Лента «Я служу на границе» (1974) — из череды образцово-показательных историй, в которых строптивый
поначалу солдат, не желающий признавать строгие порядки, всё-таки перевоспитывается и становится настоящим бойцом и надёжным товарищем.
Но у этой ленты есть несколько любопытных особенностей, и одна из них — редкая некомедийная роль Борислава Брондукова, которого зрители привыкли видеть в нелепых, комических, смешных образах. Здесь актёр предстал в роли серьёзной — начальника погранзаставы и бывшего фронтовика.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий для фильма о пограничниках написали Александр Розен и Владимир Меньшов. И это необычный тандем —
взрослый маститый писатель, прошедший через войну и неоднократно описывавший в своих произведениях фронтовые будни и сражения, и молодой кинематографист, начинающий карьеру.
Для Александра Розена этот сценарий останется единственным подобным опытом, а для Владимира Меньшова это всего лишь вторая работа в кино (дебютировал он как сценарист и актёр в симпатичной короткометражке «Счастливый Кукушкин» (1970)).
Поставил фильм Наум Бирман, трудолюбивый режиссёр-универсал, работавший в разных жанрах. Сюжет ленты «Я служу на границе» можно назвать банальным: на пограничной заставе идёт обычная жизнь.
Начальник Гребнев — человек требовательный, но всё же стремящийся к справедливости. А ещё ему хочется, чтобы на заставе все не то чтобы были единой семьёй, но, как минимум, не конфликтовали. У него замечательная красавица-жена, настоящая подруга военного, готовая идти за ним куда угодно, и маленький сынишка. Замначальника погранзаставы Бородин — военный молодой, уже нового типа, который стремится найти к каждому подчинённому индивидуальный подход. Но вот в личной жизни у Бородина не всё гладко — его любимая Инна рядом, но явно скучает. Инна, едва получив письмо из Ленинграда, в котором её просят вернуться в школу, где она преподавала, тут же уезжает, несмотря на большую любовь.
И Гребнев, и Бородин отлично управляются с подчинёнными. Исключение одно — Дмитрий Седых, своенравный молодой военнослужащий, когда-то учившийся на артиста.
Седых надменен, считает большинство сослуживцев ниже себя и вообще людей не любит, как замечает Бородин. Мнением и потребностями коллектива Дмитрий пренебрегает, подчиняться ему сложно. Но на границе такая позиция неприемлема. Впрочем, в один не самый приятный момент Седых и сам осознает, зачем и чему он учился под руководством старших, и поймёт, насколько важно воинское братство.
Одним из первых в фильм утвердили молодого актёра Бориса Щербакова, совсем недавно окончившего Школу-студию МХАТ, но уже имевшего в активе несколько киноролей. Это не слишком известный факт, но Борис Щербаков в кино появился впервые ещё подростком, хотя мечтал совсем о другой профессии: семья будущего артиста жила в Ленинграде неподалёку от порта, так что Борис, как и многие его ровесники, видел себя в будущем моряком. Но как-то в школу пришли ассистенты режиссёра Николая Лебедева, начавшего съёмки картины «Мандат» (1963). Им требовался подросток на роль сына главного героя. Выбор пал на старшеклассника Бориса Щербакова. И хотя до окончания школы Бориса больше не приглашали сниматься, он решил навсегда связать жизнь с кино. «Я служу на границе» — это уже пятая его работа. Журнал «Советский экран», представляя начинающего, но уже запомнившегося зрителям актёра писал:
«Борис Щербаков обладает завидной внешностью «типичного киногероя», да что там — просто красив: высокий рост, широкий разворот плеч, ясная и открытая улыбка. Понятно стремление режиссёров использовать такой актёрский типаж. Но не внешними типажными данными объясняется успех, которого достиг молодой исполнитель».
Уже тогда, в начале карьеры, Борису Щербакову пророчили огромную популярность, и с годами прогноз сбылся. К счастью, актёру удалось не застрять в положительно-героическом амплуа и сыграть разноплановые роли. В «Я служу на границе» Борис сыграл как раз неоднозначного героя — того самого норовистого Дмитрия Седых, которого служба на границе всё же перевоспитала.
Роль «оппонента» Седых, начальника погранзаставы майора Гребнева, сыграл Борислав Брондуков, актёр уже знаменитый. Выбор режиссёра не всем был понятен: нельзя не признать, что в отличие от Бориса Щербакова и Евгения Карельских, сыгравшего замначальника заставы Бородина, Борислав Брондуков героем не воспринимался, и брутальные, сильные, харизматичные мужчины — это не его амплуа. Тем не менее,
образ Гребнева ему удался — персонаж получился симпатичным, пусть иногда перегибающим палку в воспитательных методах, но не злобным, а скорее заботливым и ответственным.
В роля других пограничников — Михаил Кокшенов, Анатолий Рудаков, Александр Александров.
Женские роли достались Элеоноре Шашковой (жена Гребнева) и Антонине Аксёновой (Инна, любимая девушка Бородина). Антонина Аксёнова, к слову, — личность любопытная. Её мать — Евгения Гинзбург, автор пьесы «Крутой маршрут», ставшей знаковой для московского театра «Современник». Сын Евгении Гинзбурги и брат Антонины — писатель Василий Аксёнов.
В начале девяностых Антонина, как и её брат ранее, перебралась в США, завершив кинокарьеру.
В небольших ролях ищите Елену Драпеко, Юрия Шепелева, Олега Хроменкова. Одну из второстепенных ролей режиссёр доверил сыну Анатолию, которого уже сыграл небольшую роль в его предыдущем фильме «Учитель пения» (1972) и потом ещё пару раз появится в отцовских картинах.
Снимали фильм «Я служу на границе» под Выборгом, декорациями частично стала реальная пограничная застава. А ещё одной интересной деталью, появившейся в кадре, оказалась песня именитых соавторов Вениамина Баснера и Михаила Матусовского «Гроза от нас уходит вспять», которая вошла в репертуар Эдуарда Хиля. Он же поёт её и в кадре, дав голос герою герою Бориса Щербакова.
Лента «Я служу на границе» вышла в прокат в мае 1974 года. Не исключаю что премьеру постарались приурочить к Дню пограничника, который отмечается 28 мая. Зрители её приняли неплохо, но в список самых заметных фильмов года она всё же не попала. Интересно, что
фильм «Я служу на границе» снят на чёрно-белую плёнку, это последний чёрно-белый фильм Наума Бирмана, все последующие уже сделаны в цвете.
И у меня даже появился вопрос, почему цветную плёнку не выделили и для этой работы, ведь она, похоже, мыслилась как плакатно-агитационная (и здесь я не имею в виду, что фильм получился некачественным).
В заключение вопрос к служившим. В фильме есть эпизод, когда солдат-грузин угощает сослуживцев мандаринами, присланными с родины. Но Гребнев внезапно понимает, что с мандаринами что-то не так. Оказывается, они накачаны чачей — это сюрприз от родственников. Такие посылки действительно возможны?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
А