Найти в Дзене

Бодипозитив от палеолитических венер до современных скульптур: может ли тело инвалида быть эстетическим объектом?

Современное движение бодипозитива, выступающее за право комфортно ощущать себя в своём теле при любом внешнем виде, - не сегодняшнее изобретение. История культуры доказывает, что в разные исторические эпохи каноны красоты были совершенно непохожими друг на друга, на что влияла не только идеология, но и всевозможные факторы материального благосостояния. Можно представить себе смену эталонов красоты как своеобразный маятник, качающийся от функциональности к эстетизации. Так одним из самых ярких образов бодипозитива эпохи каменного века являются так называемые палеолитические Венеры.

Палеолитические Венеры, найденные в разных частях Европы и Азии, датируемые периодом создания 35-20 тыс. лет до н.э.
Палеолитические Венеры, найденные в разных частях Европы и Азии, датируемые периодом создания 35-20 тыс. лет до н.э.

Венерами их назвали скорее иронически, поскольку они по своей функции служили культу матриархата и были символами плодородия, а не изображали чувственно-сексуальную сторону любви. В этом образе мы можем наблюдать пример первобытной мифологической прагматики, так как женщина как мать должна была обладать здоровыми детородными органами, выносливостью и способностью заботиться о потомстве.

Копии со статуэтки Венера Виллендорфская, продаваемые в качестве сувениров.
Копии со статуэтки Венера Виллендорфская, продаваемые в качестве сувениров.

В сериале "Молодой папа" Паоло Соррентино статуэтка Венеры Виллендорфской постоянно заставляет волноваться кардинала Анджело Войелло, госсекретаря Ватикана, вызывая у него неприличные желания, что создает комический эффект. А скандально известного художника-акциониста Олега Кулика та же Венера вдохновила на создание скульптуры "Большая Мать", которая вызвала неоднозначную реакцию властей, что повлекло за собой судебное разбирательство. Сам художник объяснил концепцию скульптуры собственной психологической травмой, связанной со смертью матери.

Скульптура Олега Кулика "Большая мать", выставлявшаяся в 2022 г. в Гостином дворе, вдохновленная образом Венеры Виллендорфской.
Скульптура Олега Кулика "Большая мать", выставлявшаяся в 2022 г. в Гостином дворе, вдохновленная образом Венеры Виллендорфской.

Иммануил Кант разделял красоту на свободную форму и привходящую, что напрямую имеет отношение к эстетическому восприятию прекрасного в индивидууме, поскольку человек - это не только материальная телесная составляющая, но и внутреннее содержание, проявляющееся, например, в харизме. Часто бывает так, что внутреннее содержание доминирует над внешним, поэтому в античности был сформулирован принцип калокагатии, то есть соединения красоты и блага. Например, Сократ был внешне некрасивым, его нередко сравнивали с сатиром, однако он считался одним из самых прекрасных людей своей эпохи благодаря нравственности, а также мудрым речам, подобно свирели Пана завораживающим слушателей.

Портрет Сократ и голова сатира.
Портрет Сократ и голова сатира.

Поклонение красоте как благу в культуре Древней Греции привело к эстетизации и обожествлению тела. Принципы создания абстрактно-пропорциональных тел в скульптуре заложили основание тенденции идеализации, которая влияет и по сей день на медиасферу. Идеализация является главной антитезой эстетике естественности, которая благодаря грекам стал принадлежать сфере безобразного. Но функциональный бодипозитив снова начинает развиваться в эпоху барокко, проявляясь в повышенном интересе не только к естеству, но и к уродству (об этом подробнее читайте в статье на канале). Возникает такое понятие, как "рубенсовская женщина", обладающая полным телом с пышными формами. Питер Пауль Рубенс создавал образы пышнотелых красавиц как идеал красоты своего времени - хорошее питание и румянец на полных щеках ассоциировался с материальным благополучием и здоровьем, учитывая долгий период эпидемий и в целом плохих условий жизни в средневековой Европе.

Питер Пауль Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа" (1617-1618).
Питер Пауль Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа" (1617-1618).

В европейской живописи 17-19 веков полное тело становится эстетическим идеалом именно в традиции барокко, поскольку оно воспевает чувственность, в то время, как классицизм возвращается к более изящным идеалам античности. На взгляд современного человека такая картина, как "Сусанна и старцы" Якоба Йорданса, например, может показаться странной с точки зрения сегодняшних критериев красоты: художник изображает юную деву из Ветхозаветного эпоса, которую хотели обесчестить старцы, а потом ложно обвинили в греховности. Особенно здесь заметно, что у голландцев тенденция идеализации была практически сведена на нет еще со времен Босха и Брейгеля. Рембрандт, например, часто изображал своих далеких от совершенства жен в роли мифологических Данай и Флор.

Якоб Йорданс. Сусанна и старцы, 1653 г.
Якоб Йорданс. Сусанна и старцы, 1653 г.

В 18 веке во Франции от барокко ответвился стиль рококо - своего рода субкультурное явление в живописи, обслуживающее запросы королевского двора и знати. Округлые полные формы стали признаком сексуальности на подчеркнуто эротических картинах Франсуа Буше, особенно в серии, изображающей одалисок. Одалисками называли наложниц из турецких гаремов, мода на их изображение достигла апогея в 19 веке, многие знаменитые художники обращались к этой теме. Подобные сюжеты были проявлением интереса к экзотике и продуктом колониальной политики.

Франсуа Буше. Темноволосая одалиска, 1745 г.
Франсуа Буше. Темноволосая одалиска, 1745 г.

В русской живописи полные тела не были популярны в аристократической среде. Для портретов знати, начиная с 18 века, был характерен романтический образ бледной и стройной девушки в роли нимфы. А вот у Бориса Кустодиева образы пышнотелых красавиц становятся главными, но на его картинах в основном изображаются купчихи или крестьянки. Знаменитые картины "Русская Венера" и "Красавица" отражают вкус самого художника, который говорил: "худые женщины на творчество не вдохновляют". В образе красавицы была запечатлена актриса Московского Художественного театра Фаина Шевченко, обладавшая пышными формами.

Набросок модели к картине "Красавица" Бориса Кустодиева, 1915 г.
Набросок модели к картине "Красавица" Бориса Кустодиева, 1915 г.

В искусстве модернизма отказ от каких-либо установок, будь то античных, классических или барочных, привел к тому, что тело стало текучим, фрагментарным и повседневным. В живописи ХХ века наиболее ярким представителем телесной эстетики натурализма является Люсьен Фрейд, внук Зигмунда Фрейда. Одна из самых известных его картин "Социальный работник спит" принесла художнику славу и миллионы долларов на аукционе Кристис, где ее купил Роман Абрамович. Картина гротескна и иронична, тем и привлекательна, конечно, она не призвана устанавливать новые критерии красоты, но все же она размывает определенные границы восприятия канона и разрывает стереотипы.

Люсьен Фрейд. Социальный смотритель спит, 1995 г.
Люсьен Фрейд. Социальный смотритель спит, 1995 г.

Натурализм в скульптуре активно начал проявляться в современную эпоху постмодерна. В гиперреализме обыденное тело показывается без прикрас, производя разные эффекты от отвращения и ужаса до удивления и комизма.

Резиновая скульптура китайского художника Му Бойан.
Резиновая скульптура китайского художника Му Бойан.
Скульптура французской художницы Николь Фархи.
Скульптура французской художницы Николь Фархи.

То, что называется сегодня бодипозитивом включает в себя не только принятие полноты, но и различных деформаций тела. В этом плане западное искусство берет на себя миссию популяризации тела инвалида, например, рассматривая это как социальный проект или арт-терапию. Попытка сделать из нездорового тела эстетический объект - довольно спорный феномен "толерантной повестки", поскольку эстетическое восприятие и вкус, хоть и предполагает различение прекрасного и безобразного, но не означает подмену одного другим. В сказке Оскара Уайльда "День рождение Инфанты" трагически раскрыта судьба карлика, попавшего на королевский праздник в качестве подарка испанской принцессе и погибшего от разрыва сердца, когда он увидел свое отражение в зеркале. Великий эстет Оскар Уайльд, посвятивший свое творчество исследованию Красоты, противопоставил два мира – прекрасный, но мертвый, искусственный мир Инфанты, и живой природный мир уродливого Карлика. Хотя современный бодипозитив в скульптуре и отсылает к эстетике барокко, но уже в другом контексте: тогда уродство вызывало смех и любопытство, сейчас - сострадание и сочувствие.

Скульптура Марка Куина.
Скульптура Марка Куина.

В психологическом плане принятие своего тела в любом состоянии - это неизбежная часть жизни, кроме того, в повседневности есть различные приспособления (одежда, протезы), чтобы скрывать недостатки, какими бы они ни были. Однако выставлять напоказ тело инвалида, как это делает Марк Куин, например, устанавливая на Трафальгарской площади обнаженную скульптуру Элисон Лаппер (художницы, родившейся без рук и ног), по меньшей мере, вызывает смешанные чувства. Целая серия скульптур Куина демонстрирует тела инвалидов, специально изображая их обнаженными в традиции античности, одновременно противопоставляя их каноническим скульптурам, у которых часто нет рук или других частей тела (Венера Милосская, например).

Скульптуры испанского художника Роберто Манзано.
Скульптуры испанского художника Роберто Манзано.

Таким образом, тенденция бодипозитива формируется на разных этапах развития культуры из-за попытки отказаться от идеалистических установок и желания приблизиться к обыденному, стирая грань между искусством и жизнью. Но как говорил Ницше: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины". Жизнь - это дионисийский хаос и несовершенство, чтобы достичь гармонии, необходимо, уравновесить этот элемент аполлонической стихией красоты и порядка.

Читайте также по этой теме на канале:

Культ красивого лица и тела: эволюция безобразного и прекрасного в культуре (Часть 1)

Эволюция безобразного в культуре: образ дьявола, любовь к уродству в эпоху барокко, модернизма и гиперреализма (Часть 2)

Гиперреалистическая живопись и скульптура: кич, порнография, нищета воображения или аттракцион?

Жуткое и отвратительное: почему нас пугают деформированные лица?