4,7K подписчиков

Особенности помпы системы охлаждения двигателя 2111 автомобилей ВАЗ

101 прочитал
Насос системы охлаждения (помпа) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
Насос системы охлаждения (помпа) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ

Рассмотрим что представляет собой насос системы охлаждения (помпа) инжекторного двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов), что ставился на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111.

Нас так же будет интересовать как и где он устанавливается, как работает, какие бывают признаки его неисправности. Можно ли его заменить своими силами и какой его номер в каталоге для замены.

1. Для чего необходима помпа в системе охлаждения двигателя 2111?

Насос (помпа) системы охлаждения двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111 предназначен для обеспечения принудительной циркуляции в ней охлаждающей жидкости (ОЖ). Тосола или антифриза.

2. Что представляет собой насос системы охлаждения (помпа)?

Насос системы охлаждения (помпа) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ имеет корпус из алюминиевого сплава.

Внутри корпуса установлен стальной вал, который вращается в двухрядном шариковом подшипнике. На переднюю часть вала напрессован металлокерамический зубчатый шкив привода, а на заднюю крыльчатка.

Подшипник вала не имеет внутренней обоймы (ее роль выполняет сам вал) и стопорится в корпусе при помощи винта. Гнездо винта, для предотвращения отворачивания, расчеканено. Подшипник заполнен смазкой Литол-24, которая заложена на весь расчетный срок службы помпы (около 100.000 км пробега автомобиля).

Устройство помпы. Схема.
Устройство помпы. Схема.

Для обеспечения герметичности насоса со стороны крыльчатки (которая закалена на торце токами высокой частоты на глубину 2-3 мм) в корпус запрессован сальник. Который предотвращает утечку охлаждающей жидкости (тосола, антифриза). Уплотнительное кольцо сальника изготовлено из графитовой композиции.

3. Где установлен насос системы охлаждения на двигателе 2111?

Насос системы охлаждения установлен на передней части блока цилиндров двигателя 2111. Между насосом и блоком имеется прокладка и резиновое уплотнительное кольцо. К блоку цилиндров помпа крепится тремя болтами под ключ на "10".

Место установки помпы в системе охлаждения двигателя 2111
Место установки помпы в системе охлаждения двигателя 2111

4. Как работает помпа?

Привод насоса осуществляется ремнем ГРМ через зубчатый шкив. Из-за этого лопасти крыльчатки насоса вращаются постоянно. И перегоняют охлаждающую жидкость (тосол, антифриз) из подводящей трубы в «рубашку» охлаждения двигателя. И далее по всей системе охлаждения двигателя.

Привод насоса системы охлаждения осуществляется ремнем ГРМ
Привод насоса системы охлаждения осуществляется ремнем ГРМ

5. Основные неисправности помпы двигателя 2111.

- Течь охлаждающей жидкости

При износе сальника или подшипника (вал помпы начинает «бить») происходит разгерметизация уплотнения вал-сальник и как следствие утечка ОЖ из системы охлаждения двигателя по валу помпы. Подтекающая жидкость заметна визуально.

В нижней части помпы имеется отверстие, через которое начинает подтекать ОЖ в случае выхода насоса из строя. Это своего рода сигнализатор для водителя, что вот и пришла пора замены. Иначе можно угробить двигатель.

- Заклинивание помпы

При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, вполне вероятно его заклинивание. Что наверняка приведет к обрыву ремня привода ГРМ. Необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачиваем вал помпы за зубчатый шкив. Если помпа исправна, то люфта быть не должно.

Помимо этого вышедший из строя подшипник вала помпы выдает себя повышенным шумом. Который хорошо различается при работе двигателя на холостых.

Оригинал (полную версию с картинками и схемами) статьи смотри на нашем сайте twokarburators.ru - "Насос системы охлаждения (помпа) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ".

Примечания и дополнения

- Срок службы насоса системы охлаждающей жидкости (помпы) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111 довольно большой. Если установлена качественная деталь, то и 100.000 км пробега не предел. На срок ее эксплуатации напрямую влияет качество изготовления. А так же сила натяжения ремня, качество залитой в систему охлаждающей жидкости и степень ее загрязнения. Но, даже с учетом этих негативных факторов на ее ресурс, то в большинстве случае 30-40 тыс. км она выхаживает.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Воздушные пробки в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115

- Двигатель работает только на трех цилиндрах, причины

- Потекла помпа системы охлаждения двигателя, причины

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!