Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«Последняя встреча» с Владимиром Меньшовым

— У нас-то раньше было иначе, чем во всём мире! Это вот в пятидесятых годах всяки там веяния стали проникать!

— Да отгораживаться Китайской стеной ведь тоже нельзя. Закиснем же в собственном соку!

— Почему закиснем? Раньше же не закисали! Обходились как-то без этих друзей хамелеонских.

— А чего нам это стоило? Смешно же жить по принципу «плохое, но своё». Мы же не Робинзоны какие-нибудь на необитаемом острове.

Этот диалог, на удивление современный, звучит в фильме «Последняя встреча», снятом почти 50 лет назад, в 1974 году. Эта картина не слишком известна, но при её просмотре вы не раз поймаете себя на мысли, что

диалоги будто написаны сегодня, а проблемы, которые волнуют героев (европейское толерантное воспитание, ведущее к вседозволенности, отсутствие уважение к труду простого рабочего, стремление заниматься бумажками, а не делать непростую физическую работу), — поразительно современны.

Кстати, сыгравший в «Последней встрече» одну из главных ролей Владимир Меньшов называл фильм одним из любимых. И не зря.

Кадр из фильма «Последняя встреча»
Кадр из фильма «Последняя встреча»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Сценарист Одельша Агишев в семидесятые был уже известен, его сценарии экранизировались не раз, и тяготел он больше в сюжетам лирическим и мелодраматическим. Но как-то

Агишев наткнулся на заметку в газете о героической гибели двух водителях, которые погибли, спасая детей. Из этой истории и родился сценарий, получивший название «Ровесники».

Героями его стали два товарища, дети войны, выросшие в детдоме и спустя годы вновь встретившиеся. Разница характеров, темпераментов, жизненных философий, целей совхозного бригадира Клима и столичного писателя Павла и составили основную интригу.

Фото со съёмок. Подростки-детдомовцы готовятся обмануть пленного японца
Фото со съёмок. Подростки-детдомовцы готовятся обмануть пленного японца

Ставить фильм взялся Борис Бунеев, ученик самого Эйзенштейна, карьеру в кино начавший в послевоенные годы. По замыслу сценариста

картина начиналась трагедией (расстрел немецкими самолётами грузовиков с детьми) и завершалась автокатастрофой.

Между этими событиями проходят жизни сначала мальчишек, уцелевших в военной машине, потом подростков, а потом и взрослых людей. На главные роли режиссёр искал актёров, которым были бы близки судьбы персонажей, у которых были детские воспоминания, пусть и обрывочные, о войне. Так роли получили практически ровесники Клима и Павла Владимир Меньшов и Геннадий Сайфулин. Но если Геннадий уже завоевал популярность и был хорошо знаком зрителям, то

Владимир Меньшов лишь недавно начал сниматься, и «Последняя встреча» стала для него одной из первых встреч с аудиторией.

Начинающей была и 18-летняя Светлана Орлова, которой Борис Бунеев доверил роль Ани, возлюбленной Павла, которую он так трусливо бросил. Светлану режиссёр знал прекрасно: четырьмя годами ранее Светлана, тогда ещё подросток, ученица хореографического училища, снялась у него в главной роли в экранизации романа Валентина Катаева «Хуторок в степи». Дебют прошёл успешно, трогательная девушка с большими глазами запала в души зрителям, а Борис Бунеев оценил драматический дар балерины и пригласил её в новую работу.

Кадр из фильма. Светлана Орлова и Алексей Молостов, сыгравший Павла-подростка
Кадр из фильма. Светлана Орлова и Алексей Молостов, сыгравший Павла-подростка

Ещё одну заметную роль, молодого товарища Павла, сыграл Алексей Граббе, представитель актёрской династии, сын знаменитого советского актёра Николая Граббе. Алексей уже состоялся как театральный артист, в кино не стремился, но и не отказывался.

Его Тимофей в «Последней встрече» — немного циничный представитель послевоенного поколения, который уже не очень понимает, что пережили Клим и Павел, живущий уже сегодняшним днём, а не трагедией прошлого.

Кстати, даже наряд ему подобрали, подчёркивающий характер молодого дерзкого, где-то беззаботного учёного из столицы: это были джинсы, не самая распространённая в семидесятые одежда.

Фото со съёмок. Алексей Граббе, Владимир Меньшов, Генадий Сайфулин
Фото со съёмок. Алексей Граббе, Владимир Меньшов, Генадий Сайфулин

И, конечно, отдельно отмечу эпизодическую роль Георгия Юматова, заслуженно расхваленную и киноведами, и зрителями. Юматов появился в небольшом эпизоде в образе отца Павла Снегирёва, которые прошёл через фронт и концлагерь и лишился рассудка.

У актёра уже был огромный послужной список, включая десятки главных ролей, но сыграть помешанного солдата он не отказался.

И роль ему удалась потрясающе: достаточно лишь пару секунд посмотреть на персонажа, на его обезумевшие глаза, чтобы понять, в каком он состоянии.

Кадр из фильма. Георгий Юматов
Кадр из фильма. Георгий Юматов

Фильм «Последняя встреча» громко не прозвучал, и не очень понятно, по какой причине.

Драматичный сюжет, качественная постановка (включая трюковые эпизоды), прекрасная актёрская игра и поднятые темы, важные и ценные, увы, не сделали его социальным хитом.

И, как мне кажется, напрасно. Если вы не видели эту ленту, то рекомендую: она вас приятно удивит.

В финале напомню (или раскрою) один эпизод. Павел и Тимофей приезжают на место, где когда-то жили основатели совхоза, в том числе сам Павел и Клим.

Для Павла развалившиеся избы — это целая эпоха, а для Тимофея, родившегося уже после войны и не знавшего военного горя, — скукота, которую он и не пытается скрывать,

говоря, что на 99 процентов всё, что он тут видит, можно представить и в Москве, а для того, чтобы понять оставшийся один процент, не хватит и половины жизни. И резонен вопрос: действительно, зачем же сюда ехать и молчаливо вздыхать, как Павел?

А как считаете вы: нужны ли военные памятники и нужно ли их посещать нынешней молодёжи? Ведь всё можно представить и в Москве, а сейчас даже со всех сторон посмотреть онлайн. Зачем тогда ехать в Брест, Хатынь, на Мамаев Курган?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-6

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа об одноимённом фильме):

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир»):