Особым явлением в современной войне на Юго-Западе России стали крупные летающие дроны промышленного и аграрного назначения, приспособленные к боевой работе. За характерный звук работы винтов, наши бойцы прозвали такие БпЛА: «Баба-яга» (некоторые ещё называют «Вампир»). Рассмотрю характеристики таких аппаратов, особенности военного применения, дополнив фото-подборкой сбитых, посаженных, затрофееных образцов.
Существует целый ряд моделей готовых беспилотников тяжёлого класса, например:
- Agric RDE616 Prof;
- DJI Agras;
- Reactive Drone Agric;
- R-18 и другие.
Их изначальное предназначение: обработка сельхозугодий удобрениями, ядохимикатами против вредителей. В промышленности – для доставки грузов на высотные и труднодоступные объекты.
Но то, с чем приходится сталкиваться нашим воинам на разных направлениях в зоне СВО – преимущественно кустарная сборка из закупаемых в Китае отдельных комплектующих. Да и приведённые выше модели – ни что иное, как сборка из тех же китайских комплектующих. Поэтому о некоем едином стандарте, принятом в зоне боевых действий, говорить не приходится. Машины разные. Поэтому и обзор будет обобщённый, без привязки к брендам и готовым изделиям. Такие тоже встречаются, но экземпляры собранные непосредственно в «стране 404», с плавающими характеристиками, преобладают.
Отличительная особенность рассматриваемого семейства дронов: способность поднимать существенный вес, от 5 до 50 кг (отдельные модели до 70 кг). Чаще встречаются модели до 20 кг, которые вполне успешно, с запасом, тянут до 12-15 кг бомб-сбросов: взрывных устройств, переделанных из различных штатных боеприпасов, мин.
Средняя стоимость: $10 000. Конечно, цена плавает, в зависимости от наценки бренда, а в самосборных – от выбора комплектующих. Понятно, что ради массовости стараются экономить на всём.
Крупные дроны бывают с разным количеством направляющих (моторов, пропеллеров). Чаще встречаются квадрокоптеры (4 винта). Но попадаются и гексакоптеры (6 винтов), и октакоптеры (8 винтов).
Понятно, что аппараты с 4 пропеллерами дешевле, немного уступают собратьям в грузоподъёмности. И, самое ключевое – менее стойки к потере одного винта от попадания из стрелкового (зенитного) оружия. Машина на 6, и особенно на 8 винтов может и пережить утрату 1-2 двигателей, продолжить полёт, вернуться на базу для ремонта.
Базовые узлы дронов «Баба-яга»
- Основа, корпус с направляющими.
- Двигатели и пропеллеры (одинарные, парные).
- Батареи (обычна 2 мощных аккумулятора, размером с кирпич каждый).
- Система крепления боеприпасов-сбросов.
- Электронные «мозги», контроллер управления пропеллерами.
- Ретранслятор для связи с пультом или терминал «Старлинк» для позиционирование и управления через спутниковый интернет.
- Камера (бывает используют дорогие, с тепловизионным каналом, ценой в половину всего комплекта; где-то пытаются экономить, сопровождая «Бабу-ягу» другими малыми разведывательными дронами).
Особенности аграрных и промышленных дронов
- Большие габариты (1.5-3 м).
- Шумные.
- Медленные (на фоне обычных квадрокоптеров типа Мавик, или, тем более, FPV-дронов).
- Имеют небольшую рабочую высоту. Есть модели, поднимающиеся до 300 м, но обычно это более скромные значения: 25, 50, до 150.
Вооружение и применение
Образцы с минимальной грузоподъёмностью в районе 5 кг обычно несут 3-4 кумулятивных гранаты РКГ-3, пару авиабомб (суббоеприпасов) ПТАБ-2.5 или какие-то самодельные взрывные устройства (СВУ).
Более грузоподъёмные варианты могут уже тащить: 3-4 ПТАБ-2.5; по 4 «бомбы», переделанных из «морковок» от РПГ-7 (около 2 кг каждая, именно граната, без двигателя) или даже из 82 мм миномётных мин (3.3 кг каждая).
Основная цель – техника. Поэтому кумулятивные боеприпасы преобладают.
Мину ТМ-62 может потянуть. Серьёзный такой сброс…
Тяжёлый дрон может применяться не только для поражения техники и укрытий сбросами боеприпасов, но и для минирования дорог, позиций. Обычно применяют кассетные мины ПТМ-3 с переделками (писал о них ранее отдельно, в конце будет ссылка).
* * *
Также можно отметить любопытную тактику, когда «Баба-яга» прилетает на некий участок, садится и ждёт в спящем режиме. Тем временем ситуацию с воздуха контролируются сменяющиеся обычные небольшие квадрокоптеры-разведчики, те же «Мавики». Когда появляется цель, приезжает машина снабжения, ротации, эвакуации, или артиллерия на подготовленную позицию – «Бабу-ягу» поднимают и та пытается отбомбиться по целям.
Управление
Управляться «Баба-яга» может по-разному. Традиционный канал с пультом (даже с усилителем антенны) и ретранслятором на дроне, имеет существенные ограничения по дальности. Тем более – глушится РЭБ.
Поэтому наиболее распространённый у противника способ: через американский спутниковый интернет Starlink. Терминал, антенну размещают прямо на коптере сверху. Таким образом существенно расширяется радиус действия. Теоретически можно управлять даже из другой точки мира.
Именно этот момент с каналом управления определяет расклад, в котором применяет такие дроны в основном противник. У наших мало «Старлинков» (постепенно появляются, через третьи страны завозят). Своей аналогичной системы спутникового интернета тоже пока нет.
Ну и даже при наличии «Старлинков» – есть вопросы по безопасности их использования с нашей стороны, это требует исследования отдельно…
Сами дроны закупать, собирать из комплектующих – не проблема. Только деньги: 800К-1 млн. за штуку выходит. Война – дело недешёвое.
Скорее бойцы предпочтут потратить миллион на другие нужды, на много мелких FPV-дронов, тепловизоры, а Starlink оставить для обеспечения связи. Воспринимать дрон за $10К (плюс терминал «Старлинк»), как расходник, противник может себе позволить в основном из-за отсутствия проблем с доступом к покупке этих самых терминалов. Наши в таких количествах эти системы в любом случае добывать не смогут. Сквозь ССанкционные фильтры течёт очень тонкий ручеёк Масковских поделок.
Что под вражеский «Старлинк», ввозимый по серым схемам, военное руководство будет создавать централизованную программу сборки и внедрения таких дронов – можно не рассчитывать. Только когда будет свой аналог Starlink, то есть – хрен знает когда. Поэтому пока этот сегмент у нас из зачаточного состояния тащат некоторые волонтёры. Перекрываем эту нишу другими средствами поражения, с которыми у нас порядок: артиллерией, барражирующими боеприпасами «Ланцет», на ближних дистанция – обычными FPV-дронами.
Как борются с большими дронами противника на войне
Из-за применения Starlink против большинства «Бабок-ёжек» не эффективны противодронные ружья и прочие средства РЭБ.
Поэтому основной способ отражения атаки дрона со «Старлинком» – стрелковое оружие. Где он идёт совсем низко, справляются и дробовики.
Но классика –пулемёт ПКМ с тепловизионным прицелом. Справляются и РПК, и просто автоматы. Теплак актуален в любом случае, поскольку основное время работы этих крупных дронов: сумерки, ночь. Днём такой БпЛА слишком хорошо заметен, летит низко, шумно – лёгкая цель. Ночью шансы совершить успешный налёт на технику выше. Но всё равно, правильно оборудованные бойцы регулярно сбивают такие аппараты.
Безусловно, самый эффективный способ побеждать врага в целом, и его дроноводов, в частности:
- Иметь отличную фронтовую разведку, выявлять и накрывать их расчёты высокоточным оружием, своими ударными дронами.
- Иметь прекрасную агентурную разведку и РЭР. Бомбить, поражать ракетами их производства, склады, центры обучения, расположения личного состава, где он концентрируется.
- Вообще выключить электричество в «стране 404». Как раз к лету, чтобы без мора гражданских. Так даже гуманнее, чем как сейчас... Заодно волной беженцев освежить чувство реальности в Европе...
Непосредственно работа ПВО по отдельным дронам, попытки воздействовать на них РЭБ – это скорее средства самозащиты, чем метод эффективно купировать явление в целом.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много интересных и полезных материалов о выживании на войне, оружии, снаряжении, приёмах.
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: