Названы самые востребованные подержанные автомобили на рынке Татарстана. Как выяснилось, в регионе наилучшим спросом пользуются наиболее доступные машины, что негативно сказывается на доходности дилеров в этом сегменте.
Вторая жизнь бестселлеров
По итогам первого полугодия 2024 года лидерами продаж на вторичном авторынке Татарстана остаются марки Lada, Kia и Hyundai. Среди моделей наибольшим спросом пользуются Kia Rio, Lada Granta и Lada Vesta, гласят данные автомобильной системы Pango Cars, подготовленные специально для KazanFirst. Стоит при этом отметить, что среди бестселлеров в республике оказалась Lada Granta, в то время как в общероссийском рейтинге лидирует Hyundai Solaris.
По словам директора направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса Fresh Максима Солодовника, прежде всего отечественный автопром пользуется повышенным спросом на вторичном рынке Татарстана в связи с более доступной ценой. Например, Lada Granta можно приобрести в среднем за 590 тысяч рублей, в то время как цена за Kia Rio стартует от миллиона рублей. Стоимость моделей Hyundai составляет около 1 млн 350 тысяч рублей, поэтому они востребованы в регионах с более высоким уровнем доходов населения – Москва, Санкт-Петербург и области.
Как рассказал KazanFirst директор по развитию «Автосеть.РФ» Тимур Абдулнасыров, популярность Lada Granta на «вторичке» обусловлена доступностью этих машин на рынке Татарстана, как и России в целом, в связи с большими объемами реализации новых автомобилей данной модели в предыдущие годы. И теперь, спустя, скажем, 3-5 лет, автовладельцы начинают выставлять их на продажу, чтобы купить себе новую машину. То же самое можно сказать и про корейские Kia Rio или Hyundai Solaris, которые долгое время были самыми массовыми иномарками в нашей стране.
– При этом на фоне широкого предложения по этим моделям автомобили могут сильно отличаться друг от друга с точки зрения технического состояния и цены. Например, разница в стоимости 5-летнего «Соляриса» может достигать 300-400 тысяч рублей, в зависимости от пробега и уровня оснащения, – отмечает Тимур Абдулнасыров.
Не дороже миллиона
Согласно данным Pango Cars, в первом полугодии 2024 года жители Татарстана чаще всего покупали авто с пробегом стоимостью от 500 тысяч до 1 млн рублей – их доля составила 38% от всех продаж. При этом четверть (25%) подержанных машин были куплены в диапазоне от 1 до 1,5 млн рублей, 16% – до 500 тыс. рублей и 14% – от 1,5 до 2 млн рублей. Наименьшим спросом на вторичном рынке Татарстана пользуются машины по цене свыше 2 млн рублей – 11%.
По мнению директора департамента автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Гришакова, ценовая сегментация авторынка Татарстана обусловлена потребительскими возможностями региона. Стоимость автомобилей с пробегом будет меняться в сторону увеличения по причине нарастания дефицита на рынке в данном сегменте.
Жанровая фотография. Автомобильное движение на дороге.
В свою очередь Тимур Абдулнасыров отмечает, что люди стали чаще брать автомобили с пробегом в кредит – их доля за последние два года выросла с 40 до 50%. Поскольку автокредиты дорожают для потенциальных покупателей, чаще всего дилеры продают автомобили в кредит в сегменте как раз от 750 тысяч до 1 млн 250 тысяч рублей. Брать дорогие автомобили в кредит (свыше 1,5 млн рублей) – всё равно что брать автомобиль в ипотеку, для многих платежи становятся непосильными. И чем выше будет процентная ставка, тем чаще будут брать в кредит более дешевые машины.
– Ожидаемое повышение ключевой ставки ЦБ РФ в конце июля может привести к падению дилерского сегмента авто с пробегом, а именно крупных игроков. Уже сейчас многие дилеры приостановили сделки на свободном рынке, где маржинальность гораздо ниже в отличие от формата trade-in. В краткосрочной перспективе предпочтения могут отдаваться покупкам новых автомобилей с хорошими скидками, – комментирует директор Pango Центр Квазар Казань Ильдар Юсупов.
«Проходимцев» становится больше
Что касается потребительских предпочтений по типу кузова, в первом полугодии 2024 года в Татарстане чаще всего покупали седаны (40%), на втором месте по популярности идут кроссоверы и внедорожники с долей 27%, а замыкают тройку лидеров пятидверные хэтчбеки (24%). Стоит при этом отметить, что на рынке новых автомобилей в Татарстане крупнейшим является сегмент SUV.
Как говорит Андрей Гришаков, седаны лидируют на рынке авто с пробегом за счет более низкой стоимости. Кроссоверы постепенно начинают преобладать в реализации новых автомобилей и в конечном счете через несколько лет наполнят рынок автомобилей с пробегом большим количеством предложений.
– Поскольку у китайских брендов как таковых седанов очень мало моделей и они ограничены в комплектациях и ценах, сейчас все начинают пересаживаться на кроссоверы, которые занимают более 65% рынка новых автомобилей. Соответственно, через пять лет они уже будут преобладать и на «вторичке», – прогнозирует Тимур Абдулнасыров.
Пробег имеет значение
Как показывает статистика Pango Cars, почти треть автолюбителей в Татарстане в первом полугодии 2024-го приобретали подержанные машины с пробегом от 100 тысяч до 150 тыс. км (28%). При этом на одометре каждого четвертого авто (25%) значилось от 50 до 100 тыс. км, у каждой пятой машины (18%) эти показатели были от 150 до 200 тыс. км. Пробег до 50 тыс. км имели 12% проданных автомобилей. Наименьшей популярностью пользуются машины с пробегом от 200 до 250 тыс. км – 9% и более 250 тыс. км – 7%.
По словам Андрея Гришакова, такая сегментация обусловлена оптимальным соотношением цены и качества автомобилей с пробегом 100-150 тыс. км. Что касается сегмента с пробегом 50-100 тыс. км, то, конечно, он более привлекателен для покупателей, но при этом имеет значительно большую стоимость. При анализе предложений по упомянутым ранее брендам и ценовым сегментам можно также увидеть, что основная масса автомобилей имеет пробег более 100 тыс. км.
– Наибольшее предложение машин с пробегом за «100 тысяч» в большинстве случаев объясняется окончанием заводской гарантии, после чего многие автовладельцы, если им позволяют средства, стараются менять машину на новую, гарантийную. Другие обновляют автомобиль, когда на одометре значится порядка 150 тыс. км, так как он все чаще требует ремонта, что становится накладным. А вот машины с пробегом более 200 тыс. км люди, очевидно, не хотят покупать, поскольку они, за редким исключением, находятся в плохом техническом состоянии, – резюмирует Тимур Абдулнасыров.