Беспилотная, а точнее безэкипажная техника для военных нужд – совершенно не новшество. Разработки танков на радиоуправлении известны ещё в середине ХХ века. Летающие БпЛА также были в серийном исполнении ещё при СССР. Но именно сейчас мы наблюдаем настоящий взрывной рост применения таких технологий в боевых действиях, в конфликте России с Западом поверх «страны 404». Конечно, летающие дроны в фаворе. Именно на них сконцентрировано основное внимание разработчиков, бойцов и прочих заинтересованных. В небе над театром военных действий применяются механические «птички»: от крупных разведывательных и ударных дронов до мелких коптеров-разведчиков, сбросников и «камикадзе». Теме летающих беспилотников и борьбы с ними уже неоднократно поднималась на канале. Однако не воздухом единым! Безэкипажная техника применяется и на море (печально знаменитые безэкипажные катера, БЭКи), и на суше. Именно про сухопутные дроны, роботизированные тележки данный обзор.
Развитие военной и технической мыслей в направлении разработок и применения техники без экипажа внутри – абсолютно логично. Куда разумнее посадить оператора где-то удалённо (или вовсе двигаться в направлении управления через «искусственный «интеллект»», ИИ), но не рисковать лишний раз человеком на поле боя и в ходе других опасных миссий. Тем более не просто бойцом, а квалифицированным специалистом, коего подготовить не быстро и недёшево.
При переходе от полноценных самолётов с экипажами к БпЛА, удалось существенно расширить возможности таких аппаратов. Стало не нужно тянуть 70-100 кг нагрузки веса самого пилота, или, тем более, пары пилот-штурман. У крупных дронов, мало уступающих по габаритам и грузоподъёмности некоторым самолётам, эту полезную нагрузку удалось занять оборудованием и бомбами, ракетами. Удалось создать средние и совсем миниатюрные летающие дроны, которые были немыслимы ранее, поскольку вес пилота не тянули априори.
Воздушные дроны несут функции: разведки, целеуказания, фиксации поражения целей, нанесения ракетных и бомбовых ударов собственным оружием или атаки в стиле «камикадзе». При помощи коптеров производят минирование и разминирование. Крупные БпЛА также могут служить стартовыми платформами для других, более мелких дронов, быть ретрансляторами. Также доставлять грузы. Мощные версии потенциально способны эвакуировать раненых и даже высаживать десант с воздуха. Но такие разработки пока не носят массового характера.
У наземных дронов и роботов-тележек свои специфичные ниши применения, проистекающие из их конструкции. А это, в своей сути: радиоуправляемые машинки, только не детские. На колёсном или гусеничном ходу. Размеры, от вполне себе небольшого танка, автомобиля, до действительно больше напоминающие игрушки.
Роботы-пожарные
Так, ещё с советских времён известны роботы-пожарные, по сути, небольшие танкетки на гусеничном ходу, при помощи которых тушили пожары или разбирали завалы в опасных для человека локациях. Это или зоны горения с высокой температурой и загазованностью, или даже участки с радиационным загрязнением (подобные системы отметились при ликвидации последствий Чернобыльской аварии).
Роботы для разминирования
Большое направление применения роботизированной наземной техники – разминирование. Суть в том, что небольшая радиоуправляемая танкетка несёт на себе некую рабочую часть, трал. Он может быть в виде катка, молотилок (вращающийся барабан с цепями и грузиками на концах), ножей для вспахивания грунта и подъёма мин, радио-трал для активации мин с электромагнитными датчиками цели.
Суть концепции тоже очевидна: оставить сапёра специалиста где-то в безопасной зоне, откуда он может дистанционно управлять роботом.
Противопехотные мины машина отлично инициирует давлением катка или ударами молотилки. При наезде на противотанковую мину, практически никакой робот не уцелеет. Но зато человек остаётся вне опасности.
Применяют и совсем небольшие наземные дроны, помогающие в разминировании. Например, робот-тележка может искать мины через видеокамеру, металлоискатель с передачей данных на пульт оператора. Затем отвозить к мине накладной заряд: тротиловую шашку с проводной линией и электродетонатором. Таким образом сапёры работают удалённо, и нет нужды рисковать жизнью, отправляясь на заминированный участок самолично.
В этом направлении большое поле для творчества. Непаханое поле.
Минирование с наземных дронов
К разминированию роботизированные тележки были привлечены раньше. Но в условиях напряжённых боевых действий такие системы были привлечены и для минирования. Что также понятно: не хочется лишний раз привлекать личный состав, чтобы тот оказывался на открытой местности, под ударами дронов, артиллерии и прочих средств поражения. Поэтому минируют всё чаще, по возможности, дистанционно. Используют и летающие дроны, и наземные.
Подвижные огневые точки
Конечно же не могло не возникнуть соблазна в какой-то мере заменить солдат на поле боя и полноценную боевую технику вот такими безэкипажными тележками, несущими различные виды вооружений.
Пока концепция в зачатке. До хоть сколько-нибудь серьёзной замены человека при штурме позиций противника – ещё очень далеко. Но, как средства поддержки такие наземные дроны, несущие тяжёлое оружие, уже применяются в боях. Дальше будет нарабатываться опыт применения. Пройдут десятки модернизаций. И что-то да из этого выйдет.
Тележка с установкой РЭБ
Одним из актуальных назначений является размещение на таком наземном дроне глушилки, установки радиоэлектронной борьбы с дронами противника. Настраивают оборудование так, чтобы глушило максимальный диапазон, кроме непосредственно канала управления самой тележкой.
Ну и такой штуковиной она будет прикрывать не только себя, но и, например, другие дроны-грузовозы или турели, или группу бойцов, идущих на штурм, либо осуществляющих логистику.
Доставка грузов
Чуть не основным направлением, для которого применяются наземные дроны, является доставка грузов.
Основные потери личному составу на современной войне наносятся на этапе логистики. Группы, закрепившиеся на новых, отбитых у противника позициях, нужно снабжать водой, едой, боеприпасами, оружием, медсредствами, различными расходниками и прочим снаряжением. Везти грузы со второй линии на первую на бронетехнике, на автомобилях, багги, квадроциклах, мотоциклах или вовсе нести пешком – это постоянно рисковать людьми. На дорогах и направлениях их постоянно атакуют дроны-камикадзе, коптеры со сбросами различных боеприпасов, просто артиллерия или миномёты, наводимые через дроны-разведчики. Поэтому возможность доставлять необходимое без участия людей – бесценна!
Эвакуация раненых
Конечно же грузы бывают разные. Помимо матбазы – это ещё и 200, и 300 (убитые и раненые). Припасы везут на передок, а оттуда, в ближний тыл, эвакуируют раненых. При эвакуации на специализированном медицинском или любом приспособленном транспорте, возникает риск новых потерь, когда те же дроны или арта будут бить по маршрутам. Поэтому, если есть возможность вывозить 300-х на роботизированных тележках – этим нужно пользоваться и всячески развивать данное направление.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: