Найти тему
ПРОСТОР Development

Архитекторы-суперзвезды. 7 серия.

Оглавление

Был ли такой уж звездой наш сегодняшний герой, это вопрос. Фамилия безусловно звёздная. Но прославил фамилию скорее его младший брат. Но точно можно сказать одно: для архитектуры Оренбурга он стал реальной звездой! Стали бы мы называть Оренбург маленьким Петербургом, если бы не этот талантливый француз?

Автопортрет. 1830г. Русский музей, Санкт-Петербург
Автопортрет. 1830г. Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Павлович Брюллов

Справедливости ради, французами Брюллловы уже практически не были. Знаменитые братья были последними из рода, кто при рождении получил фамилию Брюлло. Когда они собрались в заграничное турне после окончания академии, им официально русифицировали фамилию, прибавив "въ" на конце. А два поколения до этого французы Brulleau меняли фамилию ещё и на немецкий лад. Причины были. Предки наших Брюлловых были гугенотами. Как относились во Франции 17 века к гугенотам, вы знаете. Семейству пришлось эмигрировать в Германию от такой большой любви.

Первым в России появился их отец, Пауль Брюлло. Ему было всего 13 лет, когда он со своим дедом и двоюродными братьями приехал из Германии. Несколько поколений семьи Брюлло были скульпторами, живописцами и архитекторами. Поэтому, судьба Александра и Карла Брюлловых была фактически предопределена.

В 1809г оба брата были приняты в Императорскую Академию художеств на казенный счет. То есть, говоря современным языком, братья поступили в ВУЗ "на бюджет".

Академию Александр закончил суперуспешно, получив сразу 2 серебряные медали за свои проекты. Кроме того, обучение он закончил на 2 года раньше срока. Таких выпускников и сейчас архитектурные бюро разбирают "щенками". 200 лет назад - те более! Сразу после окончания он получил прекрасное распределение и попал в Комиссию по постройке Исаакиевского собора. Поэтому, часто его называют учеником великого Монферрана.

Опустим описание его весьма успешной работы, которую можно прочитать в Википедии и посмотрим, а каким боком Александр Брюллов относится к Оренбургу.

Все дело в личных связях!

Наш звездный губернатор, Василий Алексеевич Перовский, решил осуществить невозможное: сделать из наполовину азиатского Оренбурга европейский форпост Империи! И надо сказать, ему это удалось. Построив несколько десятков зданий в классическом стиле, он не только преобразил город, но и задал тем самым вектор его развития на много десятилетий вперёд!

Дворянское собрание

Перовский был лично знаком с братьями Брюлловыми и поэтому, когда встал вопрос, кого пригласить для постройки двух знаковых зданий в Оренбург, выбор был очевиден.

Итак, проект первый. Здание Дворянского собрания. Здание строилось 5 лет, с 1836 по 1841. Это образец классического стиля в полном смысле этого слова! Триглифы во фризе, модульоны и карнизные плиты выполнены из местного белого камня, который назывался по месту добычи Гребенским. Сколько эти залы видели балов, красавиц в модных нарядах, бриллиантов, бравых офицеров и столичных аристократов!

Здание сильно пострадало во время грандиозного городского пожара 1879г, его долго не могли отремонтировать. Только в середине 1880-х у города дошли руки до Дворянского собрания. После ремонта он уже поменяло назначение и стало Общественным собранием. Но, несмотря на явное понижение в статусе, красоты не утратило!

Сейчас в реставрированном здании располагается корпус Оренбургского Государственного Института Искусств им. Л. и М. Ростроповичей. А на открытой террасе проходят выступления студентов и музыкантов.

Караван-сарай

История появления этого здания интересная! Оренбург - город приграничный, ворота в Азию. Население здесь всегда было смешанным. И в архитектуре это видно. Ведь освоение вновь присоединенной территории шло не столько огнём и мечом, сколько мягкой силой: торговля, интеграция культуры и традиций, уважение к местным обычаям, приобщение азиатских кочевых народностей к осёдлости. Фактически, это был котёл, в котором варился наш, особенный, резко-континентальный культурный код.

Что такое вообще "караван-сарай"? Постоялый двор для торговых караванов. Но Оренбургский Караван-сарай должен был служить еще и офисом для канцелярии Башкирско-мещерского войска, гостиницей для башкир, приезжавших в Оренбург «по своей надобности и по делам службы». Плюс, конечно, мечеть.

Все эти нюансы были учтены в проекте и в 1842г в Оренбурге появилась ещё одна архитектурная жемчужина авторства Александра Брюллова.

Оба здания сейчас - Объекты Культурного Наследия Оренбургской области. А комплекс Караван-сарай носит этот статус и в Башкирии.

Вот такой след архитектора Брюллова в Оренбурге. И если бы не присланный к нам из столицы губернатор Перовский, вряд ли бы он здесь случился)

А какие здания известных архитекторов 19 века есть в вашем городе? Москву и Санкт-Петербург не считаем!)

Прошлые серии про архитекторов на нашем канале: