Найти в Дзене
ИндияСвами

Пять ликов Шивы

Оглавление

Шива Панчанана или Панчамукхи — пятиликий бог. Эти пять лиц представляют пять различных аспектов Махадэва. Пять ликов Шивы ответственны за создание этого мира и его существ. Всё творение осуществляется с помощью этих пяти лиц.

Кроме того, термин "Пятиликий Господь", относится к Шиве как к господину пяти элементов, пяти органов чувств, пяти сторон света (восток, юг, запад, север плюс зенит), а также пять мифических человеческих рас.

Аспекты Панчананы

Садьоджата (Творение)

Направление – Запад

Цвет – Белый

Элемент – Огонь

Чувство – Вкус

Орган – Половой орган

Садьоджата — это сочетание двух слов: «Садьяха», что означает «только что» и «Джатаха», что переводится как «родившийся сейчас». Шива проявляет себя и делает свое присутствие известным через новорожденные души. В этом он — творец. Шива входит в Дживи и вызывает Дживану.

Садьоджата показывает творческий аспект Господа Шивы. Поскольку живое существо присутствует в этом мире через свое рождение, этому аспекту Шивы поклоняются в первую очередь. Этот аспект связан с белым цветом, который олицетворяет чистоту. Шива изображен белым, держащим Веды и четки в двух руках и показывающим жесты защиты и исполнения желаний в другой руке.

Этот аспект связан с западным направлением и также представляет нашу силу воли. Он представляет наш разум и наши вкусы и удовольствия жизни. Поскольку аспект связан с огнем, он представляет огонь в нашем теле, а также в разуме.

Молитва этой форме Господа Шивы такова:

Шивам Шаантам Джаганнатхам
Локаануграха Кааранам
Шивам Экам Парам Ванде
Шикаараая Намо Намаха

Философски первый лик Шивы представляет идею рождения и возникновения, напоминая преданным о постоянном цикле творения во вселенной и в индивидуальных жизнях.
Философски первый лик Шивы представляет идею рождения и возникновения, напоминая преданным о постоянном цикле творения во вселенной и в индивидуальных жизнях.

Вамадева (Укрыватель)

Направление – Север

Цвет Красный

Элемент – Воздух

Чувство – Зрение

Орган тела – Стопы

Термин Вама означает левый, а также невинный. Термин ВАМА означает левый или невинный. Когда мы стоим лицом к востоку, север находится слева от нас. Если мы стоим лицом к востоку, север находится слева от нас. Таким образом, в этом аспекте Шива является северным владыкой, и поэтому ему поклоняются как Вамадева. В этом аспекте Шива показан красного цвета, носящим красные украшения, с четырьмя руками — четками и топором в двух руках, а две другие показывают жесты защиты и исполнения желаний.

Это лицо Шивы ассоциируется с Шакти, то есть силой. Оно представляет Майю, великую иллюзию и женскую силу и красоту. Оно также представляет силу действия в нашем теле.

Обращение к этой форме Шивы:

Вааханам Врушабхо Ясья
Васукихи Кантха Бхушанам
Вааме Шати Дхарам Ванде
Ва Каараая Намо Намаха

Агхора (разрушение)

Направление – Юг

Цвет – темно-красный или черный

Элемент – Вода

Чувство – Слух

Орган тела – уста (речь)

Панчамукхи Шива Линга. Фото: templepurohit.com
Панчамукхи Шива Линга. Фото: templepurohit.com

Этот аспект также известен как Рудра. Когда мы стоим лицом к востоку, юг находится справа от нас. Следовательно, в этом аспекте Шива — владыка, обращенный на юг. В Агхоре — гхора означает «устрашающий». Поэтому в этом аспекте Шива обладает грубыми силами, и его главная функция — разрушение, поэтому его также называют разрушителем. Он обеспечивает правосудие и обеспечивает соблюдение закона. Он показан с четырьмя лицами и девятью руками, которые держат топор, щит, крюк для слона, петлю, копье, череп, барабан и четки.

Этот аспект связан с силой ума и представляет силу знания, а также интеллекта в человеке. Те, кто поклонялся форме Шивы агхора, называются агхори. Их главное убеждение заключается в том, что в этом мире нет ничего, что можно было бы назвать «неблагоприятным», потому что все сущее — это сам Шива.

Читайте подробнее об Агхори:

Молитва Господу Шиве в этом аспекте такова:

Махадевам Махатманам
Маха Паатака Нашанам
Маха Паапа Харам Ванде
Макараая Намо Намаха

Татпуруша (Космическое существо)

Шива-Панчамукхи. Изображение  1720 - 1730 гг., Южный Андхра-Прадеш.
Шива-Панчамукхи. Изображение 1720 - 1730 гг., Южный Андхра-Прадеш.

Направление – Восток

Цвет – Золотистый

Элемент – Элемент

Чувство – Обоняние

Орган тела – Анус

В Татпуруше слово «Тат» означает Параматму. В целом Татпуруша означает Сагуну, заполненную формой Парабахмы. Эта форма Шивы всегда находится в медитации и дарует миру свои обильные благословения.

Также эта форма Шивы — бог с лицом на восток, поэтому он олицетворяет восходящее солнце. Он изображен золотистого цвета с тремя глазами и четырьмя лицами. Он носит одежду желтого цвета и стоит в компании богини Гаятри. Также Татпуруша обозначает Шиву как защитника всех живых существ.

Эта форма представляет силу блаженства. Также, поскольку она связана с землей, она также представляет нашу фокусирующую силу.

Обращение к этой форме Господа Шивы:

Намасте Дева Девеша
Намасте Парамешвара
Намасте Врушабхарудха
На Каараая Намо Намаха

Каждое лицо Шивы связано с определенными мантрами, используемыми в поклонении и медитации для призывания особых энергий и благословений этого аспекта.
Каждое лицо Шивы связано с определенными мантрами, используемыми в поклонении и медитации для призывания особых энергий и благословений этого аспекта.

Ишана (Владыка)

Направление – вверх или в небо

Цвет – Медный

Элемент – Пространство или эфир

Чувство – Осязание

Орган тела – Руки

Ишана происходит от слова «Ишвара», которое является комбинацией «Иша» и «Айшварья». Следовательно, эта форма Шивы представляет его как владыку или Ишану всех четырнадцати миров. Также в этой форме лицо Шивы обращено к небу. Это показывает нам, что пятое лицо находится поверх других четырех лиц, которые обращены в четырех разных направлениях. Это лицо обращено к небу. Это означает, что оно находится поверх других четырех лиц, которые обращены в четырех направлениях.

В этом аспекте Шива показан медного цвета, стоящий рядом с козой. У него 10 рук. В них он держит Веды, слоновий крюк, петлю, топор, череп, барабан, четки и трезубец. Оставшиеся две руки показывают жест защиты и исполнения желаний.

Это пятое лицо Шивы представляет энергии творения – равновесия – уничтожения и энергии контроля и хаоса. Оно указывает на всеобъемлющую энергию Господа Шивы. В людях оно представляет силу их сознания для реализации всеобщего сознания.

Обращение к этой форме Господа Шивы таково:

Ятра Кутра Стхитам Девам
Сарва Вьяапи Намишварам
Яллингам Пуджайеннитьям
Я Карая Намо Намаха

Мукхалингам

Фото: IndiaMART
Фото: IndiaMART

Мукхалинга (मुखलिङ्ग) является одной из разновидностей мануша-лингама и отличается от всех других лингамов тем , что на нем высечено одно или несколько человеческих лиц. Относительно изготовления мукхалингама все Агамы и Тантры имеют подробные описания. Суть их в том, что мукхалингама следует изготавливать на пуджабхаге сарвасама -лингама и что он может иметь одно, два, три, четыре или пять лиц, соответствующих пяти аспектам Шивы: Вамадеве, Татпуруше, Агхоре, Садьоджате и Ишане.

1) Если центральное святилище храма имеет только один дверной проем спереди или с восточной стороны, то следует вырезать только одно лицо, причем на передней стороне лингама, обращенной к дверному проему;

2) если в лингаме есть два дверных проема, один спереди, а другой сзади центрального святилища, то есть с восточной и западной сторон, то на передней и задней стороне лингама должны быть вырезаны два лица ;

3) на линге должно быть три лица , если есть три дверных проема, то есть со всех сторон, кроме запада;

4-5) если, наконец, имеется четыре дверных проема, то должно быть четыре лица или пять; в первом случае корпуса обращены в четырех направлениях сторон света; во втором случае, в дополнение к четырем лицам, должна быть одна наверху линги, обращенная на восток.

Лидия Яхонтова

Читайте также: