Был ли такой уж звездой наш сегодняшний герой, это вопрос. Фамилия безусловно звёздная. Но прославил фамилию скорее его младший брат. Но точно можно сказать одно: для архитектуры Оренбурга он стал реальной звездой! Стали бы мы называть Оренбург маленьким Петербургом, если бы не этот талантливый француз?
Александр Павлович Брюллов
Справедливости ради, французами Брюллловы уже практически не были. Знаменитые братья были последними из рода, кто при рождении получил фамилию Брюлло. Когда они собрались в заграничное турне после окончания академии, им официально русифицировали фамилию, прибавив "въ" на конце. А два поколения до этого французы Brulleau меняли фамилию ещё и на немецкий лад. Причины были. Предки наших Брюлловых были гугенотами. Как относились во Франции 17 века к гугенотам, вы знаете. Семейству пришлось эмигрировать в Германию от такой большой любви.
Первым в России появился их отец, Пауль Брюлло. Ему было всего 13 лет, когда он со своим дедом и двоюродными братьями приехал из Германии. Несколько поколений семьи Брюлло были скульпторами, живописцами и архитекторами. Поэтому, судьба Александра и Карла Брюлловых была фактически предопределена.
В 1809г оба брата были приняты в Императорскую Академию художеств на казенный счет. То есть, говоря современным языком, братья поступили в ВУЗ "на бюджет".
Академию Александр закончил суперуспешно, получив сразу 2 серебряные медали за свои проекты. Кроме того, обучение он закончил на 2 года раньше срока. Таких выпускников и сейчас архитектурные бюро разбирают "щенками". 200 лет назад - те более! Сразу после окончания он получил прекрасное распределение и попал в Комиссию по постройке Исаакиевского собора. Поэтому, часто его называют учеником великого Монферрана.
Опустим описание его весьма успешной работы, которую можно прочитать в Википедии и посмотрим, а каким боком Александр Брюллов относится к Оренбургу.
Все дело в личных связях!
Наш звездный губернатор, Василий Алексеевич Перовский, решил осуществить невозможное: сделать из наполовину азиатского Оренбурга европейский форпост Империи! И надо сказать, ему это удалось. Построив несколько десятков зданий в классическом стиле, он не только преобразил город, но и задал тем самым вектор его развития на много десятилетий вперёд!
Дворянское собрание
Перовский был лично знаком с братьями Брюлловыми и поэтому, когда встал вопрос, кого пригласить для постройки двух знаковых зданий в Оренбург, выбор был очевиден.
Итак, проект первый. Здание Дворянского собрания. Здание строилось 5 лет, с 1836 по 1841. Это образец классического стиля в полном смысле этого слова! Триглифы во фризе, модульоны и карнизные плиты выполнены из местного белого камня, который назывался по месту добычи Гребенским. Сколько эти залы видели балов, красавиц в модных нарядах, бриллиантов, бравых офицеров и столичных аристократов!
Здание сильно пострадало во время грандиозного городского пожара 1879г, его долго не могли отремонтировать. Только в середине 1880-х у города дошли руки до Дворянского собрания. После ремонта он уже поменяло назначение и стало Общественным собранием. Но, несмотря на явное понижение в статусе, красоты не утратило!
Сейчас в реставрированном здании располагается корпус Оренбургского Государственного Института Искусств им. Л. и М. Ростроповичей. А на открытой террасе проходят выступления студентов и музыкантов.
Караван-сарай
История появления этого здания интересная! Оренбург - город приграничный, ворота в Азию. Население здесь всегда было смешанным. И в архитектуре это видно. Ведь освоение вновь присоединенной территории шло не столько огнём и мечом, сколько мягкой силой: торговля, интеграция культуры и традиций, уважение к местным обычаям, приобщение азиатских кочевых народностей к осёдлости. Фактически, это был котёл, в котором варился наш, особенный, резко-континентальный культурный код.
Что такое вообще "караван-сарай"? Постоялый двор для торговых караванов. Но Оренбургский Караван-сарай должен был служить еще и офисом для канцелярии Башкирско-мещерского войска, гостиницей для башкир, приезжавших в Оренбург «по своей надобности и по делам службы». Плюс, конечно, мечеть.
Все эти нюансы были учтены в проекте и в 1842г в Оренбурге появилась ещё одна архитектурная жемчужина авторства Александра Брюллова.
Оба здания сейчас - Объекты Культурного Наследия Оренбургской области. А комплекс Караван-сарай носит этот статус и в Башкирии.
Вот такой след архитектора Брюллова в Оренбурге. И если бы не присланный к нам из столицы губернатор Перовский, вряд ли бы он здесь случился)
А какие здания известных архитекторов 19 века есть в вашем городе? Москву и Санкт-Петербург не считаем!)
Прошлые серии про архитекторов на нашем канале: