Найти в Дзене

Как помочь клиенту с выгоранием: советы начинающим психологам

Оглавление

Почти 50% работающих россиян сталкивались с профессиональным выгоранием. Такие результаты показал опрос аналитического центра НАФИ в июне 2023 года. Откуда берётся эта болезнь XXI века и как определить её у клиента — рассказала психолог, преподаватель Международной школы профессий Надежда Дмитриева.

-2

Что такое профессиональное выгорание

Это общее негативное состояние человека, которое развивается на фоне хронического стресса на работе и ведёт к психическому и эмоциональному истощению. Понятие эмоционального выгорания ввёл в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Он заметил, что у специалистов помогающих профессий — врачей, психологов, учителей — со временем появляется и нарастает эмоциональное истощение.

Кто чаще страдает синдромом выгорания

Синдром выгорания развивается у всех по-разному, у многих его и вовсе нет. Это зависит от характера человека, здоровья, сферы деятельности, атмосферы на работе, приоритетов в жизни и других факторов.

Наибольшему риску выгорания подвержены люди, которые не могут поддерживать баланс между профессиональной и личной жизнью, которые постоянно испытывают перегрузки на работе, а также те, чья работа связана с оказанием помощи другим людям.

Как проявляется выгорание

Симптомы выгорания могут быть как физиологическими, так и психологическими. Сюда относятся проблемы со сном, частые заболевания, постоянная усталость, отсутствие мотивации к выполнению рабочих задач, появление большого количества ошибок, раздражительность, аддиктивное поведение.

Какие есть причины

Из внешних причин: большой объём работы, отсутствие результата, нарушенный баланс рабочей нагрузки и отдыха, стресс на рабочем месте. Но психологические причины важнее:

  • Несоответствие между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью;
  • Особенности установок человека, сверхценность работы или признания;
  • Высокая чувствительность и эмоциональность;
  • Трудности с выражением эмоций;
  • Игнорирование собственных потребностей, стремление вместо этого удовлетворить потребности других;
  • Нереалистичное представление о себе, об уровне своего профессионализма;
  • Повышенная ответственность — перфекционизм;
  • Высокая эмпатичность, склонность к сочувствию и сопереживанию;
  • Чрезмерная идентификация с организацией;
  • Повышенная тревожность и другие.
-3

Как понять, что у клиента выгорание

Можно использовать опросники: опросник выгорания Маслач (MBI), опросник Бойко, Ольденбургский опросник профессионального выгорания, Копенгагенский список и другие.

Важно знать, что результаты одного опросника — не показатель состояния клиента. Для верного выставления диагноза нужно учитывать результаты нескольких опросников, а также тщательный сбор анамнеза в личной беседе на психологической сессии.

По каким критериям нужно оценивать выгорание

Синдром выгорания в исследованиях оценивают по двум основным группам критериев. Исходя из модели синдрома — по степени развития эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. Исходя из объективно регистрируемых критериев выгорания — по степени развития его фаз: напряжения, сопротивления (резистенции) и истощения.

Как работать с клиентом с выгоранием

-4

На первой встрече с клиентом важно понять, первый ли раз у него развивается выгорание.

Дальше, в процессе терапии, узнайте внутренние причины, которые способствовали развитию выгорания. Сразу работайте и над улучшением состояния здесь и сейчас — нужно понять причины и найти решение. Например, есть убеждение о собственной несостоятельности, значит, работайте над реструктуризацией этого убеждения.

Узнайте, нарушен ли режим сна и отдыха. Это нужно решить в первую очередь, чтобы состояние клиента улучшилось.

💛

Больше про психологию и старт в профессии читайте в нашем телеграм-канале.