Спросили: "Я нигде не вижу, как и почему Вы пришли к гончарному делу в итоге. Напишете?)
А ещё, что чувствует мастер беря в руки комок глины? Всегда ли это чёткий план, или наоборот полный фатализм или нечто среднее?"
В начале коротенько отвечу, для тех кому лень читать, и, следовательно, он пропустит всё самое интересное
Да я как родился так сразу и пошёл, еще в начале даже толком не знал, куда я пошёл, но пришёл к гончарному мастерству.
Я, честно говоря, не понимаю, как и почему что-то появляется из глины, но удовольствие от работы я получаю весьма много.
Теперь подробнее. Можно сказать в керамику я попал намеренно, ибо с малых лет тянулся к глине, во всех музеях смотрел на древнюю керамику, в журнале "Вокруг света" искал публикации про керамику.
Лет в десять мне попалась странная книжка, в ней довольно популярно рассказывалось как выжить на острове подобно Робинзону Крузо. И там была описана технология производства керамической посуды примитивным способом, от добычи глины до лепки и конечно обжиг. Я повторил всё описанное и у меня получилась миска, не сильно конечно обожжённая, но воду держала.
Потом как-то стало мне 15 лет и стало уж не до керамики.
Перебрался из Сибири в Краснодар, тут менял места работы, тусовался, немного рисовал, делал фенечки из подручных материалов. Подружился с художниками. И вот художники видя во мне творческую личность, которой не место на трёпальной фабрике при ХБК.
Татьяна, жена художника отвела меня в керамическую мастерскую при, кубанском университете. Сказала там своим знакомым, вот вам Ваня, человек хороший, творческий, работящий. Берите его.
И меня взяли на работу помощником мастера.
И вот с той поры я занимаюсь керамикой, пару лет поработал при университете, а потом открыл свою мастерскую, и вот уже 34 года занимаюсь керамикой.
Многое умею, многому научился и продолжаю учиться.
Вторая часть вопроса. Как рождается керамика.
Немножечко отступлю в сторону. Вы представьте себе поле, да вот есть поле, и его нужно засеять семенами. И чтоб хорошенько эти семена взошли и дали хороший урожай, поле должно быть удобрено и семена должны быть хорошими. Так вот и с творчеством.
Удобренное поле, это твои знания и умения, семена это твои идеи.
Уход за урожаем, это каждодневная работа.
А тут еще и керамика, сложный симбиоз творчества и ремесла.
Нужно многое уметь, знать технологии, иметь большой запас увиденных разных работ, и не только в керамике. Понимать как можно отразить, рассказать и предать свои мысли, идеи в материале. Чувствовать материал, одно из немаловажных качеств.
И главное любить свою работу, любить честно и безвозмездно, не ради денег и известности. Радоваться своей работе.
Вот тогда все будет получаться и рождаться легко. И беря в руки комок глины, сразу понимать его, видеть в нём, кружку, свистульку, чайник.
И не боятся работы, и смело браться за любой заказ, если он тебе нравится. А нравиться заказ может по нескольким критериям, интересный, выгодный, что-то новенькое в плане собственного развития.
И конечно лепить, творить для себя.
Это некий особенный вид медитации
Сажусь лепить свистульку. Кота например. Слепил и смотрю можно добавить еще несколько немаловажных деталей к этому коту. Лепишь еще одного, и уже в процессе лепки, думаешь нужно сделать ноги длиннее. Делаю. Потом еще что еще можно добавить.
Нет идеального кота, нет идеальной работы, в каждой работе есть что добавить, убавить, изменить. Нет предела совершенству.
И если сделать идеальную по твоему мнению работу, в которой идеально всё, на этом можно закачивать свою творческую жизнь.
Тебе больше нечего сказать.
Создание это фатализм, это холизм, это детерминизм.
И еще про меня.
Я не типичный керамист, гончар или свистуличных дел мастер.
Обычно если человек занимается гончарным делом, то он гончарит посуду и на свистульки даже не смотрит, или художник керамист делает настенные панно и даже гончарить не умеет.
Я делаю всё и делаю по-своему.
Вот такой рассказ про меня.
В очередной раз отвечаю на вопросы про творчество
3 минуты
47 прочтений
12 июля