Между пограничным клиентом и окружающими людьми существует практически непреодолимый барьер в виде коммуникативных особенностей, обеспечивающих выживание в условиях незавершенной задачи развития.
Часто человек с пограничным расстройством личности в отношениях выступает капризным ребёнком и ждёт, что его партнёр будет выполнять по отношению к нему роль безусловно любящего родителя, то есть, партнёра "пограничник" воспринимает как продолжение своего родителя – отца или матери.
Однако, отношения "пограничника" с родителями не были безоблачными, он никогда не чувствовал себя в безопасности с ними, никогда не позволял себе быть собой из страха непонимания и осуждения, его отношения с родителем были всегда дистантными, лишёнными глубины, открытости, в результате чего у "пограничника" сформировалось двойственное отношение к близкому – с одной стороны любовь, а с другой – ненависть.
Понятие «пограничное расстройство личности» изначально включало в себя состояния, не укладывающиеся полностью в понятия «невроз» и «психоз», такое промежуточное положение.
В настоящее время это состояние исключено из международной классификации болезней, что, однако, не исключает актуальность понимания структуры этого расстройства , т.к. оно достаточно узнаваемо, хорошо описано в теории, которая в свою очередь подтверждается клиентскими историями в практике.
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) 一 психическое нарушение, проявляющееся неустойчивостью психики и самооценки, эмоциональной лабильностью и импульсивностью, повышенной тревожностью и трудностями в построении стабильных близких отношений.
Психологический обобщенный профиль
Неспособность интегрировать “хорошие” и “плохие” аспекты реальности Я и других связана с мощной ранней агрессией, активизированной у таких пациентов. Диссоциация между “хорошими” и “плохими” Я – и объект-репрезентациями защищает любовь и “хорошее” от разрушения берущей верх ненавистью и “плохим”.
Крайне противоречивое поведение, переходы от одного эмоционального состояния к другому. Противоречия в самовосприятии. До такой степени, что очень трудно представить себе Пограничника одним целостным человеком.
При тяжелой невротической патологии характера противоречивое межличностное поведение отражает патологический, но цельный взгляд пациента на себя и значимых других, а при пограничной организации личности сам этот внутренний взгляд на себя и других лишен целостности.
Примеры из клинической практики. Степень интеграции Я и восприятия объектов клиентами с ПРЛ.
Пациентка с преобладанием истерической, то есть невротической, структуры личности сообщила во время интервью, что у нее сексуальные проблемы, но не смогла рассказать об этих проблемах. Когда терапевт указал ей на непоследовательность такого поведения, она ответила, что терапевт-мужчина будет получать удовольствие от того, что униженная женщина рассказывает ему о своих сексуальных проблемах, что в мужчинах может возникнуть сексуальное возбуждение, когда они смотрят на женщину как на низшее существо в сфере сексуальности. Концепция мужчины и сексуальности, унижающей женское достоинство, и разговор об этом является частью интегрированной, хотя и патологической, концепции себя и других.
Другая пациентка с инфантильной структурой характера и с пограничной личностной организацией выражала свое отвращение к мужчинам, которые используют женщину как сексуальный объект, рассказывала, как она защищалась от домогательств своего предыдущего начальника и как ей приходится избегать социальных контактов с людьми из-за грубости похотливых мужчин. Но в то же время она рассказала, что какое-то время работала “крошкой” в мужском клубе, и была крайне изумлена, когда терапевт заговорил о противоречиях между ее взглядами и выбором работы.
Диффузия идентичности проявляется и в том случае, если пациент описывает значимых людей и не может собрать эти образы в цельную и ясную картину. Описания значимых других бывают настолько противоречивы, что больше походят на карикатуры, чем на живых людей. Одна женщина, которая жила в “тройном союзе” с мужчиной и другой женщиной, не могла описать ни их характеры, ни сексуальные взаимоотношения между этими людьми, и особенно свои отношения с каждым из них.
Другая пограничная пациентка с мазохистической структурой личности описывала свою мать то как теплую, заботливую, чуткую к нуждам дочери женщину, то как холодную, равнодушную, бесчувственную, эгоистичную и замкнутую в себе. Попытки прояснить эти противоречия сначала усилили тревогу женщины, а потом она почувствовала, что терапевт нападает на нее, критикует за такой противоречивый образ собственной матери и за “плохие” чувства к ней.
Интерпретация, согласно которой женщина проецирует свое чувство вины на терапевта, снизила ее тревогу, но причинила ей боль, когда она осознала, насколько хаотично ее восприятие собственной матери.
Еще одна структурная тема: качество объектных отношений, то есть стабильность и глубина взаимоотношений со значимыми другими, что проявляется в душевном тепле, преданности, заботе и уважении. Другими качественными аспектами являются эмпатия, понимание и способность сохранять взаимоотношения в периоды конфликтов или фрустраций.
Обычно мы воспринимаем себя как нечто постоянное во времени, в разных обстоятельствах и с различными людьми и ощущаем конфликт, когда наш Я-образ становится противоречивым. То же самое можно сказать о нашем отношении к другим. Но при пограничной личностной организации это постоянство образа во времени утеряно, у таких пациентов страдает реальное восприятие другого человека.
Продолжительные взаимоотношения Пограничника с другими обычно сопровождаются растущими искажениями восприятия. Такому человеку трудно чувствовать эмпатию, его взаимоотношения с другими хаотичны или бледны, а близкие отношения испорчены характерным для этих пациентов сгущением генитальных и прегенитальных конфликтов.
В идеале скорректировать поведение "пограничника" может жизнь с терпеливым, любящим партнёром, который будет с пониманием относиться к вспышкам его ярости, к переменчивости, не принимать за чистую монету его оскорбления и высказывания, являть для него образец самоконтроля, эмпатии в отношениях с окружающими, давать свою любовь и поддержку.
Только с таким партнёром возможно "пограничник" начнёт меняться в лучшую сторону и личностно расти, несмотря на то, что тот может показаться ему скучным и приземлённым, чересчур спокойным и невозмутимым – появляется крупный риск нарваться на провокацию "Пограничника", которые он очень любит. Исцеление партнером случается крайне редко, особенно когда Пограничник женщина. Надо быть святым.
У женщин патология встречается в 3 раза чаще, чем у мужчин. По данным статистики, ПРЛ страдает от 2 до 6% населения.
Картина отношений мужчина/женщина.
Женщина вдруг начинает вести себя как сильно испуганная маленькая девочка или впадает в неистовый гнев в ответ на малейшую "провокацию". Неистовое рвение сменяется откровенным саботажем. Частое недовольство ее второе имя, что делает любое желание ей угодить похожим на сизифов труд или ночной кошмар.
Наполненные добрыми намерениями попытки контролировать ее разрушительное поведение, воспринимаются как непонимание и даже опасность, как от насильника.
Многие партнеры Пограничниц испытывают такое на личном опыте и сами приходят в терапию, так как их подруги не видят своих проблем. Многие партнеры пытаются отстраниться, защититься, становятся безразличными. И действительно очень трудно не иметь таких реакций, когда вы чувствуете ответственность за кого-то, кто теряет контроль. Некоторые, наоборот, становятся еще более заботливыми, расширяя границы далеко за пределы своего уровня комфорта, до тех пор пока они не начинают чувствовать себя полностью поглощенными и опустошенными. В результате все заканчивается тем, что пара распадается.
Да, Пограничники, носители крайних убеждений и эмоций и обусловлено это обычно непосильными травмами и унижениями, которые они претерпевали, когда были детьми.
Скорее, вернуть пограничника к нормальной жизни может длительный и непростой курс психотерапии по реконструкции собственного "Я", восстановлению самости, научению саморегуляции, развитию доверия и эмпатии. "Пограничнику" необходимо будет научиться быть терапевтом самому себе.
Будем верить и работать.
С уважением, пожеланием здоровья и верой в ваш потенциал,
Виктория Вячеславовна Танайлова
Системный психолог, психосоматолог, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания
тел. +79892451621, +380986325205 (viber, WatsApp, telegram) skype tanaylova3
Опубликовано вчера в 20:59, 48 просмотров
Подборки:ПсихотерапияАгрессияОтношения