Сколько существует на рынке наш АвтоВАЗ, но такого большого количества упоминаний в СМИ АвтоВАЗа, как в последние пару лет, кажется, еще никогда не было. Причем в СМИ появляются не только негативные новости, которые доносятся с завода, но и более положительные.
Например, еще в конце прошлого года появились новости о том, что АвтоВАЗ продолжает допиливать свои 16-клапанные моторы. Планируется, что наш автомобильный гигант улучшит мотор ВАЗ-21129 объемом 1,6, и вместо 106 сил он будет выдавать уже более внушительные 120 сил. А недавно улучшенный двигатель ВАЗ-21179, который избавили от проблем с расходом масла и добавили ему приставку «EVO», будет выдавать вместо 122 сил — 130 сил.
Да, может быть, прибавка в лошадях и не такая большая, но тем не менее — АвтоВАЗ не стоит на месте и продолжает развиваться, а это уже очень хорошо. Да и в целом в 2024-2025 годах нас ожидает еще немало новинок от нашего предприятия. Уже в этом в продажу поступит Lada Aura, которая будет поставляться чиновникам, её будут закупать в такси, да и простые люди смогут её купить.
А также в продажу наконец-то поступит Lada Niva Sport с мотором на 122 силы и с переработанным салоном. Опять же, наш внедорожник кардинально не изменится, но даже такие изменения и улучшения лучше, чем ничего.
Ну и, конечно же, еще скоро в продажу должен поступить полностью электрический Lada e-Largus. Многие пока не могут понять, зачем нам нужен подобный автомобиль. Соглашусь, стоить он явно будет более 2,5 миллионов рублей, если говорить о пассажирской версии, а не о грузовой. А за такую цену его явно никто брать просто не захочет.
Если для семьи и нужен вместительный автомобиль, то как вариант есть тот же Haval M6. Да и электрички подавляющему числу нашего населения не нужны, так как заряжать их банально негде, а с нашими зимами заряда батареи надолго не хватит.
Но если говорить о том, что реально волнует наше население сегодня, касательно нашего АвтоВАЗа, так это стоимость автомобилей. Да, Lada все еще сегодня остается самой доступной маркой, и у многих автомобилей просто нет аналогов на рынке по стоимости. Взять те же «Нивы», «Ларгус» или «Гранту» — ни у одного из этих автомобилей на нашем рынке нет аналога по цене, даже и близко.
А что насчет «Весты»? А вот с «Вестой» все не так однозначно, так как стоит она от 1,5 млн рублей, и в самой дорогой версии SW Cross стоимость «Весты» превышает 2 миллиона рублей. И за такие деньги уже можно смело смотреть в сторону китайских седанов Chanagan Eado, Omoda S5, Kaiyi E5 и даже в сторону кроссоверов Haval Jolion, Haval M6, Omoda C5, Chery Tiggo 4 Pro.
Но больше всего людей удивляет даже не этот факт. Например, у наших соседей, белорусов, наша Lada Vesta стоит намного дешевле. Так, разница в цене достигает в некоторых случаях 300 тысяч рублей. Но не так давно на рынке Беларуси появилась еще одна версия «Весты», которая стоит уже на 350 тысяч рублей дешевле.
Данная комплектация называется «Special Edition», и стоимость такого автомобиля от 43.900 до 44.200 белорусских рублей. В переводе на наши рубли, стоимость такой «Весты» составляет примерно 1,2 млн рублей. И это самая простая комплектация нашего седана, в которой нет почти ничего, кроме кондиционера. Вместо мультимедийной системы — аудиоподготовка, нет динамиков, нет подогрева передних сидений. Зато есть передние подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов (АБС).
Но самое забавное, что у нас есть точно такая же комплектация. Это самая простая и дешевая версия называется «Comfort’24», но стоит она у нас дороже, почти на 350 тысяч рублей, а точнее 1,514 миллионов рублей. Автомобиль точно также идет с мотором объемом 1,6 литров на 106 сил и с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
А вот самые дорогие версии Lada Vesta SW Cross и вовсе различаются по стоимости еще больше. Разница может составлять почти 400 тысяч рублей. Подобная ситуация наблюдается с ценами и на другие наши автомобили в Беларуси. Правда, некоторые модели хоть и стоят дешевле, но разница не настолько серьезная.
Так и хочется сказать АвтоВАЗу: «Дайте нам Весту по такой цене, народ за пару дней все сметет». Еще бы, если бы у нас самая простая Lada Vesta стоит по цене топовой «Гранты», то её покупали бы очень хорошо. Многим людям не нужен подогрев сидений, а тем более стандартная мультимедийная система. Её, как и колонки, можно самостоятельно установить. А если не пожалеть денег, то такая система еще и в разы лучше будет играть, чем стандартная.
Людям нужен просто автомобиль, чтобы передвигаться с минимальным комфортом. И как по мне, то даже базовая Lada Vesta все эти потребности закрывает. Но у нас она стоит чуть дороже 1,5 миллионов рублей.
А нам не положено продавать по такой цене? Почему такая разница в стоимости?
Наши эксперты связывают подобную разницу в стоимости из-за нескольких факторов. Например, вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин уверен, что более низкие цены АвтоВАЗ устанавливает на наши автомобили в Беларуси по причине того, что на соседнем рынке довольно высокая конкуренция.
Так, в Беларуси очень популярен рынок б/у автомобилей, куда относительно проще привезти автомобили из Европы. А доля рынка у «Лады» в Беларуси относительно небольшая. Та же марка Geely пользуется у белорусов куда большей популярностью. Поэтому, чтобы привлечь покупателей, АвтоВАЗ вынужден снижать цены на свои автомобили.
Сами дистрибьютеры Lada в Беларуси утверждают, что разница в стоимости основывается на отсутствии утилизационного сбора в республике Беларусь. Но если россияне захотят сэкономить и купить новую «Ладу» в Беларуси, то этого не получится сделать в некоторых случаях:
- Во-первых, дилеры не продают автомобили россиянам, так как спрос на «Лады» в последнее время в Беларуси растет. Также защиты есть фискальные платежи.
- Во-вторых, даже если автомобиль «Лада» приобретен посредством «третьих лиц», то по приезду в РФ владельцу с российским паспортом придется заплатить утилизационный сбор. Для физических лиц, которые покупают подобным образом автомобиль, он составит около 4 тысяч рублей. Но таким образом можно покупать только 1 автомобиль в год, и весь год его нельзя продавать. В противном случае придется платить уже не льготный утилизационный сбор, а коммерческий. Его размер — 306 тысяч рублей.
А вот различным отечественным салонам точно не удастся подобным образом покупать автомобили и затем спекулировать на рынке.
Получается, что АвтоВАЗ продает свои автомобили в Беларуси значительно дешевле, но при этом еще и зарабатывает. А у нас в стране АвтоВАЗ получает полную компенсацию по утилизационному сбору в виде различных производственных субсидий, но тем не менее все равно включает его в стоимость автомобилей.
Вот и получается, что нам наши автомобили обходятся дороже именно по этим причинам. А сам АвтоВАЗ решил, что раз свой рынок под себя он уже подмял, то соседний было бы тоже неплохо подмять под себя. Поэтому цены и снижают.
Справедливости ради стоит отметить, что у нас тоже не так давно подешевела Lada Vesta в топовых комплектациях, подешевела на 15-20 тысяч рублей. А все из-за того, что эти версии временно лишились боковых подушек безопасности. Когда АвтоВАЗ вернет их на место, цены, по всей видимости, вернутся обратно на тот же уровень.
В целом, конечно же, картина не очень хорошая, нам продают наши же автомобили дороже, чем соседям. А, конечно, хотелось бы, чтобы цены у нас были такими же как в и Беларуси. Но, по всей видимости, нам этого не видать.