Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Зачем онкобольным психолог

Психологическая помощь для онкобольных очень важна, хочется рассказать, в каких «направлениях» она может быть оказана. И это не про «измени мысли – отступит болезнь». Ведь даже коллеги иногда спрашивают "Зачем ты берешься за онкобольных, чем им может помочь психолог?"

Обособленность болезни

Онкопсихология не является основным направлением моей работы, но такие клиенты встречаются. Обычно приходят по рекомендации от тех, кто ранее ходил ко мне, не так давно врачи начали рекомендовать, но тоже отталкиваясь от клиентов, с которыми я работала, потому что их психологическое состояние отличается от тех, кто не обращается за помощью.

В этических кодексах докторов, конечно, декларируется то, что врач должен не только лечить, но и утешать больного. Но в реальности нашей страны, когда столько отдается бюрократии, врачу лечить-то некогда, да и, по правде говоря, на долго никакого врача не хватит, если он будет утешать больных, облегчать страдания. Поэтому обращение к психологу или психотерапевту – нужный шаг.

Не все хотят и умеют с ними работать, ведь здесь может включаться страх смерти у самого специалиста, желание избегать таких не позитивных тем. Тем, где риск смерти действительно есть, и он высок. Это тебе не работу сменить или научиться говорить «нет».

Вроде бы нет плохих и хороших болезней, онкология – не единственное заболевание, которое относится к смертельным, онкологию лечат вполне успешно и уж точно успешнее, чем раньше, но по-прежнему это заболевание пугает сильнее, чем, допустим, сердечно-сосудистые, хотя от последних смертность выше и часто без шансов на лечение (инсульт, инфаркт). Поэтому онкобольных как бы выделяют среди других людей, а значит, и человек, столкнувшийся с подобным заболеванием, впадает в более сильную тревогу, его душит страх.

Кратко опишу условные направления, в которых веду работу.

Снять вину

Пожалуй, это самое важное. То, с чего я начинаю. Поразительно, но почти все больные (и их знакомые) твердо верят, что они сами создали себе эту болезнь. Силой мысли, тревог, непрощения и прочих негативных установок.

Выходит, что человеку и так тошно, а его добивают тем, что он сам так-то виноват, думать надо было позитивнее, мать простить, себя не изъедать... На мой взгляд, недопустимая позиция. Добивающая.

Я не спорю с таблицами психосоматики. Да, есть много совпадений на уровне духовном и физическом, но, являясь важным фактором, духовность не должна быть настолько возвеличена. А то получается прямая и нерушимая связь между «отчаяние жить на уровне мысли» - «невроз ноогенный» - «онкология». А разве не бывает неврозов иной природы? Есть же просто уровень психофизических факторов, которые и обуславливают болезни. Просто опухоль в теле. А не опухоль, как стремление себя наказать или убить.

Поговорить о смерти

Потом приходится много говорить о смерти, а эти разговоры практически исключены их наших тем в жизни. Мы не умеем это делать. Страх смерти настолько силен, что психологические защиты даже не дают его обнаружить, и уж тем более не доходит до прямого диалога.

Онкология – это контактирование со смертью, поэтому избежать этой темы не выйдет. Страх смерти у каждого свой. Моя задача – выяснить, про что он у клиента и разбираться с этим.

Переносить боль

Онкология имеет особенности лечения, прежде всего речь о «химии» и «лучах». Да, само заболевание может не иметь выраженной картины, не давать болезненной симптоматики, но лечение агрессивное, обесточивающее. И здесь приходится работать в направлении понимания, что человеческая жизнь – это не только радость, труд, веселье, создание, любовь и гармония. Еще это страдания всех мастей, в них тоже раскрывается смысл человеческой жизни.

Важно научить человека переносить страдания. Иногда мне удается сделать это быстро, через когда-то услышанную фразу: «Боль – не равно страдание». И весь процесс лечения мы идем, опираясь на эти четыре слова.

Я помню, когда 2,5 года пребывала в гипертонических кризах и гипертонии, а это ужасные головные боли, слабость, раздражительность и прочая симптоматика, снижающая качество жизни, то эта фраза оказалась для меня спасительной. Я ее подчерпнула на курсе по «Психотерапии страха смерти».

Не переутомить близких

Сложный моральный момент – поддержка близких. С одной стороны, она есть, но часто ее недостаточно или она не такая, как хотелось бы, а все потому, что они живые люди и не хотят впускать смерть в свою жизнь даже в таком виде.

Отсюда злость на них, претензии, что они не поддерживают.

Еще может быть так, что страданий человека много, он уже не справляется и хочет хотя бы через разговор об онкологии и страхе смерти свои страдания уменьшить по принципу «разделенное горе – половина горя». Но близкие здоровы и поддержка поддержкой, а жить хочется, не погружаясь на 100% в эту тему.

Имея поддержку психолога, отпадает именно потребность много разговаривать с близкими на эту тему, плюс претензии сменяются на понимание чувств и желаний партнера, который здоров.

Не заражать других

Онкология – это неизбежное проживание злости на других, здоровых. Разной степени. Ведь несправедливо, что коснулось только тебя. А кому это расскажешь? Психологу можно, а заодно и прожить эти чувства при поддержке легко. И опять же, стремиться мы будем к принятию своего пути таким, какой он есть сейчас, не игнорируя лечения. Как говорится, если можно опухоль удалить, то глупо «страдать в полной мере, раз этой мой путь» отказываясь от лечения.

Кстати, это тоже моя работа – отрезвить человека от идей самоисцеления, когда надо лечиться, а под влиянием кого-то или чего-то клиент хочется обойтись силой мысли, отваром трав, магией или желанием «принять судьбу».

Оперативное вмешательство

Если неизбежна операция, то мы настраиваем человека и на этот участок пути. Страх наркоза (читай опять страх смерти), нежелание претерпевать боль и непонимание, как справляться с последствиями, да и какие они могут быть.

При этом необходимо донести до человека, что разумная степень тревоги – это явление нормальное и объяснимое. Пока вы живы, то механизм страха работает.

Канцерофобию купировать

Страх заболеть вновь – вот еще важное направление. И обрушивается он очень порой неожиданно. Например, когда ты выздоровел, но потом вдруг обостренно начинаешь прислушиваться к симптомам, боишься за родных, отправляя их на обследования, проецируя собственные страхи.

Стойкая ремиссия, а ты в панцире. Болезнь отступила, а ты не выдохнул. Я помогаю сделать этот выдох, отпустить пережитое. Без гарантий. Их нет не только в этой сложной ситуации, но и в жизни в целом.

Автор: Светлана Закуренко
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru