Продажи авто в России выросли на 79%: откуда такой ажиотаж и что теперь будет с ценами

   В период с января по июнь в стране продано 719 311 новых автомобилей. Shutterstock
В период с января по июнь в стране продано 719 311 новых автомобилей. Shutterstock

Думаете, российский авторынок рухнул? Все выглядело именно так еще пару лет назад. Даже в прошлом году казалось, что до прежних значений – например, уровня 2021 года (1,67 млн проданных авто в год) России придется восстанавливаться еще не один год. Но вот свежие данные статистики: в период с января по июнь в стране продано 719 311 новых автомобилей. И это на 79% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Такие данные приводит агентство «Автостат». Лидером среди производителей остается отечественная Lada (207 404 машины) – это 29 % отечественного рынка легковых автомобилей. В топ-5 также вошли китайские Haval, Chery, Geely и Changan.

  Наиль ВАЛИУЛИН
Наиль ВАЛИУЛИН

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К НОРМАЛЬНОМУ УРОВНЮ

«Подобная динамика не может не радовать», - комментирует автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. – «Но сами по себе нынешние грандиозные цифры говорят о низкой базе прошлых лет. Сейчас мы, по сути, просто возвращаемся к более или менее приемлемому уровню рынка. Если динамика сохранится, до конца года в России будет реализовано 1,5-1,6 миллиона новых автомобилей».

Любопытно, что рост продаж происходит на фоне снижения количества выданных автокредитов. По итогам июня объем кредитования в количественном выражении снизился на 18%, в денежном – на 10% по сравнению с маем. При этом многие автопроизводители с начала года снизили цены, а также вывели на рынок новые модели, предоставив покупателям более широкий выбор.

«Помимо низкой базы и отложенного спроса, на резкий рост продаж в этом году повлиял еще такой фактор, как череда негативных новостей, предполагающих очередное повышение цен», - добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. – «Как, например, рост кредитных ставок, ужесточение таможенных платежей и повышение утилизационного сбора. Люди поняли, что существенно дешевле автомобили не станут, а вновь подорожать могут вполне, и это тоже подстегнуло продажи».

Если говорить о конкретных моделях, то наибольшей популярностью среди моделей пользовались Lada Granta и Lada Vesta, причем продажи последней взлетели почти в 15 раз - с 3969 до 62 192 экземпляров, если сравнивать первые полугодия 2023 и 2024 годов.

  Наиль ВАЛИУЛИН
Наиль ВАЛИУЛИН

«Тут надо помнить, что у АвтоВАЗа в определенный период возникли трудности с комплектующими, из-за чего им пришлось отказаться от установки подушек безопасности, вариаторов, а в какой-то момент – вовсе остановить конвейер. Сейчас эти проблемы решены, к «Весте» вернулись многие популярные опции, и при этом она по-прежнему дешевле китайских аналогов – как в плане покупки, так и в вопросе обслуживания. Отсюда и взрывной рост продаж модели», - отмечает Ян Хайцеэр.

УГРОЗЫ ДЛЯ РЫНКА

Делая прогноз на второе полугодие, эксперты призывают не ждать рекордных цифр и сходятся во мнении, что в лучшем случае продажи будут на уровне первых шести месяцев.

«Есть две угрозы, которые могут помешать сохранить динамику или вовсе вновь обрушить рынок», - отмечает Игорь Моржаретто. – «Первая – возможное колебание курса валют. Второе – очередное повышение утилизационного сбора, которое сейчас обсуждают в правительстве. Если оно будет принято, цены на автомобили, произведенные зарубежом, значительно вырастут. В этом случае ни о каких 1,5 миллионах проданных экземпляров говорить не придется».

«Нельзя забывать, что львиная доля автомобилей у нас продается в кредит. При этом Центробанк взял курс на снижение количества невозвратных кредитов. Так что помимо высокой ставки сами условия кредитования тоже серьезно ужесточаются», - отмечает Ян Хайцеэр. – «Это может привести к снижению количества продаж. Хотя крупные компании могут разработать и предложить клиентам какие-то альтернативные финансовые инструменты, вроде покупки в рассрочку. Я думаю, если не произойдет серьезных потрясений на валютном рынке, по итогам года в России будет реализовано около 1,5 миллионов новых автомобилей».

НОВЫЕ ИМЕНА

В топ-10 самых популярных производителей вошли марки Belgee и Jaecoo, которые еще в прошлом году отсутствовали на нашем рынке. Откуда они взялись?

Jaecoo – еще один бренд концерна Chery (в который также входят, в частности, Exeed, Omoda и Jetour). Задумывался как производитель премиальных кроссоверов специально для поставок в Европу, Россию и на Ближний Восток. У нас представлены модели J7 и J8, которые по сути являются перелицованными вариантами продающихся только в Китае Chery Tansuo и Chery Tiggo 9.

Belgee – бренд совместного китайско-белорусского предприятия, расположенного в Минской области. Здесь собираются модели Geely, но под собственной торговой маркой. Наиболее популярный у нас Belgee X50, замкнувший топ-10 самых продаваемых автомобилей – не что иное, как полюбившийся российским водителям Geely Coolray. Просто с другим логотипом.

Автор: Николай МЫСИН