Сегодняшние боевые действия России в «стране 404» давно не изобилуют крупными операциями, стратегического или хотя бы оперативного уровня. Имеет место относительно статичный фронт, где ведётся множество локальных тактических наступлений малыми силами, с соответствующей скоростью продвижения. Это понятный подход для минимизации потерь. «Большие красные стрелочки» существуют только в галлюцинациях и трёпе некоторых околовоенных блогеров… Ведущим средством поражения, которое и наносит основные потери нашим силам на таком тактическом уровне, являются малые летающие дроны: FPV-камикадзе и коптеры со сбросами (как малые, несущие по 1-2 гранаты, так и крупные агро-дроны с большой «бомбовой нагрузкой»). Координируют их действия, работают ретрансляторами, а также наводят артиллерию – большие коптеры или дроны самолётного типа (либо типа «крыло»), работающие на значительных высотах. Обзору разных дронов и методов борьбы с ними, был посвящён ряд обзоров на канале. Если пропустили, ссылки будут в конце.
Существует три основных способа противодействия дронам противника. Самый эффективный из них, конечно – это выявление позиций вражеских операторов дронов методами радиоэлектронной, агентурной и визуальной разведки (со своих дронов) и нанесение поражения мощным высокоточным оружием: авиабомбами с модулями планирования (УПМК), ракетами «Искандер», реактивными снарядами систем РСЗО «Торнадо», корректируемыми снарядами «Краснополь» или своими ударными дронами. Группы операторов БпЛА противника – желанная цель. Такой радикальный формат решения вопроса – самый желательный. Но, увы, такие успехи достигаются лишь эпизодически, и приходится «бить по хвостам»: противодействовать отдельным дронам (группам дронов), которые уже заметили наших бойцов и атакуют…
Два других способа:
- Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Портативные противодроновые ружья, различные носимые или стационарные «глушилки».
- Кинетические методы, проще сказать – стрелковое оружие, которое воздействует на дроны механически.
Теоретически можно ещё выделить борьбу с дронами посредством своих дронов. Но это направление пока находится в настолько зачаточной форме и успехи единичны, поэтому пока оставлю за скобками.
Дронобойки и РЭБ обозревал ранее. Поэтому здесь сосредоточусь на кинетическом оружии.
Радиоэлектронные средства хороши тем, что позволяют выводить дроны из строя бесконтактно, без необходимости точно прицеливаться, попадать. Направленные РЭБ-глушилки, дронобойные ружья, создают некий конус (объёмный угол), в котором происходит воздействие на средства связи коптера с пультом оператора или спутником. Идеальное прицеливание не требуется. Вопрос ресурса («боезапаса») стоит своеобразно: в виде запаса энергии батарей. О каких-то расходуемых боеприпасах речь не идёт.
Глушилки, возимые на транспорте, или носимые, в виде ранцев, и вовсе обладают купольным действием. Способны подавлять дроны, причём не только единичные, но и массовые налёты, не давая летательным аппаратам приблизиться к машине, к группе пехоты, среди которой есть носитель такого ранца. Но есть свои проблемы, как с самим насыщением порядков такими средствами, так и с подбором частот. В этом направлении идёт постоянное соревнование атакующих и защищающихся. Если на каком-то этапе атакующие умудряются обойти защиту, то РЭБ не спасает и случаются потери. Ну а местами этих средств РЭБ просто нет…
Имеются разновидности дронов, которые вовсе нечувствительны к радиоэлектронному воздействию, либо слабо ему подвержены. Те же крупные аграрные дроны «Баба-яга» управляются через спутниковый интернет «Старлинк» и их глушение дронобойными ружьями и даже купольным РЭБ – затруднительно. Требуется не только попадание в нужную частоту, но и мощный источник энергии. Антидроновые ружья сразу отпадают ввиду слабости (ну или надо давить, находясь почти в упор, что в реальных условиях – нонсенс). Купольный РЭБ – ещё туда-сюда, но его мало и нужно чтобы «Баба-яга» сблизилась с такой установкой, что тоже случай нечастый.
Имеются варианты управляющих каналов, выходящие за базовый диапазон, и с ними тоже РЭБ не справляется. В конце концов, разрабатывают дроны на проводном управлении (аля старые ПТУРы на «леске»). Возможности таких проводных дронов ограничены, но и РЭБ против них точно не поможет.
В связи с вышеизложенным, механическое воздействие на дроны выглядит наиболее понятным и надёжным. Как говорится: «против лома нет приёма…». Но есть свои многочисленные нюансы и проблемы. Рассмотрим их.
Крупные разведывательные дроны самолётного типа, либо формата «крыло» эффективно сбивать полноценными средствами армейского ПВО. Это различные переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК): «Игла», «Верба».
Довольно распространены на фронте установки Зу-23. Где-то ими работают именно по беспилотникам, где-то по наземным целям. Встречаются «Шилки».
Где-то удаётся сбивать крупные дроны из крупнокалиберных пулемётов: «Утёс», «Корд», ДШК, установленных на технике или на стационарных позициях (в ПВО-засадах).
Активно применяются различные кустарные зенитные установки, собранные на базе пулемётов и даже автоматов.
В частности, такие решения пытаются внедрять в тылах, для противодействия крупным дронам-камикадзе самолётного типа (их полукустарные или откровенно кустарные ответы на наши «Герани»).
Варианты с автоматами Калашникова, со штатными магазинами по 30 патронов, выглядят для таких нужд нелепо… С магазинами повышенной ёмкости на 60 – ещё куда ни шло.
За счёт нескольких стволов достигается более простое попадание в нужное упреждение.
Впрочем, опытный стрелок справится с задачей и из простого пулемёта ПКМ на штативе. Можно применить не штатный пехотный короб на 100, а от ПКТ (на 200), или вовсе собрать несколько лент в одну, хоть на 300 или более. Перемежать зарядку трассерами для лучшего контроля очередей и корректировки по цели в процессе стрельбы.
Хорошим дополнением к ПК, РПК или даже автомату, будет тепловизионный прицел, через который проще обнаруживать и бить дроны в тёмном ночном небе.
Эпизодически для борьбы с БпЛА используются многоствольные пулемёты (например, четырёхствольный авиационный ГШГ-7.62), установленный на станок или в кузов пикапа (на авто-тачанку).
Все эти решения актуальны по крупным дронам-разведчикам, большим самолётам-камикадзе, в крайнем случае можно так завалить «Бабу-ягу» (если она раньше не отбомбится по точке ПВО…).
Поэтому и устраивают скрытые наблюдательные пункты в тылах (на разной глубине своих позиций), для наблюдения за небом и противодействия дронам разными методами (РЭБ и стрелковым оружием).
Против малых квадрокоптеров, ведущих разведку и совершающих сбросы боеприпасов, а также мелких, быстрых и маневренных FPV-дронов, все вышеприведённые средства ПВО и штатное армейское стрелковое оружие – малоэффективны или вовсе бесполезны. А это виды ударных летательных аппаратов – и есть сегодня основные бичи пехоты…
Самый понятный вариант противодействия – личное стрелковое оружие, автомат (иногда пулемёт ПКМ, или РПК). Оно всегда с собой у каждого бойца. И из штатной стрелковки тоже сбивают коптеры (Мавики) и даже FPV.
Но такие случаи редки. Когда проходят рассказы о подобных успехах – имеем дело с «эффектом выжившего». Остальные 80-90%, кто тоже пытался, но не сумел попасть в малый юркий дрон, просто уже не могут об этом рассказать… Такие рассказы не очень популярны в солдатской молве и в медиа. Все любят про успех и гиперболизируют, выпячивают такие истории… (человеческая природа, это нужно учитывать). О своём неудачном опыте стрельбы из автоматов по мелким коптерам и FPV, счастливчики, кто стал не 200, а отделался 300, потом вещают товарищам по палате в госпиталях. Лично прослушал десятки таких историй за прошлые 1.5 года, когда проведывал товарищей.
Небольшой быстрый дрон тяжело заметить на небе. Попасть мелкой пулькой, когда не за что привязаться, нет никаких ориентиров, как на земле, нет «всплесков» от попаданий предыдущих пуль – дело непростое. Баллистика при стрельбе вверх меняется. Прицельные приспособления рассчитаны на работу вдоль земли, максимум под углами 15-20 градусов. При бОльших углах уже баллистика существенно сдвигается.
Если речь о штатном автомате, то 30 патронов – очень скромно, чтобы попасть в дрон. Если это не удалось, и он делает сброс, или это «ФПВ», который пикирует на бойца, то на перезарядку и продолжение попыток стрелять – просто нет времени.
Тут очень важно не увлечься! Будет правильно отстрелять магазин и переключиться на маневрирование, а не пытаться перезаряжаться и упорствовать до талого… Лучше зафиксировать сброс и отпрыгнуть, укрыться за преградой или в окопе. Если это FPV-дрон, то поймать момент, когда тот перейдёт на пикирование (при этом меняется тональность звука работы пропеллеров и аппарат ускоренно пикирует). На этой стадии оператор уже не может эффективно управлять. Поэтому резкий манёвр бойца, прыжок в сторону, за препятствие, могут помочь уйти из зоны поражения.
С самого начала массового внедрения малых дронов стало интуитивно понятно, что довольно эффективным средством борьбы с ними будут гладкоствольные охотничьи ружья, например, самого популярного 12 калибра (реже старые «курковки» 16 калибра).
В теории и ружья с нарезным стволом, типа КС-23 (соответственно, 23 калибра) тоже сработают, но где же их взять массово в армии…
Идея понятна! Или одна пулька из автомата, пусть даже очередь из таких пулек, непонятно куда летящих… Или плотный «сноп», облако дроби, картечи, пущенный в направлении снижающегося коптера. Если ружьё многозарядное, полуавтоматическое (МР-155, «Вепрь-12») – можно весьма быстро совершить 4-10 выстрелов. Это создаёт серьёзное облако дроби: сотни поражающих элементов.
Что на порядки эффективнее, нежели очередь из автомата, какой ёмкости бы магазин там ни использовался, хоть на 45 (от РПК-74), хоть коммерческие на 60. Соответственно, при стрельбе дробью и требования к прицеливанию, точности – на порядки ниже.
Пуля, выпущенная из нарезного оружия, несёт значительно больше энергии, в сравнении с дробинкой или картечиной. Это очевидно. Поэтому гладкоствольные ружья, дробовики, имеют естественное ограничение по эффективной дальности. Возможно поражать коптеры, зависшие или пролетающие на относительно небольших высотах.
Конечно, сильно зависит и от номера дроби, и от угла, но дальше 40-50 метров, даже если удастся попасть дробиной в корпус или винтовую стойку коптера – повреждения не последует и сбить дрон не выйдет. Оптимальными стоит считать дальности 20-30 метров. То есть это или совсем оборзевший (либо неопытный) оператор квадрокоптера разведчика (сбросника), или FPV-дрон перед финальным пикированием.
Тут возможны варианты. Дрон атакует непосредственно бойца с дробовиком. Тогда коптер зависает над, или летит прямо на него. Это одна история. Или же дрон нацелился на товарищей, и стрелок бьёт сбоку. Это другой случай. Второй, понятно, проще психологически. Где-то и технически легче, потому что видна траектория, понятнее дистанция.
Обычно выбора номера дроби нет. Что выдали, что достали, тем и пользуются. Не до жиру. Понятно, мелкая дробь даёт более плотное облако. Однако эффективная дальность и поражающая способность ниже, поскольку кинетическая энергия каждой дробины крайне скромная. Крупная картечь куда эффективнее в случае попадания, она скорее свалит коптер на предельных дистанциях. Но зато таких картечин в «облаке» мало, и самого попадания добиться сложнее. Поэтому, если есть выбор, отдают предпочтение чему-то среднему: крупной дроби, мелкой картечи (3-5 мм).
Помимо обычных дробовых патронов, некоторые компании, волонтёры, неравнодушные бойцы, проводят эксперименты с патронами, снаряжёнными перевязанной картечью.
Идея тоже весьма понятная. Баллистика, эффективная дальность страдают, зато на ближних дистанциях перевязанная крепкой нитью картечь эффективнее цепляют дрон за винтовые стойки, пропеллеры или непосредственно корпус. Получается уже не просто облако поражающих элементов, а структура с ещё большей плотностью, сквозь которую коптеру сложно протиснуться, ничего не встретив.
Практикуют чередование обычных патронов и со связанной картечью через один.
На первых порах гладкоствольные ружья появлялись у бойцов в частном порядке. Кто-то добывал трофеи на месте в «стране 404»: брошенные в оставленных владельцами домах охотников, собранные с поверженных противников, которые тоже промышляли такими противодроными средствами. Кто-то завозил личное оружие с «большой земли». Были и бюрократические препоны, проблемы с Военной полицией. Имела место и сохраняется напряжёнка с боеприпасами. Патроны 12 калибра не входили в изначальный штат армейского снабжения. Расход приличный. Приходилось и зачастую приходится покупать патроны (или компоненты для самокруток) за свои.
В последнее время стали в подразделения, действующие на передовой (уже не только в Спецназы), поставляться гладкоствольные ружья и БК централизовано, через МО и Росгвардию. Это и полуавтоматические МР-155 «Мурка» (магазин на 5 + 1 в стволе, если Магнум, то 4 + 1), и «калашеподобные» Вепрь-12 «Молот» (с коробчатыми магазинами на 8 или 10 патронов, есть и на 4, но такие по понятным соображениям не в ходу).
Это безусловно радует! Но мало! Особенно БК. Всё равно патроны приходится докупать, или кустарно делать самим бойцам (в снаряжении патронов 12 калибра, при наличии компонентов, нет ничего сложного и нового).
Нужно больше и стволов, и боеприпасов. Темпы, как всегда, неудовлетворительные, инертность системы налицо. Но движение в правильном направлении усматривается. Хоть так.
Помимо ограничений по эффективной дальности (высоте), серьёзным ограничением является вес боеприпасов. Один патрон 12 калибра (12х70) весит до 50 г. Магнум (12х76), которые, понятно, предпочтительны – могут быть ещё тяжелее. Только заряд дроби может весить до 50 г.
Очевидно, чтобы сбить один дрон может понадобиться 10 и более патронов. Вопрос веса, груза, который доставляется на передовую, и так стоит очень остро. Доставка сопряжена с риском попасть под обстрел арты или атаку тех же дронов. Имеется штатное стрелковое оружие: автомат, пулемёт. Боекомплект к ним. БК к коллективному тяжёлому вооружению. Припасы: сухпайки, вода. Ничего лишнего, и сотни грамм играют роль. А тут ещё дополнительное оружие: гладкоствольное ружьё и увесистые патроны к нему. Приходится выбирать, от чего-то отказываться, дабы внедрить такое средство борьбы с дронами в подразделение.
Ключевой фактор успеха в сбивании дронов из дробовиков – это навык стрелка! Поэтому, при возможности потренироваться на стенде – этим стоит заняться.
К сожалению, многие тестовые стрельбы по учебным дронам на полигонах, где вместо боевой части бутылка с водой, а оператор вольно или невольно действует в лёгком режиме, занимается поддавками – не идёт ни в какое сравнение с боевыми условиями, действиями оператора противника и настоящим боевым FPV. Другие маневры, иное психологическое давление. Поэтому оптимизм, после удачных пострелух по учебным дронам, должен быть сдержанным. В реальной обстановке важно не упустить стадию, когда от попыток сбить дрон нужно стремительно перейти к манёврам уклонения…
Помимо собственно гладкоствольных ружей, умельцы пытаются изобретать всякие эрзацы. Например, вставку для подствольного гранатомёта ГП-25, стреляющую патроном 12 калибра.
В трубку, в казённую часть вставляется патрон. Само приспособление заряжается вместо гранаты в ствол ГП-25. При нажатии спуска боёк гранатомёта, вместо капсюля ВОГ-25, накалывает капсюль патрона. Из стволика происходит выстрел дробью.
Если 3-5 выстрелов подряд из полуавтоматического ружья – это одно, то единственный выстрел из короткого стволика – совсем другие шансы зацепить дрон… Перезарядка длительная. В теории можно иметь несколько заранее заряженных приспособлений. Но, навскидку, это тупиковая затея. Время покажет.
Конечно, хотелось бы иметь достаточно мобильное оружие, которое бы стреляла дробовыми патронами очередями, и чтобы энергия дроби (картечи) была ближе к пулям нарезного оружия… Но представить такой пулемёт-дробовик весьма затруднительно. И сколько понадобиться БК, сколько это будет весить и стоить… Поэтому, можно сколь угодно скептически относиться к обычным гладкоствольным полуавтоматам, понимать невысокую их эффективность. Но в сравнении со всем остальным, имеющимся в доступе – это на сейчас лучшее решение! Пока не будет изобретено и внедрено что-то более удачное, нужно насыщать войска хотя бы таким оружием и БК. Проводить обучение личного состава. По возможности каждому заниматься тренировками в частном порядке. Может пригодиться…
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: