ИФ: искусство и философия
2277
подписчиков
Меня зовут Олеся Строева, я доктор культурологии, художник, режиссер и писатель делюсь отрывками из своих книг и статей, посвященных анализу современной культуры. ВК - https://vk.com/olepainter
Евгений Онегин: русская идея Достоевского, феминизм Чайковского и русофобия в экранизации Андреасяна
Недавно я познакомилась с новой экранизацией "Евгения Онегина", которую долгое время не решалась посмотреть, но все-таки стало любопытно составить собственное представление, к тому же отдельным триггером стал скандал, разразившийся вокруг режиссера фильма - Сарика Андреасяна. После его высказываний насчет авторского кино и Тарковского, конечно, было наивно ожидать от картины нечто особенное, судя по фильмографии автора, но все же хотелось лично удостовериться. Кроме того, я очень люблю Виктора Добронравова...
Фильм "Субстанция" и балет Григоровича "Легенда о любви" - что общего по Лакану?
Нашумевший фильм 2024 года "Субстанция" демонстрирует жестокий мир киноиндустрии, где главная героиня в исполнении Деми Мур принимает экспериментальный препарат для возвращения молодости. Очевидно, что жанр так называемого "боди-хоррора" выбран режиссером неслучайно, - ведь страшные последствия вмешательства в природу и одержимость телом должны производить эффект жуткого. Тема актуальна в разных аспектах - здесь и проблема трансгуманизма, и биоэтики, и отчасти феминизма, что лежит на поверхности...
Репост
Миф о похищении Европы: современные интерпретации образа
Скульптура Сергея Мильченко "Европа и ее бык" сразу привлекла мое внимание, вызвав ассоциацию со статуей "Медуза с головой Персея" Лучано Гарбати (об этом читайте здесь). Визуализация мифа в традиционной культуре имела различные цели, в первую очередь идеологические, так как визуальная форма воспринимается легко массовым сознанием. Главной целью было транслировать определенную модель мироздания, в которой воля богов была священна и непререкаема. Кроме того, визуальный миф через символику служил сигналом разграничения «свое-чужое», «друг-враг», герменевтическим инструментом диалога культур...
Символика и мифология смерти в разных культурах или зачем празднуют Хэллоуин
Вся атрибутика смерти, существующая с архаических времен - это всего лишь символизация экзистенциального страха и попытки его нейтрализовать через образы. Человек страшится смерти естественным образом, поэтому в народной культуре возник такой механизм - изображать ее, чтобы сублимировать страх. Любой абориген из Африки или Австралии объяснит вам, что черепа на его бусах отпугивают или обманывают смерть или врагов. Например, племя Симбу из центрального нагорья Папуа исполняет танец скелетов для устрашения вражеских племен...
Мифология "Черного квадрата": десять подходов к интерпретации
"Черный квадрат" Казимира Малевича - одно из самых загадочных произведений в истории мировой культуры и русского авангарда. И сколько бы ни было попыток его интерпретировать, этого всегда будет недостаточно, так как само произведение настолько странное и необычное, что прийти к единой универсальной трактовке просто невозможно. Но если рассмотреть несколько разных подходов к истолкованию этого произведения, которые помогут прояснить ситуацию, можно прийти к собственному заключению, что же такое «Черный квадрат» - великий обман или шедевр мировой живописи...
Что означают мотивы пожирания и расчленения в мифологии: символизм или каннибализм?
Миф, с точки зрения культурологической теории, можно рассматривать в нескольких аспектах: 1. как исторический тип мышления, присущий архаической культуре, сравнимый с детским дологическим типом сознания, где доминирует бессознательное, в этом смысле, мифы - это собрание архетипов, то есть символов коллективного бессознательного; 2. как универсальную модель мировосприятия, обобщающую и систематизирующую в символических формах знания о мире и собственном Я; в этом смысле миф присущ человеческому...
Мотив изнасилования в мифологии: культ плодородия или власть патриархата?
В мифологии довольно часто встречаются истории, связанные с насильственным овладением нимфами и царевнами, самые известные из которых: Европа, похищенная Зевсом; Дафна, пойманная Аполлоном; Персефона, украденная Аидом; Даная, оплодотворенная Зевсом в форме золотого дождя и множество других. Неужели боги были так непривлекательны, что никто не соглашался согрешить с ними по собственной воле, кроме их божественных жен? Или любовь греками понималась каким-то особым образом? А кроме того, почему это...
Что такое симулякр: от софистики до политики, от искусства до медиакультуры
Понятие "симулякр" активно используется философами-постмодернистами и применяется для анализа современной культуры. К симулякрам можно отнести любое искусство, медиа, язык, политику, все, что создает дополнительную реальность. Жиль Делез утверждает, что в диалогах Платона впервые была раскрыта концепция симулякра через фигуру софиста - на современном языке - оратора-манипулятора. Вспомним, кто такие софисты, ведь, как известно, Сократ начал свою деятельность с критики их учения. Софисты Древней...
Новый взгляд на Воланда: гностический или постмодернистский персонаж?
Образ Воланда из знаменитого романа Михаила Булгакова интерпретировался множество раз и литературоведами, и историками, и философами, но хотелось бы еще раз определить его черты с культурологической точки зрения, а именно понять, как именно христианский образ деконструирован авторской интерпретацией, что делает его уже не модернистским, а постмодернистским персонажем, есть ли в нем гностические элементы и полемика с русской религиозной философией? Представление о дьяволе претерпело множество трансформаций...
Зачем современной культуре рыцарь: сексуальность или целомудрие в тройственных союзах?
Романтизация образа рыцаря произошла задолго до современной массовой культуры: этот типаж был наделен благородными качествами уже в средневековых балладах, а позже в куртуазных романах он окончательно обрел статус мужского идеала. Действительно, в рыцаре сочетаются наиболее ценимые женщинами свойства - мужественного воина, сильного защитника и романтического любовника. Однако, рыцарь не наделен функциями отца, мужа, хорошего семьянина, и обусловлено это тем, что он всегда был "третьим", но не лишним...
Почему "Тайная вечеря" похожа на "Праздник богов" или наоборот?
История со скандальным перформансом на открытии Олимпийских игр 2024 получила интересное культурологическое продолжение (статью об эволюции сюжета Тайной вечери в живописи читайте здесь): оказалось, что отсылка была не к "Тайной вечере" Леонардо, а к картине "Праздник богов" малоизвестного голландского художника Яна Харменса ван Бейлерта. В защиту искусствоведов и постмодернистов хотелось бы сказать, что ассоциация с пиром богов неслучайна, поскольку возникает диссонанс, вызванный присутствием Диониса на Тайной вечере во французской версии...