«В фильме «Одиннадцать надежд» попробовали соединить воедино два футбола: настоящий, снятый документально, и тот, что придуман нарочно, задан сценаристом. Трансплантации н еолучилось — живая и мёртвая ткани не срослись, не стали единым целым. На экране я увидел некий странный суррогат игры в мяч, который можно назвать разве что “футболом по-ленфильмовски”», —
так описал ленту футболист Борис Батанов. Его статья, появившаяся в «Советском экране», пусть и мягко и деликатно, но всё же критиковала картину режиссёра Виктора Садовского, и многие любители футбола с ней согласились. Но есть и те, кто и сейчас высказывается о ленте жёстко и говорит, что это был провал, наполненный массой ляпов. Забегая вперёд, могу сказать, что я не знаток футбола, и мне фильм в целом понравился.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Режиссёр Виктор Садовский выбрал для себя в кино жанр редкий — фильмы о спорте. Все его работы посвящены соревнованиям, тренировкам, выступлениям и рассказывают о жизнях спортсменов и тренеров. Три из них — о футболе (включаю сюда и последнюю ленту, снятую в 1991 году, весьма спорную и во многом сделанную на потребу времени — «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа»).
Дебютом Виктора Садовского в кинематографе стала комедийная картина, сегодня заслуженно называемая классикой советского кино, «Удар! Ещё удар!» (1968). И была она, конечно, о футболе, виде спорта, который обожали, а то и боготворили в СССР. Спустя пару лет возникла идея создать продолжение. Виктор Садовский всегда сам писал сценарии для своих фильмов, но если его соавтором в работе над «Удар! Ещё удар!» был знаменитый писатель Лев Кассиль, но на этот раз Садовский обратился к тоже уже довольно известному драматургу Валентину Ежову (который, кстати, станет соавтором всех его будущих лент). В первом варианте «Одиннадцать надежд» рассказывали об изменениях в жизни главного героя фильма «Удар! Ещё удар!», но потом по каким-то причинам от такого подхода отказались, сценарий переделали, и новый фильм стал самостоятельным произведением (хотя всё же в некоторых именах и ситуациях угадываются отсылки к «Удар! Ещё удар!»).
Первый эпизод показывает окончание матча между сборными СССР и ФРГ. Поскольку счёт равный, результат будет определён в ходе серии пенальти.
И западногерманские футболисты оказываются точнее, советские футболисты уходят с поля побеждёнными.
Федерация футбола решает, что необходим новый тренер, и выбор падает на Василия Воронцова, опытного, умного, но несколько своенравного специалиста.
Десять лет назад он уже разругался с Федерацией из-за собственных взглядов на футбол, поэтому сейчас не хочет становится тренером сборной. Но чиновники его уверяют, что теперь всё пойдёт как надо. Воронцов соглашается, но отвоёвывает себе право самостоятельно отбирать игроков. И почти сразу же назначает капитаном Бориса Лавренёва, против которого активно голосует Федерация: Лавренёву уже 34, его считают старым.
Однако Воронцов настаивает, и подобным же образом собирает команду, то уговаривая самих игроков, то общаясь с их родственниками, то споря с чиновниками и тренерами.
В результате появляется эдакая команда мечты, самый сильные одиннадцать игроков, одиннадцать надежд советских поклонников футбола, которым предстоит сразиться в Мадриде со сборной Испании.
Довольно быстро определили актёра на роль Воронцова — им стал Анатолий Папанов (кстати, эпизодическую роль его жены сыграла актриса Валерия Бескова, жена одного из самых уважаемых советских футбольных тренеров Константина Бескова).
А экранную футбольную команду собрали из очень ярких и любимых зрителями (особенно зрительницами) артистов. Здесь Юрий Демич, Евгений Леонов-Гладышев, Борис Щербаков, Александр Голобородько (в озвучке Александра Демьяненко, что считаю неудачей), Николай Сектименко, Игорь Добряков, Вано Янтбелидзе (очень колоритный грузинский футболист).
Председателя Федерации сыграл Игорь Горбачёв, второго тренера, помощника Воронцова, — Всеволод Сафонов, тренера испанцев — Армен Джигарханян.
Во второстепенных ролях — Михаил Водяной, Александр Демьяненко, Николай Крюков, Георгий Штиль, Александр Рудаков, Виктор Ильичёв.
В роли самого себя предстал спортивный комментатор Николай Озеров,
а единственная женская роль (Ирина Лозовская, сначала спортивный хирург, а потом врач команды Воронцова) досталась Любови Виролайнен.
Отдельного упоминания заслуживает эпизод с Риной Зелёной, пассажиркой самолёта, иностранной поклонницей советского футбола, которая попросила у футболиста Брегвадзе (героя Вано Янтбелидзе) автограф, сообщив, что у неё уже есть автографы Луи де Фюнеса, Ольги Корбут и Бондарчука (сам же Брегвадзе позже её шуточно представил как маму английской королевы).
Снимали «Одиннадцать надежд» на стадионах Москвы и Ленинграда, где для массовок на трибунах собирала обычных людей. Очень сложными оказались съёмки эпизода с игрой в Мадриде:
по сюжету в какой-то момент на поле оказывается агрессивная толпа испанских болельщиков, срывающих атаку советских футболистов. Как вспоминал потом Николай Ващилин, актёр и постановщик трюков, некоторые участники съёмок в свалке даже получили травмы, хотя сцена была хорошо подготовлена.
В прокат «Одиннадцать надежд» вышли в марте 1976 года, и зрители, безусловно, фильмом заинтересовались, всё же и сам футбол, и имена футболистов были на слуху. Посмотрели ленту почти 16 миллионов зрителей, и это неплохой результат, пусть и в полтора раза меньший, чем у комедии «Удар! Ещё удар!». У профессионалов «Одиннадцать надежд» сразу же вызвали некоторый скепсис, с известной долей критичности отнеслись к фильму и обычные любители футбола. Но назвать работу Виктора Садовского плохой язык не поворачивается. Да, главный тренер Воронцов получился не слишком выразительным, да, многим футболистам в исполнении именитых актёров досталось лишь по нескольку реплик, да, романтическая линия между хирургом Лозовской и футболистом Романцев слишком уж мутная, но сам фильм динамичен и внимание удерживает. Ну и актёрский состав — это тоже своего рода команда мечты.
В заключение ещё одна цитата из статьи Бориса Батанова:
«Заслуженный мастер спорта никогда не ударит по мячу так, как бьёт заслуженный или даже народный артист. Никогда не побежит так и никогда не будет так суетиться в элементарных ситуациях, придуманных для этой кинематографической и потому совсем не захватывающей зрителя игры».
Так что же не так с «Одиннадцатью надеждами»? Не хватило достоверности? Актёры недостаточно тренировались, чтобы хорошо сыграть в футбол? Авторы не учли важных деталей вроде особенностей формы? Или тема сама по себе сложна и может быть перенесена на экран правдиво и метко?
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: