Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Драма о футболе, которая до сих пор злит настоящих болельщиков

«В фильме «Одиннадцать надежд» попробовали соединить воедино два футбола: настоящий, снятый документально, и тот, что придуман нарочно, задан сценаристом. Трансплантации н еолучилось — живая и мёртвая ткани не срослись, не стали единым целым. На экране я увидел некий странный суррогат игры в мяч, который можно назвать разве что “футболом по-ленфильмовски”», —

так описал ленту футболист Борис Батанов. Его статья, появившаяся в «Советском экране», пусть и мягко и деликатно, но всё же критиковала картину режиссёра Виктора Садовского, и многие любители футбола с ней согласились. Но есть и те, кто и сейчас высказывается о ленте жёстко и говорит, что это был провал, наполненный массой ляпов. Забегая вперёд, могу сказать, что я не знаток футбола, и мне фильм в целом понравился.

Кадр из фильма «Одиннадцать надежд»
Кадр из фильма «Одиннадцать надежд»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Режиссёр Виктор Садовский выбрал для себя в кино жанр редкий — фильмы о спорте. Все его работы посвящены соревнованиям, тренировкам, выступлениям и рассказывают о жизнях спортсменов и тренеров. Три из них — о футболе (включаю сюда и последнюю ленту, снятую в 1991 году, весьма спорную и во многом сделанную на потребу времени — «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа»).

Дебютом Виктора Садовского в кинематографе стала комедийная картина, сегодня заслуженно называемая классикой советского кино, «Удар! Ещё удар!» (1968). И была она, конечно, о футболе, виде спорта, который обожали, а то и боготворили в СССР. Спустя пару лет возникла идея создать продолжение. Виктор Садовский всегда сам писал сценарии для своих фильмов, но если его соавтором в работе над «Удар! Ещё удар!» был знаменитый писатель Лев Кассиль, но на этот раз Садовский обратился к тоже уже довольно известному драматургу Валентину Ежову (который, кстати, станет соавтором всех его будущих лент). В первом варианте «Одиннадцать надежд» рассказывали об изменениях в жизни главного героя фильма «Удар! Ещё удар!», но потом по каким-то причинам от такого подхода отказались, сценарий переделали, и новый фильм стал самостоятельным произведением (хотя всё же в некоторых именах и ситуациях угадываются отсылки к «Удар! Ещё удар!»).

Первый эпизод показывает окончание матча между сборными СССР и ФРГ. Поскольку счёт равный, результат будет определён в ходе серии пенальти.

И западногерманские футболисты оказываются точнее, советские футболисты уходят с поля побеждёнными.

Федерация футбола решает, что необходим новый тренер, и выбор падает на Василия Воронцова, опытного, умного, но несколько своенравного специалиста.

Кадр из фильма. Анатолий Папанов в роли тренера Воронцова и Всеволод Сафонов в роли его помощника
Кадр из фильма. Анатолий Папанов в роли тренера Воронцова и Всеволод Сафонов в роли его помощника

Десять лет назад он уже разругался с Федерацией из-за собственных взглядов на футбол, поэтому сейчас не хочет становится тренером сборной. Но чиновники его уверяют, что теперь всё пойдёт как надо. Воронцов соглашается, но отвоёвывает себе право самостоятельно отбирать игроков. И почти сразу же назначает капитаном Бориса Лавренёва, против которого активно голосует Федерация: Лавренёву уже 34, его считают старым.

Кадр из фильма. Александр Голобородько в роли Бориса Лавренёва, капитана сбороной
Кадр из фильма. Александр Голобородько в роли Бориса Лавренёва, капитана сбороной

Однако Воронцов настаивает, и подобным же образом собирает команду, то уговаривая самих игроков, то общаясь с их родственниками, то споря с чиновниками и тренерами.

В результате появляется эдакая команда мечты, самый сильные одиннадцать игроков, одиннадцать надежд советских поклонников футбола, которым предстоит сразиться в Мадриде со сборной Испании.

Довольно быстро определили актёра на роль Воронцова — им стал Анатолий Папанов (кстати, эпизодическую роль его жены сыграла актриса Валерия Бескова, жена одного из самых уважаемых советских футбольных тренеров Константина Бескова).

Кадр из фильма. Юрий Демич
Кадр из фильма. Юрий Демич

А экранную футбольную команду собрали из очень ярких и любимых зрителями (особенно зрительницами) артистов. Здесь Юрий Демич, Евгений Леонов-Гладышев, Борис Щербаков, Александр Голобородько (в озвучке Александра Демьяненко, что считаю неудачей), Николай Сектименко, Игорь Добряков, Вано Янтбелидзе (очень колоритный грузинский футболист).

Кадр из фильма. Борис Щербаков
Кадр из фильма. Борис Щербаков

Председателя Федерации сыграл Игорь Горбачёв, второго тренера, помощника Воронцова, — Всеволод Сафонов, тренера испанцев — Армен Джигарханян.

Кадр из фильма. Армен Джигарханян
Кадр из фильма. Армен Джигарханян

Во второстепенных ролях — Михаил Водяной, Александр Демьяненко, Николай Крюков, Георгий Штиль, Александр Рудаков, Виктор Ильичёв.

Кадр из фильма. Михаил Водяной в роли таксиста-футбольного болельщика
Кадр из фильма. Михаил Водяной в роли таксиста-футбольного болельщика
В роли самого себя предстал спортивный комментатор Николай Озеров,

а единственная женская роль (Ирина Лозовская, сначала спортивный хирург, а потом врач команды Воронцова) досталась Любови Виролайнен.

Кадр из фильма. Любовь Виролайнен
Кадр из фильма. Любовь Виролайнен

Отдельного упоминания заслуживает эпизод с Риной Зелёной, пассажиркой самолёта, иностранной поклонницей советского футбола, которая попросила у футболиста Брегвадзе (героя Вано Янтбелидзе) автограф, сообщив, что у неё уже есть автографы Луи де Фюнеса, Ольги Корбут и Бондарчука (сам же Брегвадзе позже её шуточно представил как маму английской королевы).

Кадр из фильма.. Рина Зелёная и Вано Янтбелидзе
Кадр из фильма.. Рина Зелёная и Вано Янтбелидзе

Снимали «Одиннадцать надежд» на стадионах Москвы и Ленинграда, где для массовок на трибунах собирала обычных людей. Очень сложными оказались съёмки эпизода с игрой в Мадриде:

по сюжету в какой-то момент на поле оказывается агрессивная толпа испанских болельщиков, срывающих атаку советских футболистов. Как вспоминал потом Николай Ващилин, актёр и постановщик трюков, некоторые участники съёмок в свалке даже получили травмы, хотя сцена была хорошо подготовлена.

В прокат «Одиннадцать надежд» вышли в марте 1976 года, и зрители, безусловно, фильмом заинтересовались, всё же и сам футбол, и имена футболистов были на слуху. Посмотрели ленту почти 16 миллионов зрителей, и это неплохой результат, пусть и в полтора раза меньший, чем у комедии «Удар! Ещё удар!». У профессионалов «Одиннадцать надежд» сразу же вызвали некоторый скепсис, с известной долей критичности отнеслись к фильму и обычные любители футбола. Но назвать работу Виктора Садовского плохой язык не поворачивается. Да, главный тренер Воронцов получился не слишком выразительным, да, многим футболистам в исполнении именитых актёров досталось лишь по нескольку реплик, да, романтическая линия между хирургом Лозовской и футболистом Романцев слишком уж мутная, но сам фильм динамичен и внимание удерживает. Ну и актёрский состав — это тоже своего рода команда мечты.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В заключение ещё одна цитата из статьи Бориса Батанова:

«Заслуженный мастер спорта никогда не ударит по мячу так, как бьёт заслуженный или даже народный артист. Никогда не побежит так и никогда не будет так суетиться в элементарных ситуациях, придуманных для этой кинематографической и потому совсем не захватывающей зрителя игры».

Так что же не так с «Одиннадцатью надеждами»? Не хватило достоверности? Актёры недостаточно тренировались, чтобы хорошо сыграть в футбол? Авторы не учли важных деталей вроде особенностей формы? Или тема сама по себе сложна и может быть перенесена на экран правдиво и метко?

-11

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: