Здравствуйте, друзья. Мы продолжаем наш разговор о принципах, применяемых в психотерапии и гипнозе Милтоном Эриксоном, о его личности и о введенных им новшествах. И которые, как затем исторически сложилось в своем развитии психологии и психотерапии, применяются теперь и во всех остальных, а особенно тщательно в краткосрочных методах психотерапии и психологического консультирования.
В прошлый раз я вам обещал упомянуть основные базовые принципы, которые применял Милтон Эриксон в своей терапии, работая с клиентами. Но я вам их не скажу. У вас документов нету. Конечно, некоторые из них вы сможете прочитать уже в конце этой статьи. Потому, что сегодня сначала мы с вами рассмотрим еще один., следующий принцип, отличающий Эриксоновскую терапию, которые включает в себя Эриксоновский подход от традиционного. И которые я уже не раз рассматриваю, в течении всего этого цикла статей.
Особенно, конечно, эти отличия разительны были во время его значительной части и работы, и жизни, примерно в начале и середине прошлого века и до примерно 70х годов прошлого века, когда он стал, из просто оригинального, хотя и "обычного" врача-психиатра, стал действительно очень знаменит, известен у себя на родине, а потом и всемирно известен. И когда его методики активно изучались специалистами, даже моделировались и систематизировались, записывались в книгах. И затем, собственно, рождались на этой базе целые новые психологические течения, которые процветают и очень успешно применяются сейчас.
Так вот. Следующее базовое отличие Эриксоновского подхода от традиционного — это рассмотрение симптома клиента через призму выбора, соответственно, работы с прошлым клиента или с его настоящим.
© фото: ИИ
Как известно, в традиционной парадигме психологи исходили из устоявшегося постулата о том, что психика клиента, имеющего проблему, была ранее "запрограммирована" в его прошлом. Обычно в детстве, конечно же. И соотвественно, в такой работе всегда на горизонте светила неизбежность раскапывания клиентского, детского, его очень тяжелого, травматического опыта. И соответственно, следовал очень долгий, мучительный, многолетний подъем всего этого психического материала снова на поверхность сознания клиента.
Затем следовал его подробный анализ, классификация, соотнесение с теоретическими положениями. И, если повезет, то и их более полное осознание. Что, впрочем, вообще еще не факт, что могло тоже привести к какому-то разрешению проблемы, или к снижению беспокоящей симптоматики клиента. Она же запрограммирована, причем в прошлом. А это вам не шутки. И по сути, все это собственно и не бралось в расчет. Ибо, в этом случае, во главе угла стояла всегда научная и теоретическая обоснованность проблемы, и ее первоначальный, заложенный смысл ее возникновения, и текущего существования проблемы клиента.
Не трудно понять, что уже сам о себе такой подход не допускал никакого истинного исцеления или даже облегчения клиенту. Но что же сделал в этом случае наш Милтон Эриксон? Ооо, конечно, он и здесь сделал революцию. Нет, конечно, он не отрицал влияния на психику клиента событий из его прошлого. Но тем не менее, он никогда не ставил это во главу угла.
Наоборот, он искренне верил в заложенные в каждом человеке огромные потенциальные природные и духовные ресурсы. И в его потенциальные возможности для восстановления психики. Для этого было достаточно ей помочь, направить ее внутренние резервы в нужное жизни русло. Собственно, именно так происходит восстановление нормальной физиологии и в сфере обычной медицины. Организм и сам отлично, и даже намного лучше людей знает то, каково должно на самом деле быть его собственное, здоровое состояние.
Для самостоятельного выздоровления нашему телу часто достаточно просто не мешать. А уж если ему еще и аккуратно помочь, то скорость восстановления у нашего тела может быть просто фантастическая! И поэтому в психотерапии, основную роль Эриксон отводил именно бессознательному и его скрытым возможностям и ресурсам, которые достаточно высвободить и помочь и телу, и мозгу самим делать свое дело.
Ну а что касается базовых принципов в работе психолога с клиентами, то Эриксон сформулировал это гениально простыми для восприятия словами. И как повторял слова Милтона Эриксона мой учитель по Эриксоновскому гипнозу Михаил Романович Гинзбург:
самые главные качества для психолога это:
— умение слушать и слышать клиента,
— уважение к личности клиента,
— желание психолога ему помочь
Продолжение следует.
— Первая часть: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 2: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 3: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 4: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 5: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 6: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 7: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 8: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
— Часть 9: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона
Всем гармонии со своим бессознательным!
Автор: Евдокимов Дмитрий Рудольфович
Психолог, Гипнотерапевт Отношения
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru