Найти в Дзене
Свободное время

Советские фантасты — это заповедник бездарностей? Сергей Павлов. «Лунная радуга»

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Здравствуйте, дорогие читатели! Вырвавшись из объятий буржуазного фэнтези, решила я нырнуть в советскую фантастику. Думала: вот там размах! Идеи прогрессивные! Великолепные картины будущего!

Выбрала я давно ждавшую своего часа дилогию «Лунная радуга», начала читать и... Вспомнила один комментарий под моей статьёй про неоднозначную и недоделанную «Пурпурную мумию».

Вот комментарий:

Фото автора
Фото автора

Если раньше я, читая этот комментарий, думала, что уважаемый читатель несколько сгущает краски, то теперь понимаю — что-то в этом есть. Уже не первое произведение, которое я беру совершенно случайно и вижу проблемы с литературным ремеслом. Пусть простят меня те, кто читал «Лунную радугу» в детстве и юности и не могли от неё оторваться. Я не литературовед, но мне есть с чем сравнить.

Судя по всему я докопалась до интересной стороны советской фантастики — до невысокого писательского мастерства наших фантастов. Нет, по идеям и образу будущего советская фантастика впереди планеты всей, но форма... Форма хромает.

Хотя видно, что автор очень старался и придумывал разные технические устройства и города будущего. И очень подробно всё это описывал.

Понятно почему в своё время у юной аудитории книга произвела фурор. Много интересных технических подробностей, сильные герои с необычными способностями, космические пейзажи.

Сергей Павлов ставит перед нами интересную проблему. Губительное влияние космоса на человека и превращение человека в чужого, в нечеловека. Как с этой проблемой справляется буржуазная фантастика, мы видели — всех убивают и взрывают. Интересно было почитать, как смотрят на это советские фантасты.

В этом издании читала я. Фото из открытых источников
В этом издании читала я. Фото из открытых источников

Итак, что же происходит. Человечество проникло во Внеземелье, то есть обследует нашу Солнечную систему. Обжиты Меркурий, Венера, Марс. Идёт космическая разведка на спутниках газовых гигантов (Юпитера, Сатурна, Урана). Внеземелье постоянно пытается убить человека не просто так, а с выдумкой. То появляется венерианское «синее бешенство», то марсианский «резиновый паралич». То у исследователей меркурианского плоскогорья Огненных змей дети мёртвые рождаются. Тут возникает вопрос: почему наука будущего не справилась хотя бы с мёртвыми детьми? В книге Павлова показано потрясающее развитие техники, великолепнейший меркурианский город, а медицина отстаёт. Почему дети рождаются мёртвыми, если облучило только отца, а не мать? У всех патологии плода? Короче, вопросов много. Я уверена, что именно этот аспект автор для пожалейки ввёл.

Впрочем, есть и неожиданные презенты Внеземелья. Например, многоплодная беременность у тех, кто побывал далеко в космосе. У одного из второстепенных героев восемь детей, первый раз жена родила четверых и второй раз тоже.

Но бывают и другие сюрпризы. Во время катастрофы на Обероне (спутнике Урана) выжившие десантники получают необычные способности. Они не стареют, могут очень быстро передвигаться, мало спят, могут летать, видеть в темноте. Это бонусы. А минусы в том, что у них бывают приступы «мёртвой тишины», они становятся сверхчувствительными и могут воспроизводить из себя фантомы мёртвых товарищей. Это всё обеспечили космодесантникам особые космические существа, которые встроились в тела людей. Людей с необычными способностями называют: экзоты. Если честно, у меня экзоты ассоциируются с гамадрилами. Я смотрю на Ютюбе канал зоопарка, там экзотами экзотических животных называют.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Так вот, перед нами поставлено несколько вопросов: что вызывает такие способности? что делать с экзотами? и как реагирует на это остальное человечество?

Перед прочтением книги я думала, что наши герои честно сдались учёным будущего, и те спокойно их изучают. Но нет, учёные — это неприятные ребята и герои будут делать всё, чтобы не попасться.

А теперь к основным проблемам книги. Автор нам не показывает, как теперь устроена жизнь Земли в общем. Есть несколько фраз о мировой Конституции и ООН. Это прекрасно, конечно, но на том уровне развития техники, показанном в этой книге, Земля обязана стать единой. Иначе вы наживёте кучу проблем и с космонавтикой, и с техникой и с прогрессом. Для таких потрясающих успехов люди всей планеты обязаны объединиться в единую семью и создать единое хозяйство. Впрочем, это мелочи.

Перейдём к ремесленному писательскому мастерству. Сергей Павлов хорошо умеет складывать слова в предложения. Текст не корявый, но автор не умеет строить сюжет. У меня вопрос: что делал редактор, когда он это шедевр проверял??? Или его никто не проверял? Жутко затянутые описания, затянутые диалоги, куча второстепенных ненужных персонажей, которые никак не влияют на сюжет, поломанное и затянутое повествование. Красоты межзвёздных пейзажей, описания техники, инопланетные города в исполнении Павлова — это жуткая нудятина, которая ломает ритм повествования. 18 страниц в начале первой книги Фрэнк Полинг, персонаж непонятной профессии, будет бегать, лазить и скакать по тренировочному бункеру. 18 страниц беготни, которая никак не влияет на сюжет и не объясняет, что это за человек бегает и почему ему важно добежать! Такое ощущение, что я смотрю, как играют в игру-бродилку на Сеге или на Денди. Всю первую часть первой книги мне непонятно, где мы находимся, кто все эти люди. Персонаж Фрэнк нормально нам не представлен. Сначала я думала, что он и есть экзот. Но нет. Экзот - это его шурин. Хотя Фрэнк тоже не совсем нормален - он постоянно с космическим оленем общается. Про оленя нам тоже не объяснили.

Оказывается, Фрэнк служит кем-то (нам так и не сказали, кем) в Управлении комической безопасности, которое через десять лет наконец-то нашло прячущихся экзотов. Фрэнк ноет, что наука не поможет победить инфекции Внеземелья и что скоро вся Земля превратится в зону отчуждения (в таких зонах синие паралитики сидят). Отличный пассаж для советского фантаста — наука у нас так, погулять вышла.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После пытки долгими диалогами в Управлении космической безопасности нас пинком отправляют на «Лунную радугу», где бортовой медиколог (нам не объяснили, что это за специалисты, зато фантаст придумал кучу названий технических устройств) пытается узнать, кто разбивает экраны по всему кораблю. Опять в корабле в далёком будущем нет видеокамер, если бы были, то нас бы сто страниц не мучили расследованием и внутренним миром медиколога. Причём личные видеокамеры у людей будущего есть, а на звёздных кораблях их почему-то нет. Очень удобно. В далёком будущем есть датчики на корабле — спасибо и на том.

Капитана звездолёта не волнуют 11 разбитых экранов мониторов — непорядок в хозяйстве. Такое ощущение, что на корабль тысячу запасных мониторов загрузили. Медиколог и ремонтник-зам по АХЧ сами в частном порядке расследуют. Дело в том, что экзоты могут временно сбрасывать свои способности через разбивание мониторов. После этого остаются чёрные следы, по которым названа первая книга. Почему они сбрасывают способности именно так, мы тоже не узнаем.

Потом нас знакомят с экзотом Дэвидом Нортоном. Именно он бил экраны на «Лунной радуге». Он страдает. Мы узнаём, что космодесантники на Земле люди не то чтобы второго сорта, но и не очень почётная профессия. Хотя космодесантники должны были быть главными героями Земли. Как Гагарин, например. Нортона, ушедшего в отставку, просто бросили жить как живёт. Никто им особо не интересуется. Не пытаются привлечь к чему-то полезному — то есть общество «на высоте». Мы увидим спасение дурного соседского ребёнка, проявление способностей Нортона и встречу с шурином Фрэнком, который тайно скопировал дневник Нортона. Именно в этой части мы узнаём, что космодесантник не хочет идти к учёным, дескать запрут, все узнают, что он не человек. И вообще, если бы Управление заполучило тело другого погибшего десантника, то от Нортона бы отстали. Советский фантаст, бывший учёный Павлов понавставлял в книгу кучу английских слов, пишущихся русскими буквами, но опять опустил роль науки и учёных ниже плинтуса. Хотя только научным исследованием можно решить проблемы экзотов. Но нет, такие проблемы в этой книге решаются марш-бросками в неизведанное. Видимо, Павлов всю жизнь мечтал быть десантником.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Про ломаный путь героя. Нам интересно следить за тем, как персонаж книги или фильма достигает своей цели всё более сложными способами и меняется. Это закон драмы. Дар Ветер в «Туманности Андромеды» ищет новое призвание и разбирается с личной жизнью. Эрг Ноор спасает экспедицию. Космические детективы у Снегова расследуют несчастные случаи. Эли в «Люди как боги» исследует вселенную и борется или договаривается с враждебными пришельцами. Фай Родис и земная экспедиция изучают Торманс и пытаются помочь его населению. Румата Эсторский пытается остановить дона Рэбу. Таких примеров очень много.

В «Лунной радуге» с достижением цели у персонажей беда. Фрэнк просто бегает по тренировочному маршруту, слушает разговоры и нудит. Начнёт действовать он только к концу книги. Причём персонаж не изменится - какой был в начале, такой и в конце. Нортон просто страдает, он не пытается найти выход из положения, он не действует. Действует медиколог с «Лунной радуги», но благодаря «писательскому мастерству» автора всё это нудно и затянуто. Андрей Тобольский действует и достигает цели только в конце книги. До этого мы наблюдаем, как он «родился, крестился, женился» и всё это со скачками во времени. Гораздо интересней было бы, если бы автор вместо этой псевдодетективной мешанины повёл прямое повествование. То есть десантники получили способности. Кстати, как они это сделали, мы только во второй книге узнаём. Затем бы они пытались с ними справиться, пытались спрятаться, а затем решили пойти к учёным. Те ищут разгадку. Было бы интересно посмотреть на реакцию разных землян на таких людей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Писать саспенс Сергей Павлов не умел. За героев не страшно вообще, напряжения не чувствуешь. Для примера почитайте триллеры Мэри Стюарт. Вот там саспенс и описания природы-погоды великолепны.

Герои Павлова — это средние герои фантастики, я бы даже сказала, среднестатистические. Меня всё не покидало ощущение, что я их уже где-то видела. Сделать героя по-настоящему глубоким автор не может, поэтому появляются бесконечные страдашки. Все средние авторы так делают.

Женские персонажи — это приложение к мужским. Или верные подруги, или роковые мадамы, делающие герою больно и выносящие мозги (например, Людмила Быстрова долго и упорно выносила мозги ни в чём не виноватому Нортону на Меркурии). Это тоже проблема всех авторов, которые не умеют или не хотят писать ярких персонажей противоположного пола. У Снегова, кстати, женские персонажи таких же типов.

Уточню. Я сравниваю не с современными героинями, а с женскими персонажами Ефремова и с женскими персонажами соцреалистов-мужчин. У них почему-то получались яркие и разносторонние героини.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Обесценены космические перелёты. Я помню, как после книг Ефремова до меня дошло, что космические перелёты — это очень дорого. Они требуют огромных усилий всей планеты. Кстати, это так и есть. То есть книга Ефремова ещё и показывает, как в реальности бывает и будет. У Павлова, как и у Лема в «Солярисе», космический перелёт это легко, как пальцами щёлкнуть.

По идеям «Лунной радуги». Образ будущего, безусловно, прогрессивный. Но пренебрежительное отношение к науке, технические новинки, падающие с неба (то есть за ними не видно никакой работы и усилий), непроработанное общественное устройство портят книгу.

Мне понравились в «Лунной радуге» две вещи — это описание города на Меркурии. Просто великолепно и не затянуто! Вот чего ждёшь от советской фантастики! И цитата про то, что дитя Земли — это дитя Вселенной. Она была в сцене, когда мы знакомились с Тобольским и его дочкой. Также писатель хорошо продумал технику будущего. Ему бы ещё её описания сократить — вообще была бы конфетка. Сергей Снегов, например, сводил описание техники будущего к нескольким фразам, но так хорошо это делал, что не нужны были подробные описания. Читатель, итак, понимает, что мы в будущем. Ефремов бесконечными описаниями техники и будущих поселений тоже не увлекался. Но никто тоже не сомневался, что это про будущее. Во всём важна мера.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По диалогам. Почему-то даже в низкопробной новелле «Единственный конец злодейки — смерть» нет ни одного пустого и затянутого диалога. А Сергей Павлов, который, наверное, имел возможность посещать литературный институт, как Богомолов, почему-то пишет ужасные диалоги. У меня сложилось впечатление, что Павлов специально так писал, типа интригу нагонял.

Брендон Сандерсон в «Устремлённой в небо» отлично описал персонажей и ни одного пустого диалога не написал. Хотя у Сандерсона своих проблем хватает. А Павлов создал главных персонажей без индивидуальных речевых характеристик, без внешности.

Если смотреть на советских фантастов, то в писательском мастерстве они сильно уступали соцреалистам. Как пример писательского мастерства могу предложить роман «Угол падения». Всего 466 страниц. Много героев, много событий. Роман исторический, многоплановый. Нигде не провис сюжет, все персонажи раскрыты, все мысли доведены до читателя, все диалоги несут смысл. Также можно почитать "Железный поток". Ни одного пустого диалога, ни одного ненужного описания.

Нечего фукать! Возьмите хотя бы одну книгу любого соцреалиста и любого фантаста и сравните качество текста и вложенные смыслы. Понятно, что у соцреалистов, наследников великих русских писателей, очень высоко задрана планка мастерства. Но почему-то и адекватные редакторы у них были. А у фантастов как будто редакторов не было вообще. Им бы хотя бы одного.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не сказать, что в писательском мастерстве какую-то роль играет предыдущая профессия. Среди фантастов много бывших учёных. У соцреалистов была куча разных профессий. Кочетов — бывший агроном, Очеретин — рабочий на металлургическом заводе, Шолохов — помощник бухгалтера, Островский — кочегар. Но эти писатели учились, повышали свой профессиональный уровень.

Не секрет, что гранд-мастер советской фантастики Иван Ефремов тоже не Лев Толстой. Тексты у него громоздкие. Но насколько интересные идеи у Ефремова! Отлично проработан мир будущего. Хоть кто-то и говорит, что его персонажи — это биороботы (я так не считаю), но они необычные, их невозможно забыть. Фай Родис, например, или Дара Ветра.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Иван Ефремов — это что-то настолько удивительное и необычное, что он стоит отдельно от всех. Хоть он и не Лев Толстой, и не Шолохов))))

Наверное, самый талантливый в писательском мастерстве советский фантаст — это Владимир Немцов. Я пишу о тех, кого читала я (может, есть более талантливые). За ним идут Снегов, Булычёв и Стругацкие.

В общем, меня ещё ждёт масса интересных открытий.

Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»

Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликайте на слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.

В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт