Найти тему

Как выбрать подшипник для насоса или компрессора

Оглавление

Чтобы правильно выбрать подшипник для насоса или компрессора, следует оценить эксплуатационные нагрузки, предельные скорости вращения, определить технические характеристики, в том числе — посадочные места на валу и в корпусе, тип подшипника, материал сепаратора и вид смазывания.

Номинальные нагрузки на подшипники

В насосах и компрессорах применяются шариковые, роликовые, игольчатые подшипники. В этой статье остановимся на самом распространенном типе — шарикоподшипниках.

Шариковые подшипники рассчитаны, прежде всего, на радиальные нагрузки и могут выдерживать умеренные осевые. Способны работать на высоких скоростях. Для каждого подшипника производители обычно указывают номинальные статические и динамические нагрузки.

  • Номинальная статическая нагрузка, или статическая грузоподъемность, — величина нагрузки, которую способен выдержать невращающийся подшипник без необратимой деформации колец или шариков.
  • Номинальная динамическая нагрузка, или динамическая пропускная способность, — величина постоянной радиальной нагрузки, которую вращающийся подшипник способен выдержать в течение миллиона оборотов.

Общие стандарты по номинальным нагрузкам и сроку службы подшипников закреплены Международной организацией по стандартизации ISO.

  • ISO-76 — Подшипники качения, номинальные статические нагрузки.
  • ISO-281 — Подшипники качения, номинальные динамические нагрузки и номинальный срок службы.

Скорости вращения подшипников

Номинальная скорость вращения — скорость вращения, при которой подшипник может работать без износа и повреждений в течение долгого времени. Обычно она является рекомендуемой рабочей скоростью для подшипника.

Предельная скорость вращения — максимальная скорость вращения, превышение которой может привести к выходу подшипника из строя и его разрушению. Предельную скорость рассчитывают с учетом типа сепаратора, материалов уплотнений (при их наличии) и смазочного материала.

Срок службы подшипников

При вращении внутреннее и наружное кольца радиального шарикоподшипника постоянно нагружаются. Это ведет к усталости материала и выходу подшипника из строя.

Для статистически большой группы одинаковых подшипников, работающих в идентичных условиях, базовый номинальный ресурс равен числу оборотов, достигнутому 90% подшипников группы до появления первых признаков усталости материала.

Насосы и компрессоры часто испытывают нестандартные нагрузки, которые могут потребовать дополнительного рассмотрения коэффициентов регулирования срока службы. Для корректировки учитывают:

  • Синусоидальную нагрузку
  • Ступенчатую нагрузку
  • Реверсивные нагрузки
  • Вибрацию
  • Колебания
  • Высокие скорости
  • Вращение внутреннего кольца по сравнению с вращением наружного кольца
  • Воздействие температуры и окружающей среды

Коэффициенты корректировки ресурса позволяют инженерам получать более точное приблизительное значение срока службы подшипников с учетом области применения и условий эксплуатации. Производители подшипников нередко применяют свои дополнительные коэффициенты при определении номинальных нагрузок и расчетах срока службы.

Посадка подшипников

Неправильная посадка радиального шарикоподшипника на валу и в корпусе может привести к его преждевременному выходу из строя.

Очень свободная посадка ведет к повреждению посадочного места и колец подшипника, проворотам, фреттинг-коррозии, снижению точности вращения и чрезмерному износу, шуму и вибрации.

Слишком плотная посадка ведет к уменьшению радиального зазора, перегреву или повышенной нагрузке. Также очень плотная посадка требует больших усилий для установки подшипника на вал и его снятия.

Внутренняя конструкция насоса или компрессора должна обеспечивать опору колец подшипников по всей их ширине и окружности. При этом будет использоваться вся несущая способность подшипника. Посадку корпуса и вала важно подобрать так, чтобы между компонентами не было проскальзывания. Правильная посадка определяется допусками, указанными в стандарте ISO-286, и указанными допусками на наружный и внутренний диаметр подшипника.

Материал подшипников

Самый распространенный материал для несущих компонентов подшипников — хромированная сталь 52100. Ее химический состав отличается высоким содержанием углерода и включением хрома.

Компоненты из хромированной стали 52100 отличаются высокой прочностью, но низкой коррозийной стойкостью. Поверхности подшипников из стали 52100 должны быть всегда защищены покрытием из масла-ингибитора коррозии, чтобы предотвратить окисление. Максимальная рабочая температура хромированной стали — 120 °C.

Нержавеющая сталь 440C — распространенная альтернатива для изготовления компонентов подшипников. Она более устойчива к поверхностной коррозии, но несущая способность подшипника из нержавеющей стали на 20% ниже, чем у подшипника из хромированной стали аналогичных размеров.

Смазывание

Основными факторами при выборе смазки являются диапазон температур, нагрузка и частота вращения. Коэффициент регулирования срока службы предполагает: нагрузки, частота вращения и характеристики смазочного материала способствуют поддержанию постоянной тонкой пленки жидкости между шариками и дорожками качения.

Для шарикоподшипников обычно применяется пластичная смазка. На заводе часто закладывают в подшипники «на весь срок службы» универсальную смазку, подходящую для большинства применений. В отдельных конструкциях могут предусматриваться отверстия для смазывания подшипников с регулярными интервалами технического обслуживания.

Пластичные смазки состоят из базового масла, загустителя и присадки. В продаже есть много типов базовых масел, загустителей и присадок для разных условий эксплуатации:

  • Высокие и низкие температуры
  • Высокие скорости
  • Высокие нагрузки
  • Влажность
  • Вакуум

По возможности следует выбирать подшипники с уплотнениями, которые предотвращают попадание грязи внутрь подшипника и способствуют удержанию смазки. Минус в том, что они приводят к увеличению крутящего момента, трения и тепловыделения при вращении подшипника.

Масляная смазка эффективна при высоких скоростях вращения и высоких температурах. Важно: масло не следует рассматривать как смазку «на весь срок службы» для подшипников. Для масляной смазки необходим постоянный поток масла, подаваемого к подшипнику. Системы масляной смазки должны включать фильтрацию и непрерывный контроль качества и количества масла.

Большой выбор подшипников всех типов от ведущих российских и зарубежных производителей представлен в нашем интернет-магазине: bearingstore.ru

Подпишитесь на наш Telegram-канал, если хотите первыми узнавать про наши акции и новинки, быть в курсе новостей отрасли и полезных лайфхаков!