Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Армейский фильм, где показали, как одеться, пока горит спичка

Несмотря на то, что лента «Весенний призыв» (1977) снималась под руководством военных чинов, как, впрочем, и другие военно-патриотические фильмы, сами военные приняли его средне. Да и зрители во многом сочли отчасти надуманным и малореалистичным (и сейчас многие его видят именно таким). Однако

кому-то он пришёлся по душе жизнерадостностью и оптимистичностью, а кому-то, возможно, повезло столкнуться во время службы в армии как раз с таким замечательным командиром, как сержант Карпенко, главным героем картины.
Кадр из фильма «Весенний призыв»
Кадр из фильма «Весенний призыв»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Довольно любопытно для меня было узнать, что сценарий для «Весеннего призыва» написал Александр Миндадзе. Это был его дебютный сценарий и в нём ещё нет той остроты, той социальной проблематики, которая потом будет постоянно появляться в его сюжетах. Но уже буквально через год Миндадзе начнёт сотрудничать с режиссёром Вадимом Абдрашитовым, и этот дуэт создаст немало фильмов сложных, отчасти провокационных, неизменно задевавших зрителей. А вот поставил «Весенний призыв» Павел Любимов. И это тоже небезынтересный факт:

Любимова называли режиссёром «женским». Ему безупречно удавались сюжеты, в центре которых были именно женщины,

да и сам Павел Любимов обожал такие сценарии. Даже известность и имя в кино ему принёс фильм с названием «Женщины», которому без малого 60 лет, но его до сих пор помнят и любят. В некотором смысле «Весенний призыв» стал для Павла Любимова новым опытом — впервые он снимал фильм о мужчинах, хотя девушка там всё же появилась, но во второстепенной роли.

Сюжет ленты незамысловат. Сержант Карпенко собирается в отпуск, но тут приходит пополнение из числа новобранцев. Все парни разные, со своими характерами и привычками, но Карпенко нужно поладить с каждым: и с совсем юным Волынцом, любителем игры на гитаре, до армии не раз попадавшим в переделки, и с 27-летнием Сергеем Коновым, мужчиной себе на уме, который пытается подчинить себе Волынца, и с самоуверенным Аликом Проскуриным, бывшим студентом, к которому постоянно приходит девушка (как потом выяснится, это его бывшая жена, в браке с которой он пробыл всего пару месяцев). Найти общий язык с парнями не так просто, но Карпенко справится, хотя без проблем, конечно, не обойдётся.

Кадр из фильма. Александр Фатюшин
Кадр из фильма. Александр Фатюшин

Роль Карпенко получил молодой актёр Александр Фатюшин. Он уже дважды появился на экране, но в ролях проходных, а в «Весеннем призыве» ему наконец-то досталась главная роль, большая и объёмная. Зато на театральной сцене Фатюшин уже блистал: всего за три года службы в Театре им. Маяковского он получил уже несколько серьёзных ролей, а одной из лучших на тот момент была его роль приказчика-мошенника Подхалюзина в постановке «Банкрот» по пьесе Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». Позже Павел Любимов вспоминал, как Александр Фатюшин пришел на пробы:

«Стоял передо мной этакий модный мальчик, длинноволосый, несколько развинченный, мешковатый. Теперь горжусь, что сумел разглядеть в нём подтянутого, с вошедшей в кровь и плоть военной выправкой сержанта. Но что с разу в Фатюшине чувствовалось, так это то, что он актёр! И характер его в нём проглядывал сразу».
Кадр из фильма. Игорь Костолевский
Кадр из фильма. Игорь Костолевский

Роль немного дерзкого и бесцеремонного Алика Полухина получил Игорь Костолевский, коллега Александра Фатюшина по театру. Игорь Костолевский, игравший вчерашнего студента-новобранца, на самом деле был чуть старше Александра Фатюшина, а уж популярность его зашкаливала: недавно вышла драма «Звезда пленительного счастья» о декабристах, и бесстрашный красавец кавалергард Анненков в исполнении Игоря Костолевского моментально влюбил в себя женское население страны.

Кадр из фильма. Виктор Проскурин 24 года?
Кадр из фильма. Виктор Проскурин 24 года?

В роли пройдохи Конова снялся Виктор Проскурин. Его персонаж был самым старшим в фильме, но сам актер казался ещё более взрослым, что удивительно, поскольку Виктор Проскурин в реальности был ровесником Александра Фатюшина: на момент съёмок ему всего 24.

Кадр из фильма. Александр Постников, будущий рядовой Волынец
Кадр из фильма. Александр Постников, будущий рядовой Волынец

Роль слабовольного Волынца отдали Александру Постникову, в кино снимавшаяся мало. «Весенний призыв» — это фактически единственная лента, где актёр сыграл заметную роль, большую часть жизни он посвятил театру.

Кадр из фильма. Александр Постников, рядовой Волынец. И, кажется, он единственный новобранец, лишившийся волос. Остальные шевелюру сохранили
Кадр из фильма. Александр Постников, рядовой Волынец. И, кажется, он единственный новобранец, лишившийся волос. Остальные шевелюру сохранили

В других ролях Борис Морозов (и это дебют театрального режиссёра в качестве киноактёра), Михаил Бычков, Николай Алексеев, Виктор Мамаев. В эпизоде мелькнул Леонид Ярмольник, но озвучил его кто-то другой (не узнала, хотя голос вроде знакомый).

Ну а единственную женскую роль, ту самую экс-жену Алика, сыграла Анна Каменкова, и это одна из первых её взрослых ролей. Анна впервые появилась на экране ещё в детстве, но потом надолго пропала из поля зрения зрителей, чтобы получить образование и стать профессиональной актрисой. Лишь в середине семидесятых Анна Каменкова вернулась в кино уже взрослой и быстро стала одной из популярнейших актрис, которая не только снималась сама, но и подарила голос десяткам коллег-актрис, в том числе зарубежных.

Кадр из фильма. Анна Каменкова
Кадр из фильма. Анна Каменкова

На экраны «Весенний призыв» вышел в начале 1977 года. Аудиторию он собрал неплохую — почти 20 миллионов зрителей, но мнения о фильме всё же разделились. Кто-то отзывался о героях и ситуациях как о чуть ли не фантастических, кто-то говорил, что армию показали такой, какой её хотелось бы видеть в идеале, кому-то лента показалась плоской агиткой. Тем не менее «Весенний призыв» приятен как добрая история с хорошим финалом, где персонажи проходят через испытания, переосмысливая кое-какие принципы и превращаясь в итоге в положительных героев. Да, немного сказочно, но снято тепло и живо. Но, возможно, те, кто служил в армии, не согласятся.

Кадр из фильма. Виктор Проскурин и Александр Фатюшин
Кадр из фильма. Виктор Проскурин и Александр Фатюшин

Самой большой удачей лента стала для исполнителя главной роли Александра Фатюшина. Его заметили и зрители, и другие режиссёры, роль в «Весеннем призыве» назвали одним из самых ярких дебютов года сценарист Александр Миндадзе дал актёру заслуженно лестный отзыв:

«Сержант Карпенко получился у Фатюшина, мне кажется, в чём-то более жизненным, конкретным, чем удалось сделать в литературном сценарии. Он был интеллигентен не по «корочкам» в кармане, но по самой своей духовной организации. Ведь как он стремится понять человека иного склада, иных представлений о жизни. Но при этом не отступает от собственных убеждений и принципов».

Вторил ему и режиссёр Павел Любимов:

«Саша принёс на экран свою личность, в его сержанте постоянно просматривается исконно русский характер — рязанский, что ли… Карпенко получился человечески талантливым».

Хотелось бы, конечно, узнать мнение тех, кто прошёл армию. «Весенний призыв» — это агитка, фантастика, идеал или реальность?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: