Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Ему 72, ей – 19. Белокурый ангел Сильветт Давид: юная муза неистового Пикассо

Оглавление
Пабло Пикассо на фоне фотопортрета Сильветт
Пабло Пикассо на фоне фотопортрета Сильветт

Ни одна из тех, на кого падал его опаляющий взгляд, не могла противостоять необъяснимому магнетизму смуглого, приземистого, коренастого амура с лицом, изрезанным морщинами.

Этот неисправимый сластолюбец никогда не был дамским угодником: страстно ненавидел женщин, которых когда-то столь же страстно любил; изменял, разрывал отношения, снова влюблялся, творил, движимый неутолимым вдохновением, и так без конца…

Пикассо был верен себе и своей неукротимой натуре. Он впитывал жизнь всеми фибрами, наслаждался ею, как терпкой эскаливадой, выжимал, как сочный лимон. Для этого колосса от искусства не существовало правил и границ – ни в живописи, ни в любви.

Единственная из муз художника оказалась неуязвима для его чар, оставшись платонической любовью стареющего мэтра.

-2

Знакомство семидесятидвухлетнего Пабло Пикассо и девятнадцатилетней Сильветт Давид произошло в курортном Валлорисе – живописном местечке на западной оконечности знаменитого Антиба, втиснувшегося между Каннами и Ниццей.

Синева Средиземного моря, белоснежные яхты, покачивающиеся на волнах, узкие улочки, освещаемые солнцем 300 дней в году и множество гончарных мастерских, в витринах которых выставлена яркая керамика – чем не место, чтобы залечить душевные раны!

Пикассо переживал творческий и душевный кризис: молодая художница Франсуаза Жило – возлюбленная испанца и мать двоих его детей – ушла спустя десять лет непростых отношений, устав терпеть взрывной характер и бесчисленные измены неисправимого любовника.

Сильветт Давид, 1954. Фото Андре Вилье
Сильветт Давид, 1954. Фото Андре Вилье

В один из весенних дней 1954 года цепкий взгляд художника привлекла юная блондинка, обосновавшаяся на террасе небольшой мастерской неподалёку от его ателье. Она была стройна, сложена как античная богиня, а белокурые вьющиеся волосы, собранные в высокий «конский хвост», венчали изящную головку словно шлем древней воительницы.

Старый сатир был очарован. Он снова и снова рисовал незнакомку, оставаясь незамеченным, но, однажды встретив свою богиню в кафе, показал ей один из рисунков, сделанный углем. На вопрос прославленного мастера, согласится ли она позировать ему в ателье, прелестная Сильветт молча кивнула.

На сеансах всегда присутствовал жених юной модели – британский дизайнер и скульптор Тобиас Еллинек (Tobias Jellinek), хозяин той самой художественной мастерской, что располагалась по соседству.

-4
-5

Был ли он наслышан об убийственной репутации сердцееда-Пикассо или счёл, что долгие часы, проведённые Сильветт наедине с мастером, могут скомпрометировать девушку – неизвестно. Так или иначе, Тобиас не отходил от неё ни на шаг.

В течение следующих трёх месяцев – с апреля по июль 1954 – Сильветт посещала ателье Великого и Ужасного на рю дю Фурна. «Я тогда охотно впадала в мечтательную задумчивость и предполагаю, что Пикассо понравились моя невинность и серьезность», – вспоминала она много позднее.

Расположившись в кресле-качалке – свежая, как весеннее утро, с прозрачными светлыми глазами, непослушной чёлкой и озорными веснушками, рассыпанными по переносице – Сильветт старательно позировала.

Сильветт Давид (Sylvette David, род. 14 ноября 1934 г., Париж)
Сильветт Давид (Sylvette David, род. 14 ноября 1934 г., Париж)
-7

По собственному признанию, девушка чувствовала себя скованно рядом со знаменитым мастером, который давно стал живой легендой. Чтобы преодолеть застенчивость неопытной модели, Пикассо рассказывал о своём детстве, любви к животным (всю жизнь его страстью были собаки), демонстрировал свои работы.

Выросшая в артистической и богемной среде (отец, Эммануэль Давид, был арт-дилером и владел художественной галереей) пленительная муза и сама была не лишена способностей – именно во время долгих сеансов, часами сидя в кресле-качалке, она начала рисовать.

Пикассо и думать забыл о депрессии и творческом застое. Сильветт возродила силу творца, вернула вкус к жизни. Вероятно, недоступность красавицы подпитывала его одержимость ею и дарила мощные крылья вдохновению – результатом стала портретная серия из 60-ти живописных и скульптурных работ.

-8
-9
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 25 на красном фоне», 1954
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 25 на красном фоне», 1954

Она оказалась настолько внушительной и впечатляющей, что биографы и исследователи творчества Пикассо без колебаний относят безвестного белокурого ангела к разряду избранных муз мастера.

Сильветт отказалась от предложенной оплаты, боясь, что это обяжет её позировать обнажённой. В качестве альтернативы Пикассо предоставил возможность выбрать одну картину или рисунок. Девушка предпочла портрет в профиль, написанный в реалистичной манере и имеющий с ней наибольшее сходство. В верхнем левом углу благодарный гений оставил дарственную надпись: «Pour Sylvette» – «Для Сильветт».

После того, как в мае 1955 года её портрет попал на обложку французского еженедельного журнала «Пари-матч» («Paris Match») Сильветт Давид проснулась знаменитой. Её узнавали на улице и просили автограф, а публикация в популярном издании сделала белокурую красавицу эталоном красоты своего времени и задала моду на волосы, собранные в высокий «конский хвост».

-11
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 01», 1954
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 01», 1954
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 23» с дарственной надписью, 1954
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 23» с дарственной надписью, 1954

Даже блистательная Брижит Бардо стала блондинкой и сделала такую же причёску в подражание Сильветт, увидев её прогуливающейся по набережной в Каннах. В мемуарах она писала: «Я пошла навестить Пикассо, но, поскольку он уже сделал уйму портретов Сильветт Дэвид, то не хотел ни рисовать, ни лепить меня». Разумеется, не хотел: в его сердце безраздельно царила другая муза.

Несмотря на бешеный ажиотаж вокруг её имени, Сильветт не стремилась к публичности. Сценарист Жак Тати (Jacques Tati) получил отказ в ответ на предложение сняться в кино – будучи наслышана о нравах, царивших в киносреде, девушка не захотела становиться игрушкой в руках продюсеров и режиссёров.

Летом 1954 года серия работ под названием «Сильветт» была выставлена в Париже. Критики сходились в лестных оценках, а журнал «Life» провозгласил начало новой эпохи в творчестве Пикассо – «период конского хвоста».

Пикассо и его юная муза на фотографии Тоби Еллинека, 1954
Пикассо и его юная муза на фотографии Тоби Еллинека, 1954
Пабло Пикассо и Брижит Бардо
Пабло Пикассо и Брижит Бардо
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 05», 1954
Пабло Пикассо. «Портрет Сильветт Давид № 05», 1954

И действительно: в течение нескольких последующих лет Пикассо снова и снова воплощал незабвенный образ в рисунках, картинах и скульптурах. В период с 1962 по 1964 год он работал над монументальной композицией «Голова», открытие которой состоялось в 1967 году перед зданием Richard J. Daley Center в Чикаго, штат Иллинойс.

Внук художника Оливер Видмайер Пикассо (Olivier Widmaier Picasso) в одном из интервью утверждал, что именно образ Сильветт повлиял на создание 15-метровой скульптуры. Это мнение разделяют исследователи творчества мастера.

Сильветт Давид вышла замуж и продолжила рисовать. Через 10 лет после памятных событий она вместе с двухлетней дочерью Изабель навестила Пикассо и была озадачена сказанной им фразой: «Изображения сильнее, чем Сильветт» (нем. Die Bilder sind stärker als Sylvette). «Я была на десять лет старше и стала матерью», – объяснила она позднее слова мэтра.

-17
-18
Сильветт Давид с дочерью Изабель в доме Пикассо и его последней возлюбленной Жаклин Рок, 1964 год
Сильветт Давид с дочерью Изабель в доме Пикассо и его последней возлюбленной Жаклин Рок, 1964 год

В 1968 Сильветт перебралась в Англию и сменила имя на Лидия Корбетт (Lidia Corbett) – так она подписывала свои работы, не желая злоупотреблять славой музы именитого художника. Дни, проведённые в мастерской Пикассо, называет самыми захватывающими в жизни. «Я чувствовала его особое отношение, и если бы я была другим человеком, если бы я не была помолвлена, возможно, мы стали бы любовниками», – признаётся она.

Читайте также:🎨

В 2014 году в Бремене состоялась впечатляющая выставка работ, передающая атмосферу богемной жизни Французской Ривьеры 50-х годов прошлого века. Среди множества живописных полотен, скульптур из металла и керамики привлекали внимание творения Пикассо, привезённые в Бремен из различных музеев мира и частных собраний.

80-летняя Лидия Корбетт (Сильветт Давид) на выставке в Бремене, 2014 год
80-летняя Лидия Корбетт (Сильветт Давид) на выставке в Бремене, 2014 год
-21

80-летняя Лидия Корбетт, посетившая вернисаж, была потрясена, увидев в экспозиции среди других картин «периода конского хвоста» и свой портрет с автографом мастера. В трудные времена она вынуждена была продать рисунок, а теперь прошлое снова ожило перед её глазами…

Сильветт Давид (Лидия Корбетт) здравствует и поныне. В ноябре 2024 года ей исполнится 90 лет, полвека из них скромная муза знаменитого Пикассо серьёзно занимается живописью. Лидия пишет масляными красками и акварелью, работы художницы представлены в постоянной экспозиции галереи Фрэнсиса Кайла в Лондоне, а в 1991 году она выставлялась в Японии.

У Лидии трое детей – дочери Изабель, Алиса, сын Лоуренс – и семеро внуков.

Даже в преклонные годы глаза белокурого ангела по-прежнему лучатся светом и радостью, и сквозь паутину морщинок проглядывает юная девушка, когда-то давшая второе дыхание гению Пикассо.

-22
-23

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Встретимся на канале!

-24
-25
-26
Пабло Пикассо. Монументальная скульптура «Голова»,1967 год. Установлена перед зданием Richard J. Daley Center в Чикаго, штат Иллинойс.
Пабло Пикассо. Монументальная скульптура «Голова»,1967 год. Установлена перед зданием Richard J. Daley Center в Чикаго, штат Иллинойс.
Сильветт Давид и её жених Тобиас Еллинек
Сильветт Давид и её жених Тобиас Еллинек
Брижит Бардо в мастерской художника
Брижит Бардо в мастерской художника
-30
-31