Широко распространено мнение, что психологические расстройства возникают в первую очередь из-за биохимического дисбаланса, который можно лечить с помощью фармацевтических препаратов. Однако эта точка зрения не является общепринятой.
В середине XX века возникло терапевтическое направление, известное как экзистенциальная психотерапия. Оно основано на идее, что определённые психологические проблемы, такие как тревога и депрессия, могут быть связаны с неспособностью человека принять определённые аспекты своего существования.
Хотя у таких людей может наблюдаться биохимический дисбаланс, он не обязательно является причиной их страданий, а скорее симптомом. Настоящая причина кроется в их неспособности справляться с экзистенциальными дилеммами.
Лечение психологических проблем в рамках экзистенциальной психотерапии направлено на развитие саморефлексии, философского исследования, расширения осознания и принятия человеком своего состояния.
В этой статье мы представим краткий обзор экзистенциальной психотерапии. Мы рассмотрим характеристики человеческого существования, которые могут вызывать страдания, и изучим способы их преодоления для более насыщенной жизни.
Экзистенциальная психотерапия берёт своё начало в трёх философских школах: феноменологии, гуманистической психологии и экзистенциализме. Из феноменологии она заимствует идею о том, что непосредственный опыт индивида и его личное восприятие реальности являются основными предметами беспокойства.
Людвиг Бинсвангер, один из самых известных экзистенциальных аналитиков, высказал мысль о том, что существует не только одно пространство и время, но столько пространств и времён, сколько существует субъектов.
✅ Экзистенциальная психотерапия, основанная на принципах гуманистической психологии, акцентирует внимание на том, что человек способен изменять и направлять свою жизнь, а также реализовывать врождённое стремление к полноценному существованию и раскрытию своего потенциала.
Кроме того, экзистенциальная психотерапия опирается на идеи, предложенные экзистенциальными мыслителями прошлого, которые были сосредоточены на «высших заботах» человеческого существования, таких как смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.
Смерть — одна из ключевых проблем, так как жизнь — это «возможность из возможностей» (Кьеркегор), в то время как смерть — это «невозможность дальнейшей возможности» (Хайдеггер). Страх смерти оказывает сильное влияние на внутренний опыт человека, и для комфортного существования этот страх должен быть подавлен.
Некоторые считают, что страх смерти оказывает сильное влияние на наш внутренний мир. Тревога о смерти подсознательно влияет на наше поведение и формирует наше мировоззрение.
Психоаналитик Грегори Зилборг отмечал, что если бы этот страх был постоянным, мы бы не смогли нормально функционировать. Он подчёркивал необходимость подавления этого страха для комфортной жизни.
Французский писатель Франсуа де Ларошфуко выразил ту же мысль более кратко: «Нельзя смотреть прямо в лицо солнцу или смерти».
✅ Психиатр и писатель Роберт Джей Лифтон предложил людям подавлять страх смерти, пытаясь достичь символического бессмертия. Он выделил три основных способа достижения этой цели: биологический (продолжение рода), теологический (вера в загробную жизнь или реинкарнацию) и творческий (стремление оставить наследие через свои произведения).
Некоторые считают, что подавление страха смерти может быть опасным, так как небольшое количество страха смерти необходимо для более полноценной жизни. Философ Мишель де Монтень утверждал, что нам следует практиковать «приобщение себя к смерти», отражая её в зеркале заднего вида. «Тот, кто научит людей умирать, научит их жить», — говорил Монтень.
Ирвин Ялом в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» подчёркивает преимущества более тесного знакомства со страхом смерти: «Отрицание смерти на любом уровне приводит к ограничению осознания и опыта. Интеграция идеи смерти спасает нас, так как вместо ужаса или мрачного пессимизма она становится катализатором, погружающим нас в более аутентичный образ жизни, что усиливает наше удовольствие от неё».
Хотя смерть является одной из основных проблем, свобода, возможно, менее очевидна. Обычно считается, что свобода желательна, но многие люди боятся её, и, по словам Эриха Фромма, они могут даже развить «страх свободы». «Может ли свобода стать бременем, слишком тяжёлым для человека, от которого он пытается убежать?» — задаётся вопросом Фромм.
✅ Быть свободным — значит быть ответственным за свою жизнь и автором своей судьбы. Из-за серьёзности и важности этой задачи многие люди избегают свободы и ответственности за определение своего жизненного пути.
Верно, что многие из нас отклоняются от своих природных призваний, жизненных задач и миссий. Часто мы бежим от ответственности, которую диктует нам наша природа.
Многие философы-экзистенциалисты считали, что если человек игнорирует своё природное призвание и живёт неаутентично, то можно вернуться к подлинному существованию через чувство вины.
Ирвин Ялом писал: «Тот, кто не может жить настолько полно, насколько это возможно, испытывает глубокое, мощное чувство, которое я называю здесь „экзистенциальной виной“. Экзистенциальная вина — это позитивная конструктивная сила, проводник, зовущий себя обратно к самому себе».
Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.
Следуйте своему счастью
Вук Эзопа