1️⃣ ТЕХОСМОТР Хотя обязательный технический осмотр был отменен для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых для личных целей физическими лицами в 2022 году, все равно необходимо проходить его для автомобилей старше 4 лет при регистрации или смене собственника, а также при изменении конструкции ТС. Кроме того, техосмотр остается обязательным для такси, автобусов и коммерческого транспорта. Следовательно, стоит отметить, что тарифы на техосмотр, установленные осенью 2022 года, увеличились с начала 2024 года. В большинстве регионов страны стоимость техосмотра для легковых автомобилей увеличилась на 12%, с 913 до 1022 рублей. Например, в Москве тариф достиг 1052 рубля, в Амурской области 1500 рублей, а в Чукотке – до 4500 рублей.
2️⃣ ОСАГО А) Полисы на краткий срок С 2 марта 2024 года начнут действовать изменения, которые позволят заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) на срок от 1 дня до 3 месяцев. Однако, насколько эти полисы будут дешевле по сравнению с текущими, остается неизвестным. Решение об этом примут страховые компании, возможно, с помощью применения снижающих коэффициентов. Напомним, что на сегодняшний день срок действия полиса ОСАГО составляет 1 год, хотя предусмотрены и другие варианты. Также, например, в случае покупки (наследства, дарения) транспортного средства можно воспользоваться полисом на срок не более 20 дней для доставки к месту регистрации автомобиля. Кроме того, для временного передвижения по России зарегистрированных в других странах автомобилей можно оформить полис на весь срок временного использования, но не менее чем на 5 дней. Б) Общий ОСАГО для РФ и Беларуси После того, как из-за санкций Генеральная Ассамблея Совета страховых бюро "Зеленая карта" прошлым летом приостановила участие Российского союза автостраховщиков (РСА) и Белорусского бюро транспортного страхования в организации, страховщики России и Беларуси не могут выдавать "зеленые" карты для поездок в страны системы "Зеленая карта". В связи с этим было заключено соглашение между Россией и Беларусью, обеспечивающее продолжение трансграничного страхования автомобилей обеих стран по правилам, сходным с "Зеленой картой". После 1 апреля 2024 года начнут выпускаться новые страховые сертификаты - "Синяя карта", с помощью которых при наступлении страховых случаев будут производиться расчеты в основном в национальной валюте страны происшествия. Процесс объединения страхования в Союзном государстве Известно, что в этом году планируется завершить объединение страхования автогражданской ответственности в России и Беларуси в рамках Союзного государства. Подготовка законодательных актов уже активно ведется, и министерства с участием страховщиков обеих стран получили поручение подготовить закон "О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства" до осени. Ожидается, что единая система ОСАГО будет запущена до 1 октября 2024 года. В) Продление моратория на ОСАГО Президент Путин продлил мораторий на ОСАГО в новых регионах РФ, включая ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области, до 31 декабря 2024 года. Это означает, что в этих регионах признана возможность вождения без ОСАГО до указанной даты. Для автомобилей, зарегистрированных в других регионах страны, оформление ОСАГО остается обязательным при передвижении. Г) Изменения в тарифах ОСАГО Предыдущий запрет на изменение тарифов ОСАГО более одного раза в год был снят в 2022 году. Теперь, согласно последнему постановлению от 25.12.2023 года, мораторий на изменение тарифов был продлен на весь 2024 год. Таким образом, Банк России имеет возможность пересматривать тарифные ставки ОСАГО неограниченное количество раз в течение года. Д) Страхование для такси На данный момент такси - единственный вид пассажирского транспорта, который не подпадает под обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). В случае ДТП пассажиры такси могут рассчитывать только на защиту по закону об ОСАГО, который предусматривает компенсацию до 500 тыс. рублей за гибель человека, в то время как по ОСГОП сумма составляет 2 млн рублей. 4️⃣ ПРОДАЖА Б/У АВТОМОБИЛЕЙ АВТОДИЛЕРАМИ
С 1 апреля 2024 года начнет действовать закон об упразднении двойного налогообложения для дилеров. Ранее, при перепродаже подержанных автомобилей между юридическими лицами, дилеры были обязаны вновь уплачивать НДС (который уже включен в стоимость нового автомобиля), теперь так делать не нужно. Налогообложению будет подлежать только разница между ценой продажи и покупки подержанного автомобиля. По мнению законодателей, торговля подержанными автомобилями в официальном секторе сделает вторичный рынок более активным и поможет дилерам избежать использования "теневых схем" с посредниками, обеспечивая также дополнительные гарантии покупателям, поскольку компании несут ответственность согласно Закону о защите прав потребителей. Некоторые автоэксперты, однако, сомневаются в позитивном прогнозе, предполагая, что из-за усиления конкуренции и наценок дилеров цены обязательно вырастут. На больших рынках покупателям хороших подержанных автомобилей придется конкурировать с профессиональными и состоятельными дилерами, которые будут выкупать наиболее востребованные автомобили для последующей перепродажи. В результате многие будут вынуждены прибегать к кредитам, при этом дилеры получают дополнительные комиссии от банков.