С точки зрения психологии, латерализация мозга - это разделения сфер влияния различных областей восприятия, переработки, сохранения и воспроизведения перцептивной информации. Мы воспринимаем мир, как данность и как набор инструкций, которые усвоены нами из знаковых источников. За восприятие языка и речи у нас отвечает левое полушарие, правое же отвечает за творчество, за непосредственное восприятие реальности. Оба полушария соединены мозолистым телом, которое позволяет координировать работу полушарий. Это, конечно, упрощённая форма, но она позволяет представить, по каким каналам происходит принятие и обработка поступающей от рецепторов информации, при этом воспринимается информация и от внутренней среды организма, от его органов и систем. Вся эта сложная котовасия призвана обеспечивать выживаемость и бесперебойного работу организма и его функционирования в окружающей среде.
Синтез всех этих восприятий и знаковых систем, нарративов (историй и инструкций) и прочих деталей составляет то поле взаимодействия с окружающими миром, в котором мы присутствуем. Рационально-эмотивная психотерапия позволяет активировать опыт клиента, который не используется в актуальных ситуациях за счёт использования массы когнитивных искажений и дезадаптивных паттернов мышления, которые выборочно используют лишь часть доступной информации, игнорируя адаптивные способы решения проблем. Проще говоря, клиенты не используют весь спектр поведенческих возможностей для адаптации в окружающей среде, тем более информационной. Каким же образом происходит конфронтация с дезадаптивными паттернами мышления?
Сократический диалог, как эффективный инструмент философского обоснования гибкого способа мышления, активно используется в РЭПТ, как способ расширения поведенческого репертуара личности клиента. Почему клиент поступает вот так, если он может осознать неэффективность данного способа поведения? Просто он размышляет в терминах своего мышления, тех взаимосвязи, которые усвоил из своей среды воспитания. Если я тревожусь, значит я могу избежать опасности. Если я не тревожусь, значит я подвержен опасности. Почему же другие не настолько тревожны, но намного счастливее нас? Наверное, они скоро попадут в беду, они находятся в перманентной опасности? А почему тогда мы не можем вести себя так же если видим, что с другими ничего не случается?! Хм... Действительно! Думаю, нам стоит пересмотреть наши привычки устанавливать причинно-следственные связи...
Ведь вы, друзья, не будете спорить, что наше мышление следует тем убеждениям, которые мы усвоили из раннего детства?
Автор: Чернявский Алексей Игоревич
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru