Найти в Дзене

Самый "заводской" троллейбусный маршрут в Тольятти

Бытует расхожее мнение, что Тольятти - это город одного завода. Сами понимаете, какого. Возможно, так думает даже немалая часть самих тольяттинцев.
Однако достаточно ознакомиться хотя бы со схемой движения тольяттинских троллейбусов, чтобы понять, что не АвтоВАЗом единым...
Так, например, 21-й маршрут соединяет основную жилую зону Комсомольского района с заводом "Тольяттиазот". Между прочим, входит в десятку крупнейших мире производителей аммиака. Больную тему с ВАЗовскими троллейбусными маршрутами сейчас затрагивать не будем. Бог даст, выправится. Будем делать то, что можем, - не нагнетая, но воодушевляя. Про самый "лесной" из троллейбусов можно прочитать здесь. Самым "заводским" по праву можно считать 4-й троллейбусный маршрут. Кстати, Тольятти - уже третий город, в котором я езжу на четвёртом маршруте. Первый - само собой, Самара. А второй - Вологда. Там на сегодня "четвёрка" - вообще единственная из действующих линий (надеемся, в будущем их там прибавится). Так вот, тольяттинс
Фото автора
Фото автора

Бытует расхожее мнение, что Тольятти - это город одного завода. Сами понимаете, какого. Возможно, так думает даже немалая часть самих тольяттинцев.

Однако достаточно ознакомиться хотя бы со схемой движения тольяттинских троллейбусов, чтобы понять, что не АвтоВАЗом единым...

Так, например,
21-й маршрут соединяет основную жилую зону Комсомольского района с заводом "Тольяттиазот". Между прочим, входит в десятку крупнейших мире производителей аммиака.

Больную тему с ВАЗовскими троллейбусными маршрутами сейчас затрагивать не будем. Бог даст, выправится. Будем делать то, что можем, - не нагнетая, но воодушевляя.
Заход 21-го троллейбуса на кольцо "Азотреммаш". Фото автора
Заход 21-го троллейбуса на кольцо "Азотреммаш". Фото автора

Про самый "лесной" из троллейбусов можно прочитать здесь.

Самым "заводским" по праву можно считать 4-й троллейбусный маршрут.

Кольцо "Завод "Трансформатор"". Фото автора
Кольцо "Завод "Трансформатор"". Фото автора

Кстати, Тольятти - уже третий город, в котором я езжу на четвёртом маршруте. Первый - само собой, Самара. А второй - Вологда. Там на сегодня "четвёрка" - вообще единственная из действующих линий (надеемся, в будущем их там прибавится).

Так вот, тольяттинская "четвёрка" работает исключительно по Центральному району, соединяя завод "Трансформатор" и большую промзону Старого Города.

Кольцо "Фосфор". Фото автора
Кольцо "Фосфор". Фото автора

"В Советском Союзе было два самых крупных завода по производству трансформаторов — в г. Тольятти и г. Запорожье. После Распада СССР ООО «Тольяттинский Трансформатор» является крупнейшим электротехническим предприятием России с более чем полувековым опытом производства и изготавливает все виды трансформаторного оборудования, востребованные на рынке России и зарубежья.

Реакторы – относительно новая для завода тема. Имея во многом единые техпроцессы проектирования и производства, освоение реакторов стало логичным решением для его постановки на предприятии.

Сегодня предприятием освоен выпуск уникальных для отечественной электроэнергетики изделий - управляемых шунтирующих реакторов трансформаторного типа (УШРТ).

ООО «Тольяттинский Трансформатор» объединяет в едином комплексе производство отдельных деталей, компонентов, узлов для изделия и обеспечивает комплектацию, как собственной программы, так и располагает возможностями поставки комплектующих и запасных частей для формирования ремонтного фонда в сервисных и эксплуатационных организациях..." (из Википедии)

После "Трансформатора" значительную часть пути "четвёрка" проходит по ключевым улицам Центрального района: Мира (вместе с маршрутами, 1, 7, 2, 18), Победы-Гагарина-Ленина (вместе с маршрутом 18).

На бульваре 50-летия Октября 4-й и 18-й маршруты расходятся. Участок от Ленина до Новозаводской "четвёрка" проходит в одиночку.

Пересечение улиц Новозаводской и бульвара 50-летия Октября. Фото автора
Пересечение улиц Новозаводской и бульвара 50-летия Октября. Фото автора
Одна из остановок на этом участке носит название "Украинская". И ничего, никто не переименовывает, героически не воюет с памятниками или табличками.

А уже на Новозаводской она ("четвёрка") снова встречается с "двойкой", и далее они уже не расстаются до самого "Фосфора".

Улица Новозаводская. Фото автора
Улица Новозаводская. Фото автора

И вот, пожалуйста, ещё крупные заводы на пути:

"Тольяттикаучук" - один из флагманов российской химической промышленности. Фото автора
"Тольяттикаучук" - один из флагманов российской химической промышленности. Фото автора
Фото автора
Фото автора

"КуйбышевАзот".

"Предприятие является крупнейшим в СНГ производителем капролактама, единственным в России производителем высоковязкого полиамида и высокопрочной технической нити.

В сентябре 2023 года на тольяттинском предприятии ПАО «КуйбышевАзот» открыли установку гранулирования и выпарки аммиачной селитры. Она обладает самой большой на момент запуска единичной проектной мощностью в 2300 тонн в сутки, при этом уровень выбросов в атмосферу снижен на 200 тонн по сравнению с предшествующей моделью. Инвестиции в проект составили 5 миллиардов рублей..." (из Википедии)

Плюс Тольяттинская ТЭЦ.

"ТоТЭЦ" - звучит круто! Фото автора
"ТоТЭЦ" - звучит круто! Фото автора

Ну, ещё и завод "Волгоцеммаш" - тоже мощный, но "четвёрка" рядом с ним не проходит, он только у "двойки" на пути.

А вообще, думается мне, красота - это не только про природу или про архитектурно-культурные сооружения.

Большие (да и небольшие) РАБОТАЮЩИЕ предприятия тоже по-своему красивы. Именно тем, что они работают. И между прочим, кормят город и его жителей. И помогают культуре. И электротранспорту.

Гляжу на трубу заводскую, -
И рад, и немного тоскую,
Колышется дым из трубы
Как чёрное знамя борьбы.

"Как всё это грязно и вредно", -
Приходится слышать нередко.
Но чем-то мне дорог завод,
Что весь почернел от забот...

(Стихи автора)

Благополучия всем нам, нашему любимому городскому электротранспорту - и нашим заводам!

___________________________

Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)