Методы ведения войны и типы вооружений постоянно меняются, совершенствуются на протяжении всей истории человечества, которая одновременно и история войн. Мечи из бронзы, а потом из железа, древнегреческая фаланга, порох, артиллерия, нарезное стрелковое оружие, пулемёты, бронетехника, боевая авиация и множество других, больших или меньших революций на поле боя. За несколько прошлых лет мир пережил сразу несколько прорывов в военном деле, и все они были связаны с беспилотниками, дронами.
В конфликте в Карабахе 2020 года, прекрасно показали себя крупные ударные беспилотники, турецкие «Байрактар ТБ2». Там они просто безнаказанно поражали армянскую технику и скопления личного состава, в условиях отсутствия качественных средств противовоздушной обороны.
Крупные разведывательные и ударные дроны известны давно, ещё с середины 1990-х, начала нулевых. Американские Предаторы, Риперы. Затем ряд израильских БПЛА этого класса. Но массовое боевое применение, решившее в значительной степени исход конкретной войны – это конечно 2020 год, Карабах и турецкие недорогие машины.
На старте СВО в «стране 404», турецкие «птички» быстро сдулись из-за наличия у России нормального ПВО (несмотря на всю критику, реально рабочего и самого массового в мире).
Зато главным геймченджером войны в 2022 году стали малые гражданские квадрокоптеры типа Мавиков, Матриксов или Аутелей.
Геймченджер – фактор, меняющий игру. Уж больно точны и лаконичны некоторые вражеские слова, нужно это признать. Забираем себе. Благо, русский язык – прекрасный интегратор, впитавший невероятное множество заимствований.
Противник, а потом и мы, выстроили разведку тактического уровня на этих небольших коммерческих дронах. Пользуясь данными, полученными за счёт «глаз» сверху, наводили АГС, миномёты, артиллерию, планировали действия штурмовых групп, или наоборот, отражение атак врага.
Потом приспособили системы сброса, и стали буквально бомбить пехоту и технику противника с дронов. На малых квадрокоптерах, несущих до 3-4 кг нагрузки, подвешивали по несколько боеприпасов, переделанных из ВОГ-17 или ручных гранат.
Разведка малыми разведывательными квадрокоптерами, сбросы боеприпасов с них, практиковались и до СВО, на том же Донбассе, примерно с 2017-2018 годов, и по нарастающей. Увы, противник в этом компоненте доминировал, наши ополченцы ЛДНР догоняли. Применялись такие методы и в Сирии. Но именно СВО России, эскалация 2022-23 годов, продвинула применение малых коммерческих дронов в военных целях до нынешних невероятных масштабов.
На больших мультикоптерах, изначально предназначенных для задач аграриев, прозванных «Баба-яга», применяют до 4-х мин 82 мм, или переделанных «морковок» от РПГ-7.
Такими сбросами уже не только и не столько личный состав кошмарить, сколько бить по технике, в крышу.
Малые коммерческие квадрокоптеры, как в качестве разведчиков, так и сбросников, во многом сохранили актуальность и в 2023 году. Но на передний план вышла новая напасть: FPV-дроны.
FPV – first person view. Снова эти буржуйские словечки, но никуда не денешься, как и с компьютерным сленгом – пошло это с Запада. Подразумевается дрон, в управлении которым минимизированы или убраны функции программной стабилизации и автопилота. Дроном, через пульт, управляет оператор в специальных очках, дающих эффект присутствия, ориентируясь по потоковому видео с камеры. «ФПВ» очень быстрые, маневренные, что даёт новые возможности. Это опять изменило очень многое на поле боя.
Обучение оператора FPV-дрона занимает несколько недель, значительно дольше, чем пользователей обычных квадрокоптеров. И даётся это далеко не всем. У молодых, имеющих опыт динамичных игр на приставках, получается лучше, чем у старпёров, типа автора…
Хоть какая-то польза от пожирателей времени – компьютерных игр.
Изначально FPV-дроны собирались любителями, энтузиастами, из комплектующих, доступных на торговых сайтах в интернете. Их использовали в спортивных гонках на дронах, различных шоу-программах, для съёмки динамичных видео, наблюдения за периметром охраняемых объектов, исследования территории, например, на предмет лесных пожаров, потерявшихся туристов.
Военное применение фиксировалось на Ближнем Востоке, в Сирии, Ираке ещё несколько лет назад. Но массово тема выстрелила под конец 2022 года, и особенно в 2023, в ходе нашей Священной Военной Операции по возврату Южно-Русских земель.
FPV-дрон – это дешёвый, быстрый, маневренный, управляемый боеприпас, при этом, довольно мощный. Можно засевать поля сотнями снарядов, каждый из которых сопоставим по стоимости с кустарно собираемым дроном.
А можно точечно, буквально несколькими такими управляемыми машинками-камикадзе накрыть блиндажи, технику, тяжёлое вооружение, скопления личного состава обороняющегося противника.
Можно гоняться за движущимися целями: автомобильной и бронетехникой, даже за отдельными вражескими солдатами.
ФПВ-дрон может резко менять направления, огибать препятствия, пикировать, облетать цель с нужной стороны. Попадать очень точно: залетать в двери, окна, окопы, блиндажи, люки техники. В руках умелого оператора – очень грозное оружие.
Такие дроны-камикадзе обычно действуют не слишком глубоко, до 5-7 км в тыл неприятеля. Но известны прецеденты «прокачанных» аппаратов, залетавших на 10 км и более.
Да, существуют более мощные и с большей дальностью действия, штатные беспилотники-камикадзе: «Ланцет» и другие. Но по распространению и стоимости это высокоточное оружие, скорее, из разряда корректируемых снарядов «Краснополь». Эти два вида вооружений тоже можно смело считать геймченджерами текущей войны. Но всё же массовость применения, соотношение стоимости вложений (даже с учётом 4-5 неудачных пусков на 1 успешный) и наносимого урона, явно на стороне волонтёрских FPV-дронов. Когда «Ланцетов» и «Краснополей» станет применяться на 1-2 порядка больше, тогда уж точно они будут в фаворе по результатам, даже несмотря на цену. На своей дальности эти вооружения, конечно, незаменимы. Но на малых дистанциях, при работе по переднему краю, конкурировать по эффективности с «ФПВ» пока нечему.
Конструкция FPV-дрона проста:
- Сборная рама из композита.
- Электромоторы с пропеллерами.
- Камера.
- Передатчик видеосигнала.
- Приёмник потока команд.
- «Мозги» передающие команды на винты.
- Аккумулятор.
- Боеприпас (крепится уже на месте, обычно прямо на позициях перед запуском, или в ПВД перед выездом на точку).
Стоимость комплектующих 30 000 – 45 000 руб. Можно наворачивать круче, но нижняя и средняя планки таковы, на момент написания.
Недавно стали появляться ночные FPV-дроны с тепловизионным каналом камеры, себестоимостью порядка 120 000 руб. Это ещё больше расширит эффективность охоты, ведь из-за жёсткого дневного прессинга обычных FPV, сбросников, других видов вооружений – основная активность на передовой перенеслась на тёмное время суток.
В качестве боеприпаса чаще всего применяются «морковки» от выстрелов РПГ-7, после небольшой переделки. Чтобы граната уже была взведена и подрывалась при контакте датчика цели на носу с препятствием.
Иногда приматывают дополнительные поражающие элементы снаружи скотчем.
Двигатель гранаты отсоединяют и вместе с порохами используют в гибридных выстрелах для РПГ, когда боевую часть заменяет артиллерийская мина 82 мм (от миномёта).
Могут использоваться самодельные взрывные устройства, СВУ (тротиловые шашки или другое ВВ, и обмотка с поражающими элементами), малые авиабомбы ПТАБ-2.5, и даже мины МОН-50. В общем, всё взрывающееся и смертоносное из богатого армейского хозяйства, что потянет дрон, и на что хватит фантазии расчёта.
Бороться с FPV-дронами сложно из-за их высокой скорости и маневренности. Заметить и сбить из стрелкового оружия удаётся редко. Чаще стрелок получает прямое попадание дрона-камикадзе с фатальным исходом для себя.
Дрон слышно из-за жужжания винтов. По нарастающему звуку можно определить, что вы в очке, так сказать… Возможно, в последний момент, суметь сориентироваться, отпрыгнуть, залечь в укрытии или просто углублении рельефа.
Попробовать убежать от ФПВ-дрона можно только в густом лесу, подлеске, в извилистых окопах, успев скрыться в блиндаж «Г-образной» формы или за угол траншеи, когда дрон уже низко, решение об ударе принято и выворачивать на новый заход поздно. При приближении камикадзе на открытой местности или в окопах без укрытий, остаётся только падать, понижая шанс осколкам достать вас.
Эффективны детекторы дронов, которые, хотя бы, предупредят звуковым сигналом об опасности. Правда, есть направления и участки, где БПЛА разных типов в воздухе столько, что пищит не переставая.
Противодроновые ружья конечно есть разные, и число моделей, производителей растёт. Есть отзывы, что некоторые из них хорошо борются с Мавиками, что применяются для разведки или для сбросов. А вот против FPV-дронов такие ружья-глушилки неэффективны, за редким исключением специальных доработок. Во-первых, нужна специальная настройка на характерные для ФПВ частоты. Во-вторых, держать постоянно ружьё наготове, и успеть воспользоваться – непростая задача, скорее удачное стечение. Знаю, из засад парни бьют и «ФПВ», но много слышал и негативных, трагических исходов.
От сбросов и FPV-дронов технику и участки траншей у входов в блиндажи защищают стальными сетками, решётками из арматуры. Теми самыми «мангалами» на танках и другой бронетехнике.
Лучше всего справляются с FPV-дронами портативные станции РЭБ, так называемый малый РЭБ. Есть версии для установки на бронетехнику, есть варианты для переноски или перевозки в автомобилях в чемоданчиках. Отдельная большая тема. Дрон, попав в купол, зону действия устройства, теряет связь с оператором и падает, взрываясь на безопасном удалении от защищаемых РЭБ позиций, техники, группы бойцов (либо вообще не срабатывает).
Именно в направлении развития РЭБ лежит ключ к снижению влияния дронов всех типов на театре военных действий. И по нейтрализации угрозы FPV-дронов, в частности.
Пока «меч» переигрывает «щит». Но это ненадолго. Скоро насыщение портативными средствами РЭБ возрастёт на порядки (работа ведётся), что сильно снизит эффективность малых дронов, в том числе и дронов-камикадзе.
Или же придут к насыщению всей передовой линии большим РЭБ, так, что вообще никто летать не будет, ни мы, ни противник. Вернувшись, таким извращённым способом, на такт назад, за счёт веса залпа будем двигаться вперёд. Пока западный ВПК не готов отойти от своей коммерческой основы, а там посмотрим.
Пока капиталисты будут готовы отказаться от сверхприбылей, чтобы развернуть производство снарядов по-взрослому, фронт может быть уже где-то по Збручу, или даже западнее. Пока же, стоимость снаряда 155 мм с 2 000 Евро выросла до 3 800. Что есть хороший знак. Буржуины достали калькулятор, прикинули капитальные вложения на развёртывание низкомаржинального производства, и предъявили сей прайс своим правительствам. То есть, по сути, своим подчинённым, наёмным манагерам, которых они же туда и поставили, чтобы те лоббировали их интересы. Разрабатывать какие-нибудь завиральные вундервафли с распилом 500% бюджета, в роде программы F-35 – это одно. Клепать снаряды, с маржой 5% в лучшем случае – совсем другое. Будем посмотреть.
Пока наблюдаем за модернизацией дронов и средств борьбы с ними на нашем фронте. По возможности засылайте деньги волонтёрам, что занимаются разработками и производством в направлениях FPV-дронов и малого РЭБ. Если есть компетенции и точки приложения, то и сами участвуйте в разработках, сборочных работах. Не оставайтесь в стороне. Война идёт за будущее России, за каждого из нас. Это не пафос – это факт!
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Скрытность Маскировка себя и позиций на войне