне. Но, как мы уже говорили, тут нет правых и неправых; в вопросе «путешествовать или сидеть дома» у каждого - своя точка зрения.
И не обязательно физически покидать место обитания: книга и музыка тоже могут быть путешествием. Как и медитация. Наверное, кстати, это и имели в виду Лао Цзы с Рамакришной. Дело не в километраже: важно другое, замечательно сформулированное Альбертом Эйнштейном: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса». Вот этого я и желаю вам. Спасибо.
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: