В 1973 году в Чили произошёл государственный переворот. Молодой чилиец Себастьян Аларкон в этой время учился в московском ВГИКе и из-за переворота решил домой не возвращаться. Получив диплом режиссёра, Аларкон начал работу в советском кино, рассказывая с экрана о родине и политических перипетиях в странах Латинской Америки. Первый фильма Себастьян Аларкон поставил в тандеме с коллегой Александром Косаревым, это была драма политическая драма «Ночь над Чили» (1977). Завершив съёмки, молодой режиссёр принялся за новую работу, теперь уже самостоятельную. Вдохновлялся Аларкон реальными событиям, а лента получила название «Санта Эсперанса» (1980) — так называется тюрьма, узники которой стали героями картины.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий Себастьян Аларкон решил написать сам, призвав в помощники писателя Владимира Амлинского. В процессе написания сценария Аларкон много общался с земляками, которые побывали в заключении, изучал документы. В итоге родилась
история о тюрьме «Санта Эсперанса» («Святая надежда» в переводе с испанского), где собраны заключённые, в основном, политические, хоть и разного происхождения.
Когда-то на месте тюрьмы был посёлок, где жили горняки, добывающие селитру. Позже рудник закрыли, люди посёлок оставили, и теперь, в этом уголке, от которого до ближайшего города 500 км, организовали тюрьму. Начальник пафосно уверяет, что в тюрьме никого не пытают, но реальность далека от этих громких заявлений.
На главные роли в дебютной ленте Себастьян Аларкон сумел заполучить настоящих знаменитостей. Постаревшего горняка, кажется, уже утерявшего надежду, дона Лоренсо, сыграл Павел Кадочников, харизматичного, вдумчивого, ответственного лидера узников — Лаймонас Норейка, а прикидывающегося шутом ради того, чтобы втереться в доверие к начальству тюрьмы Непомусено — Борислав Брондуков.
Рядом были более молодые, но уже известные исполнители: роль задумчивого и неуверенного в себе семинариста Мигеля Анхеля получил неузнаваемый с пышной шевелюрой Евгений Леонов-Гладышев,
в образе молчаливого сына крупного промышленника появился Владимир Тихонов.
Отчаянного Карлоса, в одиночку попытавшегося совершить переворот в тюрьме, который не поддержали другие заключённые, сыграл Владимир Ломизов, а капитана, которого он взял в заложники, — Александр Пашутин.
Таже в фильме снялись Григорий Лямпе в роли коменданта и Роман Чхиквадзе в роли католического священника, увещевателя заключённых.
Женская роль в картине была одна, и её получила Маргарита Терехова. Актриса сыграла медсестру, которую по настоянию узников вызывают в тюрьму. Конечно же,
прекрасная Исабель тут же вызвала интерес горячих латиноамериканцев, причём как тюремщиков, так и их подопечных.
Себастьян Аларкон даже решился разбавить тюремные будни нескромной сценой, показав, как полностью обнажённая Исабель принимает солнечные ванны.
Снимали «Санта Эсперанса» совсем не в Чили, а на советском юге, недалеко от Коктебеля, хотя пейзажи, играющие не последнюю роль в картине, выглядят весьма убедительно.
А ещё обратите внимание на любопытный факт:
заключённые поголовно носят джинсы, которые вообще изначально и создавались как практичная рабочая одежда.
А ещё считается, что с «Санта Эсперанса» началась кинокарьера каскадёра и постановщика трюков Александра Иншакова. Я его в кадре не заметила, возможно, он затерялся в массовке.
Себастьян Аларкон, по его словам, снимал фильм не о частной истории с реальными прототипами, он хотел показать, что сплочённость и единство людей разного происхождения, разных возрастов, разного социального положения играет важнейшую роль в антифашистской борьбе:
«”Санта Эсперанса” — это некая метафора, условность. Мы стремились выйти за рамки конкретных политических фактов к художественным философским обобщениям. Нашему посёлку умышленно не дан определённый географический адрес — события фильма отражают процессы, характерные для многих стран Латинской Америки».
Ну а завершило ленту посвящение:
Вы видели когда-нибудь этот фильм?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: