Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«Мы вам поставили оружие на довольно кругленькую сумму, а вы до сих пор не можете справиться»

Такую отповедь получил диктатор одной страны от американского бизнесмена в ответ на просьбу поставить оружие и самолёты для борьбы с повстанцами. Поразительно, какие странные кульбиты выкидывает жизнь, ведь и сегодня подобные фразы на слуху. Меж тем, диктатор, о котором идёт речь, — герой социально-политической драмы «Падение Кондора» (1982) советского режиссёра чилийского происхождения Себастьяна Аларкона.

«Падение Кондора» — третья и завершающая лента его «чилийской серии», начатой дебютным фильмом «Ночь над Чили» (1977).
Кадр из фильма «Падение Кондора»
Кадр из фильма «Падение Кондора»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

О Себастьяне Аларконе я уже писала не раз. Чилийский студент приехал в Москву в начале семидесятых и поступил во ВГИК. В 1973 году в Чили произошёл переворот, к власти пришёл Аугусто Пиночет (этим событиям и посвящена довольно жёсткая и кровавая «Ночь над Чили»). Аларкон отложил возвращение на родину, решив остаться в СССР. Здесь он и начал карьеру кинорежиссёра, поначалу под руководством Романа Кармена, а затем и самостоятельно.

Всё, что происходило в Чили, болезненно отзывалось в душе молодого кинематографистам, и своей родной стране он посвящал фильмы один за другим, хоть напрямую место действия обычно на экране не называлось.

Сам Аларкон говорил, что ещё начиная работу над дебютной картиной, точно знал, что продолжит тему в других работах. В «Падении Кондора» речь также идёт о неназванной стране, но намёк на Чили совершенно прозрачен.

Кадр из фильма. Сергей Юрский в роли Диктатора
Кадр из фильма. Сергей Юрский в роли Диктатора

Главные герои ленты — Диктатор и его амбициозный молодой охранник Мануэль, восхищающийся шефом, его напористостью, прямотой, решительностью. Роднит мужчин и то, что оба вышли из низов: Диктатор, когда-то бывший мясником, и сегодня и не утратил знаний и навыков и точно разбирается и в свежем мясе, и его приготовлении. Мануэль же, когда приехавший в большой город из маленького посёлка, где у него осталась возлюбленная, мечтает возвыситься и всё делает для того, чтобы стать ближе к кумиру.

Ну а Диктатор и его войска борются с красными повстанцами, и помощь в этом ему оказывает американский бизнес. Правда, успехов в последнее время мало, Диктатора в народе ненавидят, его окружение ищет лишь собственную корысть, да и сам он сам уже устал и наедине с собой тоскует.

Но Мануэль до поры остаётся ему верен и ради уничтожения партизан из числа собственных же односельчан заливает родной посёлок напалмом и расстреливает тех, кто не выдаёт, где прячутся партизаны (среди них, к слову, и его невеста Мария). Но однажды Диктатор решает сбежать, предлагаю Мануэлю два пути: сбежать с ним или получить от него всю полноту власти в стране. Решение за Мануэлем.

Кадр из фильма. Евгений Леонов-Гладышев в роли Мануэля
Кадр из фильма. Евгений Леонов-Гладышев в роли Мануэля

Сценарий Себастьян Аларкон написал в тандеме с писателем Владимиром Амлинским, с которым вместе работал над предыдущим фильмом «Санта Эсперанса» (1980). Аларкон вообще любил работать со знакомыми и проверенными коллегами, поэтому в «Падении Кондора» появились актёры, которые у него уже снимались. Роль Мануэля получил молодой, но уже весьма опытный Евгений Леонов-Гладышев.

Но если в ленте «Санта Эсперанса» он предстал робким и застенчивым семинаристом, в итоге примыкающим к антифашистам, то в «Падении Кондора» его герой отчаян и деспотичен и готов на всё ради своих целей.
Кадр из фильма. Евгений Леонов-Гладышев
Кадр из фильма. Евгений Леонов-Гладышев

В роли Диктатора — Сергей Юрский. Позднее оператор Михаил Агранович рассказывал, что это именно он подсказал Себастьяну Аларкону идею пригласить Юрского на роль Диктатора. Правда, съёмки сопровождались некоторыми недопониманиями и местами конфликтами: режиссёр и актёр по-разному видели героя. Но интересно, что даже в такой обстановке Аларкон высоко оценил талант Юрского и пригласил его сниматься позднее.

Фото со съёмок. С камерой — оператор Михаил Агранович, крайней справа — режиссёр Себастьян Аларкон
Фото со съёмок. С камерой — оператор Михаил Агранович, крайней справа — режиссёр Себастьян Аларкон

Любопытный факт: в картине «История одной бильярдной комнаты» (1988) Сергей Юрский появляется в виде портрета диктатора, который время от времени меняется.

Кадр из фильма. Сергей Юрский
Кадр из фильма. Сергей Юрский

Ещё одним любимцем режиссёра был актёр Сергей Газаров. Ему не всегда доставались главные роли, но он снялся почти во всех фильма Себастьяна Аларкона. Здесь Сергей Газаров играет второстепенную роль шофера.

Кадр из фильма. Сергей Юрский и Григрий Лямпе
Кадр из фильма. Сергей Юрский и Григрий Лямпе

Получили приглашения и ещё два больших советских киномастера — Григорий Лямпе (американский бизнесмен) и Борислав Брондуков. Последнему опять, как и «Санта Эсперанса», досталась роль (совсем маленькая) человека, мягко говоря, со странностями. Про актёрский ансамбль режиссёр сказал так:

«Это прекрасно — работать с теми, кого любишь! А я сердцем привязался ко многим, с кем посчастливилось трудиться вместе. Вот и сейчас меня окружают старые друзья, их я хотел бы видеть и в следующем фильме».
Фото со съёмок. Себастьян Аларкон и Александр Пашутин
Фото со съёмок. Себастьян Аларкон и Александр Пашутин

В других ролях Александр Пашутин и Нина Тер-Осипян (тоже постоянные актёры Аларкона),

Фото со съёмок. Светлана Тома
Фото со съёмок. Светлана Тома

Светлана Тома в роли Марии, Эве Киви, Леван Пилпани.

Фото со съёмок. Сергей Юрский и Леван Пилпани в роли скульптора
Фото со съёмок. Сергей Юрский и Леван Пилпани в роли скульптора

Когда речь зашла о месте съёмок, Себастьян Аларкон снова отправился в Баку, где уже работал над предыдущими фильмами. Азербайджанской столице снова пришлось изображать неназванную южноамериканскую страну.

Себастьян Аларкон видел в бакинских улочках что-то похожее на родину и всегда охотно туда отправлялся. Часть сцен создали в Крыму, пейзажи которого напоминали режиссёру Никарагуа.

А музыку, тоже очень атмосферную, как и в других лентах Аларкона, написали студенты Московской консерватории колумбийцы Габриэль Кастро и Адриано Чаморро и боливиец Рамиро Сориано. Все трое были давними знакомыми режиссёра и уже сотрудничали с ним. Записали музыку они же, используя собственные национальные инструменты.

Заканчивая съёмки, Себастьян Аларкон уже задумывался об очередном фильме. И снова это должна была быть история о Чили:

«Уже сейчас я подумываю о новой постановке. Но по-прежнему главной в моём творчестве останется тема борьбы народов Латинской Америки с фашизмом, который сегодня в разных уголках земного шара пытается поднять голову».

«Падение Кондора» в прокате появилось весной 1982 года. До ухода Аугусто Пиночета было ещё восемь лет. В конце ХХ века Себастьян Аларкон вернулся в Чили, хотя и часто приезжал в Россию. Чилийская трилогия, наверное, так и осталась самым мощным его высказыванием, всё-таки более поздние работы оказались менее понятными, зрители их принимали хуже. Мой фаворит в этой трилогии — безусловно «Ночь над Чили», самая прямолинейная, снятая на грани документальности и оттого пугающая. А вы какому фильму Себастьяна Аларкона отдаёте предпочтение?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: