Недавно мы рассказывали о роботизированных коробках, которые могут сильно потрепать нервы автовладельцу. А сегодня речь пойдёт об очень проблемных вариаторах, встречающихся на большом количестве машин разных брендов.
Jatco JF015E
Годы выпуска — 2010–н.в.
Автомобили:
- LADA Vesta
- Renault Logan, Clio, Fluence, Kaptur, Megane
- Nissan Juke, Qashqai, Tiida
- Mitsubishi Lancer X
- Chevrolet Spark
- Suzuki Swift, Alto
Бесступенчатая трансмиссия Jatco JF015E, появившаяся в 2010 году, отличается необычной для вариаторов конструкцией: ради уменьшения размеров шкивов и общей компактности агрегата в него внедрили двухступенчатую планетарную передачу. На небольшой скорости задействуется первая ступень, на высокой — вторая. Однако планетарный механизм оказался ненадёжным: до 100 000 км могла разрушиться по сварному шву солнечная шестерня. Реже встречается выход из строя и коронных шестерён. Вдобавок у агрегатов первых лет выпуска через 30–40 тысяч км разбивался подшипник входного вала, а до 100 000 км могли не дотянуть и подшипники конусов.
Редукционный клапан в масляном насосе часто клинил через 60–70 тысяч километров, при этом потеря давления в масляной системе приводила к ослабеванию прижима конусов и проскальзыванию ремня. А соленоиды-регуляторы в гидроблоке без частой замены масла (не реже раза в 30–40 тысяч км) легко забиваются продуктами износа — хотя официальный регламент Jatco вообще не предусматривает смены масла и фильтров. В 2015 году вариатор во многом доработали: начиная с программы управления, заканчивая подшипниками и усиленной солнечной шестернёй. После чего ресурс вариатора вырос до 150–180 тысяч км.
Jatco JF011E
Годы выпуска — 2005–2019
Автомобили:
- Nissan Juke, Qashqai, X-Trail, Murano, Teana, Tiida
- Renault Fluence, Koleos, Latitude
- Mitsubishi ASX, Lancer, Outlander
- Citroen C-Crosser, C4 Aircross
- Peugeot 4007, 4008
- Dodge Caliber
- Jeep Compass
- Suzuki Kizashi
Бесступенчатая трансмиссия Jatco JF011E, разработанная в 2005 году, по конструкции проще и в целом надёжнее, чем JF015E, — пробег, на котором может случиться отказ, обычно выше. Но самих неисправностей всё равно хватает.
В первые годы замена изношенных ремней и конусов могла потребоваться ещё до 100 тысяч км. Часто выходили из строя подшипники первичного и вторичного валов. Причём дело могло закончиться и повреждением их посадочных мест в корпусе коробки. После 2010 года в вариатор стали устанавливать более надёжные подшипники, а ради повышения живучести не только скорректировали программу управления ЭБУ, но и модернизировали сами конусы и ремень, подняв их ресурс минимум до 200 000 км.
Как и у вариатора Jatco JF015E, редукционный клапан в масляном насосе может заклинить, что приводит к потере давления в масляной системе и проскальзыванию ремня, но случается это не ранее 100–120 тысяч км. Стружка и продукты износа в масле способны вывести из строя соленоиды и сам гидроблок.
А ещё одно слабое место этого вариатора — степ-мотор, заведующий регулировкой конусов. При его отказе после 120–150 тысяч км конусы перестают двигаться, фиксируя передаточное отношение, — и у автомобиля остаётся возможность изменять скорость только в пределах оборотов двигателя.