Найти тему
Нина Писаренко. Из жизни

Няня для старушки

- Мама, ты как-то говорила, что не против подработки к пенсии? – позвонив по обыкновению, то ли сказала, то ли спросила однажды дочь.

- Не против, – подтвердила Лидия. – А что, есть предложения?

- Можно и так сказать. Моя коллега ищет няню для своей матери.

- Сиделку?

- Нет, именно няню. Женщине 85 лет, у нее сахарный диабет, на улицу не выходит. Но дома передвигается, обслуживает себя сама. От няни требуется следить за своевременным приемом лекарств и общаться с бабушкой.

- Работать придется полный день? – Лидия спросила уже заинтересованно.

- С утра до 15 часов – пока дочь не вернется с работы, у нее сокращенный рабочий день.

- Я согласна, – ответила Лидия, когда дочь озвучила размер платы за работу, – сумма показалась преувеличенной по сравнению с обязанностями.

Через пару дней ровно в назначенное время Лидия была возле указанной квартиры. Дверь открыла миловидная женщина ненамного моложе ее самой.

- Наталья, – представилась она. – Идемте, познакомлю вас с мамой. Ее зовут Софьей Ивановной.

Яндекс.Картинки. Для иллюстрации.
Яндекс.Картинки. Для иллюстрации.

Старушка была из тех, кого называют божьим одуванчиком. Невысокого росточка, опрятная и аккуратная, с облачком белых волос и внимательным взглядом. Лидия еще подумала, что она вполне могла бы обойтись без постороннего человека. Как будто прочитав мысли, Наталья увлекла ее в кухню:

- У мамы в последнее время развилась забывчивость – боюсь думать, что это грозный предвестник болезни. Так что не пугайтесь, если будет по несколько раз рассказывать вам одно и то же или не соглашаться с тем, что надо принять лекарство. Я уже столкнулась с этим, когда в ответ на уговоры твердит, что инсулин ввела, таблетки выпила. Просто вы следите за этим сами, не доверяя ее словам. Еда готова – вот здесь на плите и в холодильнике. Готовить от вас не требуется – только подать на стол. И сами заодно ешьте, я на это рассчитывала.

- Все будет хорошо, не волнуйтесь, – с этими словами Лидия проводила заботливую дочь и закрыла за ней дверь.

Когда вернулась в комнату, Софья Ивановна уже ждала ее в кресле с разложенным на коленях фотоальбомом.

- Лидочка, идите ко мне, хочу вам кое-что рассказать и показать.

Лидия с удовольствием слушала и всматривалась в лица на старых фотографиях. Судьба у старушки была трудной, но и интересной. За разговорами время пролетело незаметно, и вскоре таймер, установленный на телефоне, известил, что пора принимать лекарство.

Софья Ивановна, вопреки словам дочери, была послушна. По всему было видно, что она устала от воспоминаний, и после обеда попросилась прилечь. Пока она спала, Наталья навела порядок в кухне и оглядела квартиру, – здесь было уютно, но ничто не выдавало присутствия мужчины в жизни хозяек.

- Как вы? Как день прошел? – спросила Наталья, вернувшись с работы.

- Все хорошо. Мама ваша молодец, – искренне похвалила Лидия.

- Я рада. Жду вас завтра утром.

- Ну как? Не сильно страшно? – позвонила вечером дочь.

- Нет. Я даже не ожидала, что все будет настолько легко и просто.

- Вот и хорошо. И ты при деле, а то уже совсем заскучала дома.

Назавтра, не успела Лидия толком раздеться, как Софья Ивановна уже семенила ей навстречу:

- Идемте, Наденька, хочу вас кое с кем познакомить.

- Лида, – мягко поправила женщину, – меня зовут Лидия.

Но старушка как будто не слышала – она была на своей волне:

- Давайте сядем, Наденька, на диван, смотрите, что я вам покажу...

Снова слушать тот же рассказ с теми же подробностями было не очень приятно, но старушка была так по-детски непосредственна и наивна, что Лидия, пожалев ее, превратилась во внимание. Правда, демонстрировать заинтересованность оказалось непросто – монотонная речь убаюкивала, казалось, что уснет прямо сейчас, не сходя с дивана.

Когда дело дошло до лекарств, все произошло так, как предостерегала Наталья.

- Я уже все приняла, – упиралась Софья Ивановна, хотя Лидия знала, что это неправда.

С большим трудом и хитростью удалось добиться своего, и к концу своей смены Лидия чувствовала, что измотана вконец. Вернее, даже не измотана – выжата, как лимон. Но расстраивать Наталью не стала, только спросила:

- А кто такая Наденька?

- Так звали младшую сестру мамы – она погибла, когда их семью угнали в лагерь смерти. Теперь мама иногда чудит – ей кажется, что Надя жива. Даже меня иногда называет ее именем.

- Меня тоже так назвала, – поделилась Лидия.

- Не обижайтесь и не доказывайте обратное, – посоветовала Наталья, – мама упрямая, переубедить ее – себе дороже.

Прошло еще несколько дней, которые стали для Лидии настоящим испытанием. Она даже подумать не могла, что трудностью станет общение, – не физический труд, а именно общение. Вспомнила, как собственная мама, которой пришлось ухаживать за престарелой свекровью, иногда в сердцах говорила:

- Лучше бы я камни ворочала.

Вот и Лидия теперь готова была повторить эту фразу. Спустя пару недель с ужасом думала о предстоящем дне. Вымоталась так, что полностью запустила свою квартиру, – придя домой, уже не хотела ничего, только лечь и ничего не слышать. Иногда ей даже казалось, что этот божий одуванчик – энергетический вампир, высасывающий из нее жизненную энергию.

А тут еще дочь, когда поинтересовалась семьей Натальи, рассказала, что семьи у коллеги нет:

- Замуж она выходила, но мать была категорически против зятя, и все сделала, чтобы молодые расстались. А потом постоянно требовала внимания, жаловалась на здоровье, и Наталья буквально растворилась в матери, махнув рукой на себя.

- Не могу я больше, дочка, – призналась Лидия дочери, когда она заглянула к ней в выходной. – Я так устала с этой бабушкой, как никогда не уставала на работе.

- Ой, мама, как неудобно! – вырвалось у той. – Наталья тобой не нахвалится, ты для нее, действительно, выручалочка. Может, приноровишься и поработаешь хотя бы два-три месяца?

- Попробую, – нехотя ответила Лидия, жалея, что ввязалась в эту авантюру. – Но если бы знала, что такое няня для старого человека, не согласилась бы никогда.

За три месяца, что была в няньках, и в самом деле приноровилась. Старушка когда-то неплохо пела, и Лидия стала с ней слушать записи любимых песен. Зашли, как говорит молодежь, и аудиорассказы из жизни. Слушая, Софья Ивановна, казалось, проживала каждую историю как личную. Лидия в это время отдыхала от ее рассказов, повторяющихся с незавидным постоянством.

А потом Наталья вышла на пенсию, оформила уход за немощной матерью, и Лидия вздохнула свободно.

- Очень тебя хвалила Наталья, – сказала дочь. – Говорит, если понадобится, готова в любой момент дать наилучшую рекомендацию.

- О нет! – Лидия с улыбкой подняла руки вверх. – Чур меня! Один раз попробовала этот хлеб, и больше не хочу ни за какие коврижки.

***
Не зря говорят, что ни от чего не надо зарекаться. Спустя некоторое время ее все-таки упросила знакомая, врач по профессии, присматривать за внучкой. Впрочем, няня для малыша – это все-таки совсем другое, чем няня для старого человека, и в новой ипостаси Лидии было вполне комфортно. Она еще не знала, что дружба с семьей маленькой подопечной продлится на годы, и когда девочка пойдет в школу, Лидия по-прежнему будет рядом.

Спасибо, что были со мной и моей героиней. Благодарю за реакцию на статью и подписку – для развития канала это важно.