Можно ли считать суперзвездой архитектора, который не поразил современников новаторским стилем , не шёл наперекор общественным вкусам, а напротив, придумал архитектуру, отвечающую всем потребностям консерваторов.
Тех самых, в которых неминуемо превращаются в зрелости все молодые и смелые реформаторы)
Но сначала про нашего героя.
Константин Андреевич Тон. Архитектор, соединивший в своих творениях оба истока России:: Русь и Византию.
Родился будущий архитектор 26 октября 1794г в семье ювелира, немецкого эмигранта, ставшего за долгие годы немного более русским, чем сами русские. С теми, кто навсегда поселяется в России такое случается и довольно часто)
Всем трём своим мальчикам немецкий ювелир дал отличное образование, все трое стали Академиками архитектуры. Но настоящей звездой стал именно средний, Константин. Блестяще закончив Академию художеств, Константин получает право на заграничную творческую поездку. Но отправиться сразу не может, поступает на службу в Комитет строения и гидравлических работ обычным чертежником. Но это совсем не мешает ему брать частные заказы, где он сразу смог зарекомендовать себя не только как талантливый художник, но и как инженер.
Так, например, в Фетинино, имении графа Зубова, что во Владимирской губерния, он проектирует и строит оранжерею для выращивания ананасов. При этом реализует сложный инженерный проект парового отопления, соединённого с прачечной. Об этом революционном решении говорили без исключении все богатые люди обеих столиц! (здание не сохранилось)
Следующие 10 лет он проводит в творческой командировке по Европе. У Академии появились деньги, чтобы отправить, наконец, талантливых выпускников набираться опыта и насмотренности.
Сразу по возвращении на Родину Константин Тон получает крупный государственный заказ на перестройку залов самой Академии Художеств. Что он с успехом и осуществил.
Вместе с залами Академии художеств Тон спроектировал и расположенную напротив Унивеситетскую набережную. По первоначальному плану именно здесь должны были стоять знаменитые конные статуи Клодта. Но во время строительных работ выяснилось, что Россия "перехватила" у Франции две статуи Египетских Сфинксов. Они как нельзя лучше подошли к архитектурной композиции Тона! А идея Клодта была доработана, вместо двух статуй спроектировано четыре, и с тех пор 4 стадии укрощения коня украшают знаменитый Аничков мост.
В качестве академика и преподавателя Константин Андреевич воспитал больше двухсот прекрасных зодчих, среди которых тоже были настоящие архитектурные звёзды, о которых мы обязательно расскажем в будущих сериях)
Но а как же византийский стиль? К нему он пришёл не сразу. Первой культовой постройкой в этом новом стиле стала церковь Святой Великомученницы Екатерины на Старопетергофском проспекте между Фонтанкой и Обводным каналом.
Много лет спустя, в 1883г, когда мода на историзм в русской архитектуре достигнет своего максимума,, журнал «Зодчий» опубликовал этот проект и сопроводил его многозначительной ремаркой: «Эскиз этот стал первой, исходной точкой возрождения своеобразной церковной архитектуры России».
И в качестве примера русско-византийского стиля, изобретённого Тоном, приведем ещё один неочевидный пример. Он мало знаком широкой публике. Но если вы обнаружите себя путешествующим по Оренбургской области, пропустить его нельзя ни в коем случае!
Для этого нужно отправиться из Оренбурга в Тюльганский район, село Тугустемир. Прекрасный храм, похожий на пряничный домик, стоит на высоком холме и издали виден всем проезжающим.
Церковь эта по стечению обстоятельств тоже посвящена Святой Великомученице Екатерине. Но совсем по другим причинам. В 1852г имением в Тугустемире владел титулярный советник Виктор Иванович Звенигородский. Имение свое он обустроил со вкусом и размахом. Вот как вспоминал про него Генерал-лейтенант и картограф И.Ф. Бларамберг, часто гостивший здесь:
«На обратном пути я заехал к богатому виноделу Виктору Звенигородскому, которому принадлежало прекрасное имение в 140 верстах от Оренбурга и в 15 верстах от Ташлы. Он был большой бонвиван, имел хороший стол, замечательные вина и был известен своим гостеприимством по всей губернии. В его деревне находилась великолепная каменная церковь, а около просторного комфортабельного дома был построен большой каменный флигель, специально для гостей, в котором могли удобно разместиться четыре-пять семей. В летнее время он принимал множество гостей. Он был также большим любителем-садоводом, имел оранжереи и парники. Через обширный сад протекал быстрый ручей с кристально-чистой водой, который в жаркий летний день манил гостей. Общество развлекали его красивые дочери, и здесь всегда было очень интересно».
Но появление Церкви было не данью моде или прихоти. Звенигородский построил её в честь рано умершей и горячо любимой жены, Екатерины. В 31 год он без памяти влюбился в 19-летнюю Екатерину Никифорову. Женился. Супруги счастливо прожили 10 лет, родили 5 детей. Но в 29 лет Екатерина умирает от чахотки. В память о ней Виктор Иванович заказывает проект величественного храма. И не у кого-нибудь, а у самого Константина Тона!
Храм и сейчас поражает воображение, хотя много из декора утрачено.
Это отдельное удовольствие! Рекомендуем к посещению!
Ну а в Москве вы можете посмотреть целую россыпь прекрасных памятников архитектуры авторства Константина Тона:
И не пропустите следующую серию! Там будет не просто супер-рок-звезда, а скорее товарищ Че от архитектуры!
Подписывайтесь, будет интересно)
Ещё про архитекторов-суперзвёзд на нашем канале: