Найти тему
ПРОСТОР Development

Архитекторы-суперзвёзды. 1 серия

«Ну что там такого в этой вашей Америке хорошего? Истории никакой, один наш Большой театр старше всей их страны. Архитектура - либо небоскребы, либо дома из фанеры. Ни красоты, ни стиля. Примитивы!»

Знакомые рассуждения?) К сожалению, чем меньше человек знает, тем категоричнее высказывается.

Но если с красотой и значимостью европейской архитектуры не поспоришь, то архитектура Америки часто представляется именно такой: стекло, бетон. И звезд американской архитектуры практически никто из обывателей не знает.

Исправляемся вместе!

И первую серию начнем с загадки. Как вы думаете, в каком году построен этот дом? Пишите в комментариях. Только чур - не гуглить!

-2
-3
-4

Это знаменитый Дом над водопадом. Построен по проекту Фрэнка Ллойда Райта в 1935г в Пенсильвании для семейства Кауфманн. Ответ настолько не совпадает с нашим восприятием архитектуры тех лет, что можем поспорить, вы сказали «Не может быть!»

Уникальный по одаренности американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он уже при жизни стал легендой. А сейчас в профессиональной среде его называют отцом органической архитектуры.

-5

Чтобы понять новаторскую философию Райта, дадим ему слово:

— Естественность, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. (Райт называл ее «внутренней природой»)
— Целостность и органичность. Здание должно производить впечатление целостности, «сделанного из одного куска», а не собранного из разных деталей.
— Форма и функция здания — это стержень органической архитектуры.
— Поэзия и романтика в архитектуре относятся к слову «качество» и жизненно необходимы ей.
— Важна истинность традиций. Имитации и всевозможные подражания тому, что уже копировалось, только разрушают архитектуру.
— Орнамент — это неотъемлемая часть архитектуры. Если замысел орнамента хорош, он превращает ее в поэзию. Если нет — то разрушает всю архитектуру.
— Третье измерение в органичной архитектуре — это не ширина, а глубина, присущая вещи, а не приложенная к ней.
— Пространство — это невидимый источник, из которого исходят все ритмы. Это дыхание произведения искусства.

У Райта не было одинаковых построек. За свою жизнь он построил более 500 домов по всему миру. Но самые интересные постройки сохранились в Америке. Все они сейчас составляют культурное наследие нации.

И напоследок напутствие архитекторам будущего от Френка Ллойда Райта.

— Если вы не понимаете того, что все архитекторы мира были хороши в своем роде и в свое время, то забудьте о них.
— Архитектуре нужно быть верным. Не вступайте в архитектуру для того, чтобы зарабатывать на жизнь, если вы не любите ее как живой принцип, если вы не любите ее ради нее.
— Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.
— Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.
— Срочно начинайте вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что нравится или не нравится.
— Нужно учиться отличать любопытное от красивого. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным. Каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке.
— Приобретите привычку анализировать. Постепенно способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.
— Мой учитель говорил: «Мыслите простыми категориями». Имелось в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.
— Отбросьте как можно скорее американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.
— Не спешите заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.
— Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.
— Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Отвлекаясь от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Ещё из сериала про архитекторов на нашем канале: