Найти тему
Учитель сегодня

Эмоциональное развитие детей: в каком возрасте ребенок учится понимать эмоции других?

Ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) выявили, что ребенок начинает ориентироваться на эмоции другого человека в возрасте пяти лет. И только к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают определять смысл происходящего на основе эмоций других людей.

В исследовании участвовали 99 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для определения реакции ребенка на чужие эмоции была использована методика «Классификация по разным основаниям».

Детям показали восемь картинок с веселыми и грустными лицами мальчиков и девочек. Одни картинки были на голубом фоне, а другие – на зеленом. Ребенку нужно было разложить картинки по группам. Однако основания для классификации взрослый им не давал. Дети сами их определяли и могли разложить картинки по группам: девочки – мальчики, зеленый – синий, грустный – веселый.

Также применялась методика «Противоречивые ситуации» для выявления возможностей детей не только понимать эмоции другого по внешним проявлениям, но и использовать эти знания для анализа ситуации.

Детям предлагались 9 картинок. На трех картинках были изображены реальные ситуации, а на шести – нереальные ситуации («нелепицы»). На трех картинках-нелепицах были изображены предметы или события, противоречащие друг другу (например, цветы, растущие зимой), а на трех других – дети, чьи эмоциональные переживания противоречили ситуации (например, девочка смеется во время пожара). Ребенок должен был определить, какие ситуации на картинках могут встречаться в жизни, а какие нет.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник практической психологии образования».

В зависимости от способа понимания эмоционального состояния людей ребенок по-разному взаимодействует со сверстниками. Эксперимент проводился с двумя группами. В первой группе детей знакомили с эмоциями через выразительное чтение, проигрывание ситуаций и обсуждение эмоций персонажей. Во второй группе дети моделировали ситуации с помощью заместителей эмоций, но взрослый не требовал от них словесного обозначения или понимания эмоций.

До и после эксперимента исследователи наблюдали за детьми в трех разных ситуациях:

1) Когда взрослый указывал детям, как правильно себя вести в конфликтах со сверстниками.

2) Когда дети знали, что взрослый наблюдает за ними, но он не вмешивался в их взаимодействие.

3) Когда дети не знали, что за ними наблюдают.

В результате наблюдений было выявлено, сколько детей в большинстве случаев проявляли просоциальное поведение (помощь, защита, утешение, уступчивость и т. д.), что говорит о том, что они учитывают эмоциональное состояние других людей.

«Первое, что привлекает внимание при рассмотрении результатов, –почти половина детей, которые могут понимать эмоции других людей и помогать им, не показывают эти способности, когда рядом есть взрослый, – отмечает Валентина Масалова, старший преподаватель факультета «Психология образования» МГППУ. – Это противоположно тому, что думали раньше: дети не всегда используют свои знания о правильном поведении в реальной ситуации, даже если они с радостью говорят об этом со взрослым».

«Второе, что мы замечаем при анализе результатов, – это то, что дети в возрасте шести лет, которые имели опыт работы с заместителями эмоций, лучше учитывают эмоциональное состояние других, чем дети, которые имели только опыт ознакомления с эмоциями, – рассказывает Елена Ягловская, кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» МГППУ. – Но это не значит, что традиционные способы развития эмоций у детей не нужны. Просто возникает вопрос, насколько они подходят для разных возрастов детей».

Исходя из работ советского психолога Александра Запорожца, можно предположить, что традиционные способы развития эмоционального состояния у детей будут более эффективны в младшем возрасте, когда дети только начинают узнавать о них.

Однако с 5–6 лет при решении задач, связанных с эмоциональным и социальным развитием, нужно использовать не только способы ознакомления с эмоциями, но и моделирование ситуаций.

Исследования показывают, что только к седьмому году жизни большинство детей начинают использовать понимание эмоциональных состояний другого для решения проблем. Это подтверждает идею Александра Запорожца о том, что эмоции других людей помогают детям ориентироваться в мире. Если не учитывать возрастные особенности в восприятии эмоций, можно неправильно оценить социальное и эмоциональное развитие ребенка и его поддержка будет неэффективна.

Только знакомство с эмоциями мешает ребенку научиться самостоятельно регулировать свое поведение на основе понимания эмоций других детей. Детям необходимо дать возможность самим использовать внешние проявления эмоционального состояния для ориентации в ситуациях взаимодействия.