Когда передо мной в очередной раз встал вопрос, куда бы такое поехать, я решила, что пора посмотреть Бельгию.
Факты об этой маленькой стране весьма занимательны. Бельгия – королевство. Есть король, королева, все чин-чином. В Бельгии находятся Европарламент, Еврокомиссия и штаб-квартира НАТО (это в стране площадью чуть более 30000 кв. км! Площадь Новосибирской области в шесть раз больше, интересно, почему сюда не переезжает Европарламент? Стесняется, наверное).
Нет национального языка, зато три заимствованных: нидерландский, французский, немецкий.
В Бельгии живет самая богатая женщина в мире – Афина Онассис Руссель де Миранда. Да-да, внучка и единственная наследница монструозного милиардера Аристотеля Онассиса.
В Бельгии разрешена эвтаназия и однополые браки.
Бельгийцы очень любят животных, 90% из них «окошачены» или «особачены».
Итак, сказано – сделано. Еду в Брюссель.
Прежде чем я подробно расскажу о моих впечатлениях, у меня для вас две новости: хорошая и плохая.
Начну с плохой: ажиотаж вокруг некоторых знаменитых на весь мир достопримечательностей Брюсселя сильно преувеличен. До такой степени преувеличен, что, когда вы их увидите, вы будете жаловаться в Европарламент. Или в Спортлото.
Хорошая новость: Брюссель очарователен. И бельгийский шоколад действительно очень вкусный, я жалею, что купила мало. Хотя…если бы я купила сколько хотела, меня бы не выпустили из страны.
Cамое красивое оставлю на сладкое, а рассказывать буду по порядку.
Первым культурным объектом, который я увидела, был Атомиум. Вот так проснешься рано, вся еще в ипохондрии, думаешь, взойдёть солнышко, али не взойдёть. А тебе пузатую молекулу показывают.
Атомиум – металлическая конструкция, представляющая собой увеличенную в 165 раз молекулу железа. Олицетворение мощи и безграничных возможностей атомной энергии. 102 метра в высоту, 9 сфер, 20 соединительных труб, внутри эскалаторы и скоростной лифт. В самом верхнем шаре есть обзорная площадка, но я на нее не поднималась.
Как-то мне эта груда интеллектуального металлолома не очень понравилась, и я сфотографировала чаечку. Сидит чаечка на столбе, и смотрит на Брюссель с высоты. И красота.
Недалеко от Атомиума привлекает внимание сооружение, которое совершенно явно выбивается из контекста. Сложно представить нечто подобное в европейской стране, в королевстве.
Представляете, это настоящий выставочный павильон СССР, сооруженный к международной выставке ЭКСПО-58! Моментально возникает стойкое ощущение что ты очутился а) в СССР б) на ВДНХ в) в середине прошлого века. Павильон олицетворяет Мир и Труд, так что фигуры рабочих и колхозниц присутствуют в изобилии. Ощущение странное, какая-то параллельная реальность, причем выдернутая из прошлого.
Утренний Брюссель оставляет ощущение умытости, тишины, чистоты. Машин мало, людей мало, фонтаны рассыпают брызги, пронизанные лучами солнца.
Говорят, брюссельцы просыпаются рано, но я в то утро этого не заметила. Несколько людей на пробежке, кое-кто с собаками.
Вход в Юбилейный парк, или парк Пятидесятилетия (Parc du Cinquantenaire), открытый в 1880 году в честь пятидесятилетия независимости Бельгии, украшает Триумфальная арка. Колесницей управляет человек, поднявший флаг независимой Бельгии.
Почему-то у меня все фото получились с торца, поэтому прошу прощения за изобилие в кадре мягких частей – человеческих и лошадиных.
На арке есть террасы, с которых открывается вид на парк.
В Брюссельском парке на возвышении расположилась официальная резиденция бельгийского монарха – Королевский дворец (Palais Royal de Bruxelles).
Несмотря на позолоченные ворота и пирамидальные крыши правого и левого крыла, очень напоминающие Лувр, на меня дворец произвел впечатление скорее какого-то бюрократического учреждения: суда, муниципалитета, или даже архива, а то и библиотеки.
Брюссельская королевская семья со мной солидарна: они проживают в Лакенском дворце, а Королевский дворец монарх использует только для официальных мероприятий.
Брюссельский парк (Parc de Bruxelles), хотя и зеленый и с множеством аллей, показался мне каким-то заброшенным – да простит меня Его Величество.
Скульптуры на входе, например, даже слегка мхом поросли.
В парке в низине неожиданно открылся бюст Петру I. Было даже странно, что бюст русскому царю стоит не на центральной аллее, а где-то в глуши.
Оказывается, в апреле 1717 года Петр провел несколько дней в Брюсселе. Якобы в этом парке в низине Мадлен «Петр Великий освежал вино», именно поэтому его бюст, подаренный в 1856 году князем Демидовым, был поставлен в месте, связанном с визитом государя.
Здесь же помещена копия скульптуры «Мадлен в гроте», по поводу которой почему-то едко прошелся прогуливавшийся поблизости русский турист, немолодой дядька - мужик, видимо, простой и с характером весьма ершистым. Глядя на расположившуюся с книгой томную Мадлен, он сделал злое лицо и, пробурчав «Не хватало еще всяким б****м памятники ставить!» пошел восвояси.
В Брюсселе есть свой Нотр-Дам.
Изящная белая готическая церковка в стиле брабантской готики называется Нотр-Дам-дю-Саблон (Eglise Notre Dame du Sablon) – Церковь Пресвятой Девы Марии на Песке.
Сначала на этом месте в XIV веке была построена часовня в честь Девы Марии – (Capella Beatae Mariae super Zabulum), но после того, как из Антверпена привезли чудотворную статую Богородицы, храм был перестроен и расширен средствами Гильдии арбалетчиков, которые почитали Пресвятую Деву как свою покровительницу.
Со статуей Богоматери связано интересное предание. Набожную женщину по имени Беатрис Соткинс посетило видение: Пресвятая Дева просила ее перевезти статую Мадонны из церкви в Антверпене в Саблонскую часовню. Набожная и при этом весьма экзальтированная женщина так и сделала: она выкрала статую Богородицы и перевезла её на лодке из Антверпена в Брюссель, где и был впоследствии возведен храм в честь Девы Марии, ставший местом паломничества верующих.
Церковь изумительно красива. Белая готика. Витражные окна и розетка, острые ажурные шпили, множество деталей, делающих церковь похожей на изысканную работу брюссельских кружевниц.
Фасад церкви украшает множество прекрасных скульптур. Например, скульптурная группа над входом в храм изображает рыцарей, преклоняющих колена перед Богоматерью.
К сожалению, я не нашла в источниках никакой информации об авторе этих творений, но это без сомнения был талантливейший скульптор. Посмотрите на струящиеся складки одежд, на одухотворенные лица.
Причем ни одна фигура не похожа на другую, и выражения прекрасных юных лиц разные, но удивительно живые.
Внутри церковь украшают 11 витражных 15-метровых окон XIX века, дающих мягкий золотистый рассеянный свет.
Храм не кажется тёмным и мрачным, в отличие от собора Святого Вита, например. Здесь, напротив, ощущение от созерцания храмового убранства лёгкое, светлое.
Витражи церкви – одни из самых красивых из виденных мною. Возможно, самые красивые.
Витражные фигуры довольно большие, в ярких одеждах, причем создавший их художник использовал безупречно чистые краски, в том числе довольно неожиданные и тем более радующие глаз: лиловый, фуксию, бирюзу, насыщенный жёлтый.
Неожиданно земной оказалась фигура Богоматери: в нарядном убранстве, черноволосая, румяная, с лицом не возвышенным и скорбным, а простым и жизнерадостным, как у бельгийской крестьянки.
Я подумала, что для автора этой Мадонны наверняка и Бог, и Дева Мария не небожители, а кто-то, кому можно доверить свои радости, печали и чаяния. Кто-то близкий.
Рядом с Нотр-Дам-дю-Саблон раскинулся, пестря цветами, прелестный маленький сквер, оазис зелени и безмятежности. Называется он Малый Саблон или Пти Саблон (Petit Sablon).
Парк с аккуратно подстриженными кустарниками и фигурными клумбами был разбит в конце XIX века бургомистром Шарлем Бюльсом.
Он окружен 48-ю скульптурами, изображающими представителей гильдий ремесленников и торговцев.
В самом центре расположен фонтан с фигурами графов Эдмонда и Горна, публично обезглавленных на Брюссельской площади по приказу герцога Альба в XVI веке в самом начале войны за независимость Нидерландов (Восьмидесятилетней войны).
Фонтан окружают с двух сторон 12 статуй выдающихся бельгийских деятелей XV-XVI веков.
По обе стороны фонтана сбегают вниз лесенки, перед фонтаном стоят деревянные скамьи, а сам сквер отделяет от шума и суеты кованая решётка, увитая плющом.
Выйдя из Нотр-Дам-дю-Саблон, я направилась к центру.
Целью моей была, конечно, непревзойдённая по красоте и многократно воспетая Гран-Плас, но по пути к ней меня ждали другие приятные и даже неожиданные открытия и встречи.
Рядом со стеклянным и простым как гранёный стакан зданием Еврокомиссии я неожиданно увидела долговязую фигуру на лошади, а рядом – приземистого толстяка на осле. Ба, да это же Дон Кихот и Санчо Панса!
Фигуры расположились на высоком постаменте и словно парят над площадью Испании и городом. Перед Рыцарем печального образа и его верным оруженосцем простираются бескрайние дали, и Дон Кихот словно протягивает руку навстречу белой башне Городской ратуши.
На площади Grasmarkt у фонтана привлекает внимание фигура мужчины с ластящейся к нему собакой. Эта скульптура – дань памяти брюссельцев своему бургомистру Шарлю Бюльсу – тому самому, при котором был разбит чудесный сквер Пти Саблон.
Продолжение:
Ещё по теме:
📌 "АМСТЕРДАМ: держите меня семеро, я девушка скромная!"
📌 "Величественные храмы Европы. Собор Парижской Богоматери"
Ранее:
📌 "Италия, mi amor. ПИЗА: "Alla giornata"–"Одним днём"
📌 "Италия, mi amor. ВЕРОНА: несовершенное совершенство"
Далее:
🏡 "Бавария. НЮРНБЕРГ: мирный город нежных красок"
✅©ГалопомПоЕвропам