Найти тему
ПИНАКОТЕКА

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА: СКРЫТЫЙ АВТОПОРТРЕТ

Из лекций С.В.Стахорского

Автопортрет –– относительно поздний жанр изобразительного искусства, сложившийся в эпоху Возрождения. Единственный автопортрет античности, о котором известно, выполнен в 440-е годы до н.э. великим Фидием: себя он изобразил в виде лысого старика, замахивающегося молотом, главным орудием скульптора. Рельеф был вырезан на щите статуи Афины Парфенос, установленной в Парфеноне. Современники расценили автопортрет Фидия как непозволительную вольность. По рассказу Плутарха, скульптора обвинили в оскорблении богов и заключили в темницу, где он умер.

Наибольшее распространение в искусстве нового времени получил репрезентативный автопортрет, возникший в середине ХV века. Ему предшествует скрытый автопортрет, который появился примерно на 150 лет раньше.

В скрытом автопортрете художник придает свои черты персонажу или, оставаясь самим собой, делается участником изображаемых событий.

Существует гипотеза, что автопортрет Леонардо да Винчи запрятан в образе Джоконды.

Леонардо да Винчи. Автопортрет (фрагмент), ок. 1514 года. Королевская библиотека, Турин. «Джоконда» (фрагмент), 1503–1519 годы. Лувр, Париж
Леонардо да Винчи. Автопортрет (фрагмент), ок. 1514 года. Королевская библиотека, Турин. «Джоконда» (фрагмент), 1503–1519 годы. Лувр, Париж

Рафаэль наделяет своими портретными чертами древнегреческого живописца Апеллеса, Микеланджело –– Святого Никодима, Бернини –– Давида, а Караваджо –– Голиафа; Рембрандт и Эль Греко изображают себя апостолом Павлом, Делакруа — Гамлетом.

Рафаэль Санти. Автопортрет, между 1504 и 1506 годами. Галерея Уффици, Флоренция. «Афинская школа» (фрагмент, справа от Рафаэля в образе Апеллеса изображен Перуджино в образе Протогена), 1511 год. Станцы Рафаэля, дворец Ватикана, Рим
Рафаэль Санти. Автопортрет, между 1504 и 1506 годами. Галерея Уффици, Флоренция. «Афинская школа» (фрагмент, справа от Рафаэля в образе Апеллеса изображен Перуджино в образе Протогена), 1511 год. Станцы Рафаэля, дворец Ватикана, Рим
Микеланджело. «Пьета с Никодимом» (фрагмент), 1547–1555 годы, Музей Дуомо, Флоренция. Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело (фрагмент), ок. 1545 года. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Микеланджело. «Пьета с Никодимом» (фрагмент), 1547–1555 годы, Музей Дуомо, Флоренция. Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело (фрагмент), ок. 1545 года. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Джанлоренцо Бернини. Автопортрет, 1623 год. «Давид», 1624 год. Галерея Боргезе, Рим
Джанлоренцо Бернини. Автопортрет, 1623 год. «Давид», 1624 год. Галерея Боргезе, Рим
Караваджо. «Давид с головой Голиафа». 1605–1610 годы. Галерея Боргезе, Рим
Караваджо. «Давид с головой Голиафа». 1605–1610 годы. Галерея Боргезе, Рим
Рембрандт. Автопортрет в образе апостола Павла, 1661 год. Рейксмузеум, Амстердам. Автопортрет. 1659 год. Национальная галерея, Вашингтон
Рембрандт. Автопортрет в образе апостола Павла, 1661 год. Рейксмузеум, Амстердам. Автопортрет. 1659 год. Национальная галерея, Вашингтон
Эль Греко. «Апостолы Петр и Павел», ок. 1592 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Эль Греко. «Апостолы Петр и Павел», ок. 1592 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Эжен Делакруа. Автопортрет в образе Гамлета, 1821 год. Музей Делакруа, Париж
Эжен Делакруа. Автопортрет в образе Гамлета, 1821 год. Музей Делакруа, Париж

Придавая свои портретные черты героям картин и статуй, художники преследуют различные цели и руководствуются разными мотивами. Альбрехт Дюрер, изобразив себя в облике Христа, декларирует ренессансную концепцию художника-творца, который творит, как бог, и даже лучше бога.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в одежде, отделанной мехом, 1500 год. Старая пинакотека, Мюнхен
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в одежде, отделанной мехом, 1500 год. Старая пинакотека, Мюнхен

Личная трагедия побудила Артемизию Джентилески написать автопортрет в образе мученицы. Артемизия была изнасилована и прошла через суд, который в итоге покарал насильника. В картине она держит пальмовую ветвь –– знак мученичества. Этот портрет был для нее тем, чем впоследствии для Гете стал выстрел Вертера: исцелением от психической травмы.

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе мученицы, ок. 1615 года. Частная коллекция
Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе мученицы, ок. 1615 года. Частная коллекция

Становясь персонажем своего произведения, автор выступает либо соглядатаем происходящего, либо действующим лицом.

Джотто ди Бондоне в фреске «Страшный суд» помещает свой автопортрет среди жителей Падуи, наблюдающих, как донатор Энрико Скровеньи подносит Богоматери построенную на его деньги капеллу (фигура Джотто находится слева внизу, узнать его можно по желтой шапочке).

Джотто ди Бондоне. «Страшный суд» (фрагмент), алтарная фреска капеллы Скровеньи, 1304–1306 годы. Падуя
Джотто ди Бондоне. «Страшный суд» (фрагмент), алтарная фреска капеллы Скровеньи, 1304–1306 годы. Падуя

Братья Лимбурги, иллюстраторы рукописной книги «Великолепный часослов герцога Беррийского», изобразили себя на странице «Январь» в толпе гостей, поздравляющих герцога с наступлением Нового года.

Поль, Жан и Эрман Лимбурги. «Великолепный часослов герцога Беррийского», ок. 1415 года. Музей Конде, Шантийи
Поль, Жан и Эрман Лимбурги. «Великолепный часослов герцога Беррийского», ок. 1415 года. Музей Конде, Шантийи

В «Страшном суде» Микеланджело тоже присутствует автопортрет: он помещен на содранной коже Варфоломея, которую тот держит в левой руке.

Микеланджело. «Страшный суд» (фрагмент), фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, 1541 год. Рим
Микеланджело. «Страшный суд» (фрагмент), фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, 1541 год. Рим

Мазаччо изображает себя свидетелем чуда апостола Петра, который воскресил пролежавшего 14 лет в могиле сына Теофила, префекта Антиохии.

Мазаччо. «Воскрешение сына Теофила и Святой Петр на престоле», 1424–1428 годы. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция. Фигуры в дверном проеме справа — Мазаччо, Альберти и Брунеллески
Мазаччо. «Воскрешение сына Теофила и Святой Петр на престоле», 1424–1428 годы. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция. Фигуры в дверном проеме справа — Мазаччо, Альберти и Брунеллески

Филиппо Липпи в одном из его произведений стоит у гроба Богоматери, в другом — наблюдает, как Христос надевает ей венец царицы небесной.

Филиппо Липпи. «Успение Богоматери» (фрагменты), алтарная фреска, 1467–1469 годы. Дуомо, Сполето
Филиппо Липпи. «Успение Богоматери» (фрагменты), алтарная фреска, 1467–1469 годы. Дуомо, Сполето
Филиппо Липпи. «Успение Богоматери» (фрагмент), алтарная фреска, 1467–1469 годы. Дуомо, Сполето. «Коронование Богоматери» (фрагмент), 1441–1447 годы. Галерея Уффици, Флоренция
Филиппо Липпи. «Успение Богоматери» (фрагмент), алтарная фреска, 1467–1469 годы. Дуомо, Сполето. «Коронование Богоматери» (фрагмент), 1441–1447 годы. Галерея Уффици, Флоренция
Филиппо Липпи. «Коронование Богоматери», 1441–1447 годы. Галерея Уффици, Флоренция
Филиппо Липпи. «Коронование Богоматери», 1441–1447 годы. Галерея Уффици, Флоренция

Пьеро делла Франческа в фреске «Воскресение Христа» выводит себя в облике спящего стражника. Лука Синьорелли смотрит, как антихрист произносит перед толпой проповедь, которую ему нашептывает дьявол; рядом с Синьорелли стоит Беато Анджелико (обе фигуры расположены у левого края фрески).

Пьеро делла Франческа. «Воскресение Христа», ок. 1460 года. Пинакотека Комунале, Сансеполькро (Тоскана)
Пьеро делла Франческа. «Воскресение Христа», ок. 1460 года. Пинакотека Комунале, Сансеполькро (Тоскана)
Лука Синьорелли. «Проповедь антихриста», между 1499 и 1502 годами. Капелла Сан-Брицио, Дуомо ди Орвието
Лука Синьорелли. «Проповедь антихриста», между 1499 и 1502 годами. Капелла Сан-Брицио, Дуомо ди Орвието

Беноццо Гоццоли наблюдает шествие волхвов к месту рождения Христа, а Сандро Боттичелли присутствует при поклонении волхвов: здесь же находятся знаменитые флорентийцы — Козимо Медичи с сыновьями и внуками, поэт Полициано, философ Пико делла Мирандола.

Беноццо Гоццоли. «Шествие волхвов», 1459–1462 годы. Капелла волхвов в палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Беноццо Гоццоли. «Шествие волхвов», 1459–1462 годы. Капелла волхвов в палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов», ок. 1475 года. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов», ок. 1475 года. Галерея Уффици, Флоренция

Андреа Мантенья и его жена участвуют в обряде принесения во храм младенца Христа. Композицию картины Мантеньи повторил Джованни Беллини: в полотне на ту же тему он тоже изобразил себя и свою супругу.

Андреа Мантенья. «Принесение во храм», 1454 год. Gemäldegalerie, Берлин. Автопортрет Мантеньи — справа, портрет жены — слева.
Андреа Мантенья. «Принесение во храм», 1454 год. Gemäldegalerie, Берлин. Автопортрет Мантеньи — справа, портрет жены — слева.
Джованни Беллини. «Принесение во храм», 1460-е годы. Галерея Кверини Стампалья, Венеция
Джованни Беллини. «Принесение во храм», 1460-е годы. Галерея Кверини Стампалья, Венеция

Перуджино предстает свидетелем вручения ключей от рая апостолу Петру.

Пьетро Перуджино. «Вручение ключей апостолу Петру», фреска боковой стены Сикстинской капеллы, 1482 год. Рим
Пьетро Перуджино. «Вручение ключей апостолу Петру», фреска боковой стены Сикстинской капеллы, 1482 год. Рим
Пьетро Перуджино. «Вручение ключей апостолу Петру» (фрагмент). Перуджино — пятый справа
Пьетро Перуджино. «Вручение ключей апостолу Петру» (фрагмент). Перуджино — пятый справа

Эль Греко вместе с другими гражданами Толедо участвует в похоронах благочестивого графа Оргаса, хотя тот умер 200 лет назад. Время в сакральной истории — не линейное: оно переплетает жизни и судьбы, удаленные друг от друга на века и тысячелетия.

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса», 1588 год. Церковь Санто-Томе, Толедо
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса», 1588 год. Церковь Санто-Томе, Толедо

Действующими лицами собственных творений художники выступают не реже, чем наблюдателями. Микеланджело-Никодим снимает с креста тело Иисуса: оно выскальзывает из рук, и его подхватывают находящиеся рядом Богоматерь и Магдалина.

Микеланджело. «Пьета с Никодимом», 1547–1555 годы, Музей Дуомо, Флоренция
Микеланджело. «Пьета с Никодимом», 1547–1555 годы, Музей Дуомо, Флоренция

Бернини-Давид, прикусив губу, сдвинув брови к переносице, концентрирует всё свое внимание на том, чтобы нанести точный удар.

Джанлоренцо Бернини. «Давид», 1624 год. Галерея Боргезе, Рим
Джанлоренцо Бернини. «Давид», 1624 год. Галерея Боргезе, Рим

Рембрандт марширует в составе стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга, а под видом Блудного сына пирует с красавицей. В образе Блудного сына забавляется с проституткой Вермеер (у него в руках стакан пива и цитра).

Рембрандт. «Блудный сын в таверне» (автопортрет с Саскией), 1635 год. Галерея старых мастеров. Дрезден
Рембрандт. «Блудный сын в таверне» (автопортрет с Саскией), 1635 год. Галерея старых мастеров. Дрезден
Ян Вермеер. «У сводни», 1656 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Ян Вермеер. «У сводни», 1656 год. Галерея старых мастеров, Дрезден

В картине Йорданса «Старики поют, молодые играют» (два варианта) за праздничным столом поют хором стар и млад; им аккомпанирует на волынке сам Йорданс, смешно надувая щеки.

Якоб Йорданс. «Старики поют, молодые играют», 1638 год. Музей изящных искусств, Валансьен
Якоб Йорданс. «Старики поют, молодые играют», 1638 год. Музей изящных искусств, Валансьен
Якоб Йорданс. «Старики поют, молодые играют», 1638 год. Музей изящных искусств. Антверпен
Якоб Йорданс. «Старики поют, молодые играют», 1638 год. Музей изящных искусств. Антверпен

На свадьбе в Кане Галилейской, изображенной Веронезе, он сам — один из музыкантов, играющий на виоле да браччо, трое других — Бассано (с корнетом), Тинторетто (со скрипкой) и Тициан (с контрабасом).

Веронезе. «Брак в Кане», 1563 год. Лувр, Париж
Веронезе. «Брак в Кане», 1563 год. Лувр, Париж
Веронезе. «Брак в Кане» (фрагмент), 1563 год. Лувр, Париж
Веронезе. «Брак в Кане» (фрагмент), 1563 год. Лувр, Париж

Таким образом, скрытый автопортрет представляет художника наблюдающим что-либо или что-то делающим. Два подхода демонстрируют Карл Брюллов и Александр Иванов в своих знаменитых картинах. Среди спасающихся жителей Помпеев мы видим в группе слева молодого человека, который держит на голове ящик с кистями и красками: это сам Брюллов.

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1833 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1833 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Александра Иванова, присутствующего при явлении мессии, выдает широкополая шляпа «боливар» — та самая, надев которую ехал на бульвар Евгений Онегин.

Александр Иванов. «Явление Христа народу» (фрагмент), 1858 год. Третьяковская галерея, Москва
Александр Иванов. «Явление Христа народу» (фрагмент), 1858 год. Третьяковская галерея, Москва

Скрытый автопортрет художник помещает либо у бокового обреза холста (Боттичелли, Мантенья, Беллини, Вермеер), либо в центре композиции (Джотто, Липпи, Эль Греко, Рембрандт, Брюллов, Иванов). В последнем случае автопортрет оказывается в гуще персонажей.

Иногда художник со своего портрета прямо смотрит на зрителя (Синьорелли, Липпи, Гоццоли, Боттичелли, Беллини, Рафаэль, Эль Греко, Вермеер, Йорданс), что помогает его распознать среди прочих лиц. Однако в картинах Мазаччо, Мантеньи, Веронезе, Брюллова, Иванова взгляд автора направлен в сторону.

Боттичелли, Мазаччо, Синьорелли всячески акцентирует свое присутствие, тогда как Джотто, Липпи, Гоццоли, Перуджино, Рембрандт, Эль Греко, напротив, стараются затеряться в толпе, где отыскать их крайне трудно.

Большинство скрытых автопортретов были созданы в эпоху Возрождения. Чаще всего художники использовали эту жанровую форму в произведениях на темы, почерпнутые из Библии и церковной литературы. Так они выражали свою сопричастность великим событиям христианского предания. Художники барокко помещают скрытый автопортрет в картины на бытовые сюжеты, почерпнутые из современности.

Во всех автопортретах, рассмотренных выше, мы видим лица художников. Ван Гог в картине «Стул Винсента» делает своим портретом вещь: деревянный стул с плетеным сидением, на котором лежат трубка и кисет. Тогда же им написан портрет Гогена в виде кресла.

Винсент Ван Гог. «Стул Винсента», 1888 год. Национальная галерея, Лондон (слева). «Кресло Гогена», 1888 год. Музей Ван Гога, Амстердам (справа).
Винсент Ван Гог. «Стул Винсента», 1888 год. Национальная галерея, Лондон (слева). «Кресло Гогена», 1888 год. Музей Ван Гога, Амстердам (справа).

Эти картины Ван Гога предвосхищают опыты сюрреалистов. Рене Магритт в автопортрете 1923 года прячет свою физиономию в геометрических фигурах трех цветов — желтого, красного и черного. У Сальвадора Дали в автопортрете 1954 года узнаваемые вытаращенные глаза и лихо закрученные усы, доходящие до висков, в руках — горсть монет, а поза, платье, прическа и фон — от «Джоконды». Лицом одного автопортрета Дали служит кусок жареной ветчины, наколотый на палочки; в другом — букет анютиных глазок.

Рене Магритт. Автопортрет, 1923 год. Галерея Брашо, Брюссель
Рене Магритт. Автопортрет, 1923 год. Галерея Брашо, Брюссель
Сальвадор Дали. «Автопортрет в образе Моны Лизы», 1954 год. Театр-музей Дали, Фигерас
Сальвадор Дали. «Автопортрет в образе Моны Лизы», 1954 год. Театр-музей Дали, Фигерас
Сальвадор Дали. «Мягкий автопортрет с жареной ветчиной», 1941 год. Театр-музей Дали, Фигерас
Сальвадор Дали. «Мягкий автопортрет с жареной ветчиной», 1941 год. Театр-музей Дали, Фигерас
Сальвадор Дали. «Автопортрет в анютиных глазках», 1968 год. Частная коллекция
Сальвадор Дали. «Автопортрет в анютиных глазках», 1968 год. Частная коллекция

Портрет персонажа, выраженный через вещь, — распространенный литературный прием. Портретом Гамлета служит флейта, когда он в разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном просит не касаться клапанов его души. Портрет шекспировского Фальстафа составлен из образов пьянства и обжорства: бочонок хереса, мешок с требухой, склад свечного сала. О смеховых функциях данного приема см. в книге В.Я.Проппа «Проблемы комизма и смеха».

© Стахорский С.В.

-43