Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона. Часть 8

И вновь здравствуйте, уважаемые читатели, друзья, коллеги, клиенты и все погружающиеся в хороший, естественный, полезный и крайне ресурсный транс. Мы продолжаем наш разговор о личности Милтона Эриксона, рассматривая его через призму его вклада в развитие мировой психотерапии. Как и наоборот, мы говорим с вами об Эриксоновском гипнозе, через призму личности самого Милтона Эриксона. Или как-то еще. Не важно.

И в прошлый раз я обещал вам коснуться роли личности терапевта на процесс терапии. И отчасти я этого вопроса уже касался в части 6 данного цикла (ссылки на все части данного цикла можно найти в конце этой статьи). Но и в данной статье я вам тоже обещал коснуться еще раз этого вопроса, когда заканчивал часть 7 данного цикла. Почему два раза? Оно и неудивительно. Потому, что роль влияния личности на процесс, на ход, и на итоги терапии — в Эриксоновском гипнозе и терапии трудно переоценить.

Эта роль проявляется буквально в каждом аспекте Эриксоновской терапии. Как впрочем и любой другой психотерапии тоже. И тут нужно также отметить, что безусловно, на терапию, оказывает прямое влияние не только личность самого терапевта. Но и конечно же и личность клиента тоже. И пожалуй, каждый читатель, глаза которого сейчас бегают по этим строчкам, и который хоть раз лично сам был непосредственным участником психотерапии, в роли клиента, или в роли терапевта, не важно. Но он мог сразу, на самом себе убедиться, в том, что настоящую, реальную, практическую терапию проводит всегда не сама по себе теория, или психотерапия, или метод. Терапию всегда проводит конкретная и неповторимая личность.

Причем личность как терапевта, так и личность клиента — обе играют очень важную роль. Поэтому, собственно, столь разительной может быть разница в практических результатах, у какого-то из клиентов. Когда слышишь, например, от какого-либо клиента, что он уже ранее пробовал гипнотерапию и тогда результаты были совсем не такие, что он смог получить от нашей совместной работы, в том же самом методе.

© фото: ИИ

И на этом контрасте очень разительно отличается ортодоксальный психотерапевтический подход, в котором терапевт не только максимально стремился минимизировать свое влияние на клиента. Но и более того, клиент сознательно в кабинете психоаналитика укладывался на кушетку. Так, чтобы аналитик находился вне поля зрения клиента. И чтобы последний никак не мог влиять на клиента. Даже речь аналитика была предельно монотонной, безэмоциональной. Аналитик таким образом всячески стремился лишь качественно изображать роль "экрана", для всего, что говорит в анализе клиент.

Не случайно, когда Гарри Стек Салливан, основатель неофрейдизма, пришел к заключению о неизбежном влиянии личности и на ход самой терапии. И он говорил о том, что оказывается, в терапии участвуют всегда минимум два Человека. И что неизбежно отражается на всех качествах терапии — он тут же был выставлен коллегами-"ортодоксами" на посмешище и изгнан. Но, как известно, сначала тоже декабристы разбудили Герцена. А далее процесс не только не остановился, а он, как оказалось, только начал развиваться.

Поэтому и Милтон Эриксон не толко полностью принял на вооружение эту революционную, особенно тогда позицию. Но он еще и всячески ее внедрил во все этапы своей психотерапии. Он прекрасно понимал, что его собственное, личное участие и заинтересованность в достижении желаемых результатов его клиентами — есть одна из важнейших составляющих успеха и терапии, и результатов его клиентов.

Поэтому в терапии он мог свободно, спонтанно прибегать к любым инструментам своего личного влияния и стимулирования изменений у клиентов. Он убеждал и шутил, требовал и упрашивал, угрожал и звонил по телефону. Делал все,,что угодно (в рамках закона естественно), если это, по его мнению, могло способствовать достижению терапевтической цели клиента.

Не случайно, считается и до сих пор, что в карьере у Милтона Эриксона, если он и брался за работу с кем-то — не было ни единого случая неудачи в его с клиентом психотерапии. По крайней мере он с каждым клиентом добивался максимально возможного терапевтического результата. И они действительно даже сейчас кажутся порой фантастическими.

В следующей, друзья, части мы коснемся взгляда Эриксона на работу с "прошлым", с "предполагаемыми причинами" проблем клиентов и с их "настоящим моментом" в их жизни.

Продолжение следует.

— Первая часть: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона

— Часть 2: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона

Часть 3: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона

— Часть 4: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона

— Часть 5: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона

— Часть 6: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона

— Часть 7: Эриксоновский Гипноз: Личность Милтона Эриксона

Всем гармонии со своим мудрым и крайне ресурсным бессознательным!

Автор: Евдокимов Дмитрий Рудольфович
Психолог, Гипнотерапевт Отношения

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

Гипноз
3133 интересуются